Мастер-класс «Изучай, размышляй, действуй, удивляй»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ ПМО «СОШ №14» г. Полевского Свердловской области
Сценарий мастер-класса:
«Изучай, размышляй, действуй, удивляй»
Авторы:
Плещева Елена Викторовна,
учитель английского языка;
Крупина Татьяна Павловна,
учитель английского языка
Тема: «Синквейн как художественная форма письменной рефлексии»
Цель мастер-класса:
познакомить с приёмом формирования критического мышления через создание синквейна как художественной формы письменной рефлексии
Задачи мастер – класса:
- дать определение синквейна;
- познакомить с технологией создания синквейна;
- выработать алгоритм составления синквейна на примерах
Аудитория: учителя иностранного языка, молодые специалисты, учителя русского языка и литературы
Оборудование: компьютер, проектор; магнитная доска, плакаты с синквейнами на английском языке, картинка, цветные листы, маркеры, оформленный лист формата А3 в рамке.
Ход мастер-класса:
Организационный момент.
Я иду на урок…Я пока еще точно не знаю,
Что за день предстоит, и каков его будет итог...
Но зачем я иду, это я уж давно понимаю –
Влюблена я в детей и в заливистый школьный звонок!
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и гости!
Слайд 1
Хочется начать свой мастер- класс со слов великого французского философа- просветителя 18 века Вольтера:
«Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замкУ».
А замОк – это наш человеческий разум, имеющий три ключа, которые открывают всё: знания, мысли, воображение. Единственный путь, который ведет к знаниям-это деятельность. Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Введение.
Для того, чтобы мотивировать моих учеников к познавательной деятельности, поиску пути к цели в поле информации и коммуникации, на своих уроках я применяю технологию развития критического мышления, которая представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов.
В русле компетентностного подхода к обучению данная технология является не только актуальной, но и результативной.
На уроке я дирижер, режиссер, организатор. Моя задача - вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно - ориентированным, ставить и решать новые нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений обучающихся, развитие их мышления и креативных способностей).
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по всем видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Структура урока, построенного по технологии развития критического мышления, включает в себя три фазы: вызов, осмысление и рефлексию.
На стадии рефлексии при помощи различных приемов осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Сообщение темы. Презентация методики написания синквейна.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы познакомить вас с методикой написания синквейна.
Слайд 2
Синквейн - это прекрасный прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления.
Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом деле - всё очень просто.
Слайд 3
Слово синквейн происходит от французского “пять”. В вольном переводе это слово означает “пять вдохновений’ или “пять удач”.
Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века.
Слайд 4
Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на японские миниатюры - хокку.
Слайд 5
Правила составления синквейна:
1. первая строка - это тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (обычно этим словом является существительное или местоимение);
2. вторая строка состоит из двух слов, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (как правило, используются прилагательные или причастия);
3. третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
4. четвертая строка - фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5. пятая строка содержит слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Особенности синквейна заключаются в том, что он является формой свободного творчества, он прост в построении, полезен для развития способности к анализу.
Главное, что синквейн получается у всех, создавая его, вы чувствуете себя творцом.
Презентация учебного материала.
Свой мастер- класс я назвала «Изучай, размышляй, действуй, удивляй»
Слайд 6
Я надеюсь, что мастер-класс будет для вас интересным и познавательным.
Мы выбрали сложную, но интересную профессию - учитель. Иногда мне говорят:
«Ты как с другой планеты!». Да, эта планета - школа. Это особая атмосфера, каждый день - новое событие, новые впечатления, новые эмоции.
Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что значит для вас профессия учитель?». Ведущий работает с залом и фокус - группой.
Пожалуйста, напишите, какими профессиональными и личными качествами должен обладать современный учитель. (Ведущий раздает коллегам листы, на которых им следует написать качества).
На магнитной доске картинка:
Коллеги в течение 2 минут работают. Затем, листы, на которых написаны качества, ведущий располагает рядом с картинкой.
Ведущий: «Итак, современный учитель, какой он?»
А теперь я предлагаю вам составить синквейн, что есть в вашем понимании слово «Учитель».
Коллеги отвечают устно, ведущий мастер - класса записывает слова на доске.
