Мастер-класс по технологии на тему «Открытка своими руками» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области»
«Открытка своими руками»
Подготовила и провела:
Яковлева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов, дефектолог
18.03.2020г.
Форма проведения: интегрированное (теоретическо– практическое) занятие.
Раздел: «Профессионально-трудовое обучение».
Методы: объяснительно – иллюстративный, практический, творческий.
Материалы: шаблон основы из цветного картона, шаблон основы из фетра, вкладыши с напечатанным стихотворением, лента атласная, клей, пуговицы со сквозными отверстиями, бантики, салфетки, нитки разных цветов.
Инструменты: игла для шитья, ножницы.
Наглядные пособия: проекционный материал (слайды, буклет «История пуговицы», демонстрационные изделия(открытки).
Средства: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Тип организации мастер – класса: демонстрационное занятие.
План мастер – класса
I. Организационно-подготовительный этап.
1)Приветствие участников мастер – класса.
2) Тренинговое упражнение «Знакомство».
II. Теоретическая часть.
1. Сообщение темы мастер – класса.
2. Ознакомление с целью и задачами мастер – класса.
4. Актуальность темы мастер – класса.
4. Историческая справка «История возникновения пуговицы» (презентация) 7 слайдов.
III. Творческая мастерская
1. Технологическая карта в виде слайдов.
2. Повторение правил безопасной деятельности во время работы с иглой, клеем, ножницами.
IV. Моделирование. Показ демонстрационных образцов на двух основах (фетр и картон)
1. Выполнение практической работы.
2. Организация и консультация во время выполнения работы.
3. Обсуждение авторских моделей практического занятия.
V. Рефлексия.
I.Организационно- подготовительный этап.
Учитель – мастер.
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на мастер-классе.
"Подходит к концу ещё одна четверть … Проживая её, каждый получил что-то своё.
Попробуйте сравнить свои ощущения от прошедшей четверти с временами года, где
Весна - это эмоциональный подъём, желание творить и создавать что-то новое;
Лето - весь год без забот, работала легко и непринуждённо;
Осень - «собирала урожай» профессионального мастерства (училась, повышала профессиональную компетентность и увидела результат своей работы);
Зима - желание работать было скрыто под сугробом различных проблем (финансовых, личных, профессиональных).
Пожалуйста, отметьте свое мнение:
Приклейте стикер в выбранном секторе.
Примечание: лист разделен на сектора (картинки с временами года - на ваше усмотрение)
У большинства из нас…… если зима, надеюсь, что житейские проблемы уйдут на второй план, а мы продолжим с вами активно сотрудничать на позитивной ноте.
Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер-класс на тему «Открытка своими руками».
Цель:
знакомство с технологией изготовления открытки своими руками путём пришивания пуговиц со сквозными отверстиями.
Задачи:
???????????
II. Теоретическая часть. Актуальность.
Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Трудовая деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное её использование как средства коррекции в процессе обучения детей данной категории может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, представлений об окружающем мире, что способствует успешной социализации ребенка в жизни.
Одним из разделов данного предмета «Профессионально-трудовое обучение» является «Ручной труд». Планомерное изучение тем в этом разделе у детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), несёт основную практическую направленность по самообслуживанию и в итоге ориентирует детей в выборе профессии. Этот раздел изучается в третьей четверти. При изучении тем особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Поэтому представленная тема мастер-класса является актуальной. Считаю, что дидактические упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. В педагогическом процессе ребёнка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это означает, что ребенок свободно выбирает объект изучения, сам в него включается и так же свободно из него выходит, без принуждения со стороны взрослого
В приоритете стоит социальная адаптация обучающихся, трудоустройство и дальнейшее их приспособление к жизни, в том числе, в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, применять в быту эти знания и привычки культурного поведения, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Выбор приёмов и способов пришивания пуговиц предусмотрен самой программой, так как кроме конкретных объектов, в ряде случаев указаны такие темы, как «Аппликации», «Работа с тканью, нитками, тесьмой, шнуром», «Мелкий ремонт одежды», «Пришивание пуговиц», где данный предмет используется на разных основах и текстурах.
Такие нестандартные приёмы и методы формируют у обучающихся художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (умение работать с цветом, пуговицами разной формы, размера, различными текстурами, создавать композицию, планировать последовательность действий).
Создавая открытку своими руками, мы отрабатываем навык пришивания пуговицы, который нужно будет продемонстрировать в практической части государственной итоговой аттестации по профессионально-трудовому обучению.
Для современного человека пуговица – не более чем функциональный предмет. Пуговица была, есть и будет, поскольку умело выдерживает конкуренцию и, несмотря на обилие изобретений вроде кнопок, молний и «липучек», эта маленькая помощница продолжает играть свою важную роль. Пуговицы изучают, пишут о них книги, коллекционируют, что становится модным в последнее время, открывают музеи и устанавливают памятники.
Вашему вниманию предлагаю посмотреть презентацию «История появления пуговицы»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
На сегодняшний день памятники пуговицам установлены филобутонистами(коллекционерами форменных и простых пуговиц) по всему миру: в Германии, Канаде, Литве, Латвии,США.
