Мастер-класс для педагогов «Жизненная гармония» (8–11 классы)
Мастер-класс для педагогов
«Жизненная гармония»
Цель: профилактика эмоционального выгорания
Задачи:
- Развитие навыков эмпатии.
- Развитие способности разбираться в своих чувствах и потребностях.
- Развитие навыков самоанализа.
- Отработка навыков рефлексии.
- Анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
Целевая группа: педагоги МБУ ДО ДДТ г. Азова
Необходимые материалы: проектор, компьютер, бланки (тест Люшера, Дерево Лапмена, «Колесо баланса») на каждого участника, пишущие принадлежности, памятки «РОСТ».
Всем известно, что профессия «Педагог» относится к типу «Человек-человек» и предполагает постоянное взаимодействие с людьми разных возрастов и статусов – это и дети, и подростки, и родители, и коллеги. Взаимодействие это может быть продуктивным и приятным, а может быть и совершенно изматывающим. Но нам нужно уметь к каждому найти подход. А для того, чтобы не оказаться сапожником без сапог, очень важно уделять время и внимание себе и своему состоянию.
Сейчас, как вы знаете, я провожу диагностику эмоционального состояния обучающихся и, соответственно, педагогов. Займёт она минут 15. На столах у Вас лежат бланки, которые нужно подписать. Мы пройдём два небольших теста.
Тест Люшера
Дерево Лапмена
А теперь сдайте мне, пожалуйста, свои бланки. Ваши результаты никому разглашаться не будут, а будут использованы для анализа в обобщенном виде.
Сейчас вкратце я расскажу значения цветов и человечков. Но если Вам интересен Ваш личный результат, Вы можете подойти ко мне и узнать его.
Итак, для начала хочу напомнить о пирамиде потребностей А.Маслоу. Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, мы не сможем удовлетворить потребности более высокого уровня. Разумеется, всё начинается с физиологических потребностей. Если нам холодно, нечего есть, хочется спать, то о потребности в познании, например, не может быть и речи. Человеку это попросту неинтересно. Но когда человек удовлетворяет свои базисные потребности и начинает чувствовать себя в безопасности, тогда-то у него и просыпаются потребности в контакте, удовлетворение которых подтягивает за собой потребности уже более высокого уровня.
Поэтому очень важно прислушиваться к себе и своим потребностям, ведь пока мы не наведем порядок в своей жизни, мы не сможем слышать других. А в нашей профессии это очень важно.
В понимании других, в нашем случае, это, прежде всего, дети, эта пирамида тоже помогает. Если, например, мы видим, что у ребёнка плохое настроение, то причина в неудовлетворённых потребностях. Возможно, ему требуется похвала, а, может, просто сделать перерыв и съесть булочку.
Вместе с тем, все наши сферы деятельности неразрывно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Поэтому можно утверждать, что наша жизнь за пределами ДДТ оставляет отпечаток и на нашей работе. Повторюсь, если где-то имеются пробелы, а соответственно, и неудовлетворённые потребности, то другие сферы жизни тоже могут страдать. Для того чтобы найти эти пробелы, я предлагаю вам пройти небольшое диагностическое упражнение. Эти бланки подписывать и сдавать не надо. Вы заберёте их с собой. Вам они понадобятся для самоанализа сфер жизни.
Итак, перед вами круг, поделённый на 8 секторов. Каждый сектор имеет своё название. Оси, идущие от центра круга в стороны, имеют отметки на равных расстояниях друг от друга. Ваша задача сейчас в каждом секторе отметить, насколько баллов по 10-балльной шкале вы оцениваете каждую из сфер вашей жизни. Пример вы можете видеть на экране.
Скорее всего, в итоге у вас получилась «роза ветров» - не ровное колесо, а многоугольная фигура. Это нормально, потому что практически всегда какие-то сферы нашей жизни развиты лучше, а какие-то слабее. Именно с этим мы и будем работать дальше.
А вот если у вас получилось равномерное колесо, это чаще всего говорит о том, что:
вы хитрили перед собой, когда отмечали цифры, и оценили сферы вашей жизни лучше/хуже, чем они есть на самом деле
вы находитесь в стагнации – ровном, скорее всего, однообразном и достаточно застойном периоде своей жизни. С одной стороны, это неплохо – у вас нет явных «провалов». Но с другой, стагнация – это всегда начало спада. Этот период не может длиться долго – рано или поздно он скатывается в деградацию. Это происходит потому, что мир всегда двигается вперед – а если вы стоите на месте, то автоматически начинаете отставать.
Если в вашей жизни сейчас стагнация – пора задуматься о том, какие сферы можно улучшить, усилить, сделать еще качественнее и интереснее? Начинайте потихоньку двигаться вверх – и вы избежите «провала».
Обратите внимание на то, какие сферы у вас имеют более высокий балл, а какие стоит «подтянуть».
Теперь другим цветом отметьте желаемый уровень в каждом секторе. С этой разницей вам и предстоит работать. Поразмышляйте, какая из сфер оказывает влияние на наибольшее число других сфер. С неё и стоит начинать работу.
Помните, что улучшить «все и сразу» невозможно:) Начните с одной или двух сфер – и двигайтесь планомерно, маленькими посильными шагами.
А для того чтобы развить эти сферы, можно использовать методику РОСТ.
Эта методика поможет правильно сформулировать цели и двигаться к их достижению.
РОСТ – это аббревиатура от названий четырех этапов: Р – расстановка целей (того, чего именно вы хотите); О – обследование нынешней ситуации (того, что у вас есть сейчас); С – список возможностей (на этом этапе происходит поиск возможных вариантов); Т – то, что важно сделать (Этот этап помогает определить конкретные шаги для достижения цели).
На столе лежат памятки с описанием этой методики.
Через время рекомендую повторить самоанализ с помощью методики «Колесо баланса» и сравнить с результатами, которые Вы получили сегодня.
Колесо баланса
Презентация-сопровождение к мастер-классуPPTX / 4.74 Мб