Ведущий:
Итак, первая строка:
Учитель
Вторая строка:
Мудрый, творческий
Третья строка:
Учит, воспитывает, опекает
Четвертая строка:
Больше, чем профессия, это жизнь.
Пятая строка:
Призвание
Да, уважаемые учителя, мы мудрые и творческие. Мы учим, воспитываем, опекаем. Для нас - это больше, чем профессия. Это наше призвание, это наша жизнь.
Трудно ли быть подростком? На этот сложный вопрос мы, мои ученики 10 класса и я, искали ответ на уроке. Выделив проблемы, обсудив их, ребята пришли к выводу, что быть подростком, не смотря на возникающие трудности - это здорово. На следующем уроке, уроке систематизации знаний, я предложила им составить синквейны по темам «Подросток», «Молодежь», «Школа».
И сейчас я прошу вас выполнить такое же задание. Уважаемые коллеги, составьте, пожалуйста, синквейны по темам «Подросток», «Школа», «Молодежь».
Ведущий мастер- класса раздает листы формата А3. Коллеги работают в группах.
Напомню, что написание синквейна - это свободное творчество, которое требует умения найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания синквейна.
Итак, посмотрим, что у вас получилось.
Группы представляют свои синквейны.
Ведущий: Очень интересные синквейны!
А вот, что получилось у ребят.
Ведущий показывает синквейны обучающихся, составленные на английском языке, комментирует их.
1.Teenager
2.Rebellious, sensitive
3.Criticizes, argues, insists
4.A teenager dreams to be an adult
5.A child
1.Young people
2.Active, positive
3.Study, work, relax
4.They overcome lots of difficulties
5.Creators
1.School
2.Kind, strict
3.Teaches, helps, brings up
4.School helps in choosing your way
5. Home
1. Подросток
2. Бунтующий, чувствительный
3. Критикует, спорит, настаивает
4. Хочет быть взрослым
5. Ребенок
1. Молодежь.
2. Активная, позитивная
3. Учится, работает, отдыхает
4. Преодолевают много трудностей
5. Созидатели
1. Школа
2. Добрая, строгая
3. Учит, помогает, воспитывает
4. Помогает в выборе пути
5. Второй дом
Обратите внимание, насколько творчески подошли дети и уважаемые коллеги к выполнению задания.
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»,- говорил Сократ.
Я верю, что каждый ребенок талантлив, и я - учитель, должна заметить в ребенке всё лучшее, что в нем есть и дать импульс к его самосовершенствованию через развитие творческих способностей.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата на любом этапе урока.
Слайд 7
При составлении синквейна:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности обучающихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- расширяется словарный запас.
Что такое синквейн языком синквейна?
Слайд 8
Синквейн о синквейне
1. Синквейн
2. Творческий, активизирующий
3. Развивает, обогащает, уточняет
4. Синквейн помогает учиться
5. Технология
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Уважаемые коллеги, мы находимся на заключительном этапе нашего мастер - класса.
Одним из эффективных и интересных приемов на стадии рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации, является синквейн.
Я предлагаю подвести итоги нашей совместной деятельности и составить синквейн на тему «Мастер-класс».
Ведущий выдает коллегам оформленный лист формата А3, вставленный в рамку. Коллеги обсуждают и записывают синквейн.
Пока фокус - группа работает, ведущий работает со зрителями. Устно составляют синквейн на тему «Мастер- класс».
Ведущий: «Мне очень интересно посмотреть на оценку моего мастер - класса коллегами. Посмотрите, пожалуйста, по - моему, замечательно!».
1.Мастер-класс
2.Познавательный, увлекательный
3.Активизирует, учит, развивает
4. Воплощает идею в жизнь
5.Ключ к знаниям
Спасибо вам!
Заключительный этап мастер - класса.
Уважаемые коллеги, жюри, гости! Я искренне благодарю вас за понимание и поддержку. Думаю, что мой мастер - класс стал для вас познавательным, а интересный методический прием технологии критического мышления - синквейн, вы будете использовать на уроках.
Свой мастер - класс мне хочется завершить стихотворением:
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец.
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно.
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомненья
Поверьте, не изменится названье.
И это - главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что наше в нём призвание.
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Творческих вам успехов, уважаемые коллеги!
9