7.
А вот в России арт-объектов, посвященных этому крохотному предмету, сопровождающему каждого из нас на протяжении всей жизни, не было. Первый на Смоленщине, а возможно и в России, монумент пуговице был установлен в городе Дорогобуже в 2016 году.Пуговица диаметром в 1,1 метр и весом порядка 400 кг выполнена из бетона и установлена на валунах природного происхождения. Вес всей массивной конструкции составляет около 3 тонн!
8.
Проведя исследование, я убедилась, что и в настоящее время пуговица не утеряла свою значимость. Ее можно использовать не только для крепления одежды, но и для изготовления сувениров и подарочных открыток.
III.Творческая мастерская
Итак, уважаемые коллеги, мне хотелось бы пригласить педагогов, работающих с данной категорией детей, в творческую мастерскую. Чтобы нам было легче общаться, прошу вас написать своё имя на бейджике. Прикрепите его.
Практическая работа (выполняется под музыку):
Подарок, сделанный своими руками всегда оригинален и приятен. В наше время популярностью пользуются дизайнерские открытки ручной работы. Мастера создают красивые открытки, воплощая самые невероятные фантазии и используя при этом самые простые материалы. Мы попробуем тоже создать открытку своими руками, уже имея опыт пришивания пуговиц со сквозными отверстиями.
Пускай открытка - скромный дар,
Ей рад богач и тот, кто беден -
Души дарящего в ней жар,
И без нее подарок бледен!
Её не просто подобрать,
Она должна быть чуть наивной,
Чтоб угодить и угадать,
Не утомляя речью длинной.
Главным элементом открытки будут пришитые вашими руками пуговицы. Это очень простой, но важный предмет в жизни каждого человека.
Перед вами цветные коробочки с раздаточным материалом. Рассмотрите, что находится внутри.
IV. Моделирование. Показ демонстрационных образцов на двух основах (фетр и картон)
Приступаем к работе. (Объяснение поэтапного выполнения работы) (слайды презентации)
1.
Образцы открыток
2. Перед вами основы открытки.
3. Сверните лист пополам.
4. Распределите пуговицы в верхней части открытки.
5.Отметьте центр пуговицы.
6. Таким способом пришиваем пуговицы.
С давних пор существовало поверье, если хочешь, чтобы исполнилось желание, загадай его и пришей на удачу. Мы воспользуемся таким советом. Для пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями предлагаю вам такой способ. Такое пришивание символизирует здоровье и красоту.
7. Правила работы с иглой и ножницами.
8. Начинаем пришивать пуговицы.
9. Правила работы с клеем.
10. Приклейте стебельки к пришитым пуговицам.
11. Приклеиваем ленту.
12. Это вкладыш. Нанесите клей по периметру обратной стороны вкладыша.
13. Приклейте вкладыш так, чтобы закрыть место пришивания пуговиц.
14. Приклейте бантик . Открытка готова.
Как пришить пуговицу со сквозными отверстиями.
Эти пуговицы используются чаще всего. Для начала необходимо найти центр, который будет совпадать с центром пуговицы. По правилам надо подбирать цвет нитки в тон пуговицы. У нас с вами работа творческая, поэтому я предлагаю выбрать понравившийся цвет нитки на ваш вкус и пришить пуговицы нитками разных цветов. Так мы подчеркнём необычность пришивания этого элемента, украсить пуговицу. Отмерив длину нитки, вставим кончик нитки в ушкО иголки, завяжем плотный узелок и обрежем лишнюю ниточку, если она будет торчать из узелка. Проткнём иголкой ткань с лицевой стороны, чтобы узелок оказался под пуговицей. Если нитка сложена вдвое, то достаточно проколоть три раза. Желательно попадать в одни и те же проколы. Перед завершением процесса иголку следует вывести между тканью и пуговицей на лицевой стороне, сделать обмотку и завязать узелок, прихватывая нитки. Для прочности достаточно сделать два таких узелка и обрезать нить. Вот пуговица и пришита. Обратите внимание, как выглядит обратная сторона. Никаких узелков на ней нет. Ниточки лежат ровно в одном месте.
Наша творческая мастерская завершает свою работу. Каждая ваша открытка получилась оригинальной и необычной. Я думаю, что такую открытку, сделанную своими руками, оценит любой получатель.
V. Рефлексия.
Заключительное слово автора мастер-класса.
Представление выполненных работ. Обмен мнениями.
Фотография участников мастер-класса.
Уважаемые коллеги. Поделитесь своими впечатлениями о мастер-классе. Мне очень важно услышать ваше мнение.
- Уважаемые коллеги, как вы считаете, с какими нестандартными приёмами для себя вы познакомились на мастер-классе?
-Как вы считаете, представленная в презентации, информация, будет ли полезна для детей?
- Насколько актуальна проблема, о которой мы говорили в рамках мастер-класса?
Спасибо всем участникам мастер-класса за сотрудничество и понимание.
Вручение на память участникам мастер-класса буклета «История пуговицы»