Мастер-класс "Где логика?"
МАСТЕР-КЛАСС
«Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
Добрый день, коллеги!
Уважаемые участники! Что для вас явилось бы «ОБЫКНОВЕННЫМ ЧУДОМ?» да, вот такие разные ассоциации с этим красивым словосочетанием.
Еще Аристотель в древности заметил, что «Познание начинается с удивления»
А для меня чудом стали блоки Дьенеша.
И ТЕМА МОЕГО МАСТЕР-КЛАССА: «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников
В своей работе я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».
Блоки Дьенеша – это специальное дидактическое пособие, которое состоит из 48 объемных фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине и предназначено для обучения математике в игровой форме.
Занятия с блоками способствуют развитию памяти, внимания, воображения и развития речи. У ребенка формируются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать информацию.
Занятия проходят в несколько этапов.
Ознакомление с логическими блоками
Дети используют блоки как строительный материал
Игровая деятельность
На втором этапе дети знакомятся со свойствами блоков в ходе проведения дидактических, настольных и подвижных игр.
.
Ознакомление с символами
На следующем этапе детей знакомят с кодовыми карточками со схематичными изображениями свойств блоков. В комплекте есть карточки, изображения на которых обозначают отрицание.
4. Поисковый этап
Этот этап самый длительный. Он подходит для старших дошкольников и предполагает работу с карточками по определенным правилам, которые помогают прийти к конкретным логическим выводам.
В чем «изюминка» этих игр? Каждая игра дает возможность детям проявлять свое творчество. И здесь очень подходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основная концепция которой: знания не даются, а добываются детьми в ходе интеллектуально-игрового процесса.
Просмотр ролика на слайдах, демонстрирующего работу с блоками Дьенеша под музыку, которая заканчивается словами «Что же будет, что же будет, что же будет, ЧТО???»
А будет сегодня ТОК-ШОУ « ГДЕ ЛОГИКА?»
Сегодня хочу поговорить про развитие логики у малышей. Безусловно, очень полезно учить с ребенком названия животных и растений, по многу раз повторять буквы или названия стран мира, но такие виды деятельности направлены преимущественно на развитие памяти ребенка, и практически не дают простора для размышлений. Такого совсем не скажешь про логические игры! Логические игры, это как «пища для ума», они действительно заставляют малыша пораскинуть мозгами, активизируют все мыслительные процессы!
Еще в античности зародилась наука, именуемая логикой: эта дисциплина изучает правильное мышление, формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности.
Чтобы понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить о чем идет речь. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Д ля работы мне нужны помощники. Коллеги, Вам предстоит из сухого бассейна взять по одному шарику (скомканный кусочек бумаги), разгладить его и выйти тем, кому выпал приз.
Я вам предлагаю пройти в «Творческую мастерскую», взяв с собой планы объектов будущего «Волшебного города». Вам предстоит стать для этого строителями и воплотить в жизнь наш проект.
Уважаемые коллеги, кому выпал вот такой приз, вам тоже повезло, потому что вы стали участниками ТОК-ШОУ «ГДЕ ЛОГИКА?»
Будьте добры, пройдите и займите свои места.
Условие игры: за каждый правильно данный ответ дается 1 балл. Если ваш ответ готов, нужно нажать на кнопку.
1 раунд «НАЗОВИ МЕНЯ»
Вам нужно отгадать известного персонажа по его тени…
И мы проведем игру «Шерлок Холмс ищет преступника».
Цель этой игры: освоение способа декодирования.
Вы смотрите на карточки со знаками-символами, находите нужный блок и получаете 1 балл за правильный ответ
Квадратный, большой, красный, толстый.
Квадратный, небольшой, нежелтый, тонкий.
А теперь немного усложним, нужно выбрать блок (так чтобы его не видели соперники), составить его паспорт, используя кодовые карточки, они перед вами, обозначающие свойства блока и отрицание, выставить на щитке. Соперники угадывают…
Пока участники готовятся, игра с залом, нужно расшифровать пословицы….
2 раунд «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ»
Много есть профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Любой повар должен любить свою работу. Посмотрите на слайд, и подумайте, что приготовил повар? и какие цели можно поставить при проведении дидактической игры «Компот из яблок»?
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент.
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений, расширяют словарный запас, развивают речь
Рефлексия:
У нас сегодня участниками были две команды: «» и «», которые набрали по…. баллов. Побеждает команда «»
Встреча нашей педагогической мастерской подходит к концу.
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть?
Уважаемые коллеги, нам интересно Ваше мнение о проведенном мастер-классе, если вы считаете, что получили полезные знания, поднимите зеленую ладошку, если считаете, что работа с блоками неэффективна, поднимите красную ладошку.
Мы с вами – педагоги. Конкурсы профессионального мастерства показывают, что педагоги – люди творческие. Спасибо всем за помощь в проведении мастер-класса. Всем хочу пожелать плавного течения и ярких поворотов в своем педагогическом призвании. Я вам дарю свою улыбку.