Рабочая программа творческого объединения «Размышляйка» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина» |
||
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «_____» ____________2018г. №_____ ______________ |
Согласовано Заместитель директора ____________________ «___» ______________2018г. |
Утверждаю Директор МБОУ СШ № _____________ «____» _______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения
«Размышляйка»
для детей 7-8 лет
Сроки реализации: 2018– 2019 учебный год.
Автор: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов.
г. Архангельск
2018
Пояснительная записка
Актуальность |
Актуальность работы по развитию логического мышления и моторики детей в 1 классе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этом возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. |
||||||
Пособия для реализации |
|
||||||
Срок реализации |
06.10.2018-30.04.2019 (28 занятий) |
||||||
Цель и задачи |
Цель –формирование интереса к выполнению логических и графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом, развитие логического мышления. Задачи : Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач. Развивать мелкую моторику, логику и зрительно– двигательную координацию. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия). Увеличить объем внимания, памяти. Профилактика дисграфии и дислексии. |
||||||
Результаты освоения |
Ребенок научится: выполнять несложные логические и графические задания. штриховке в заданном направлении, раскрашиванию с соблюдением правил раскрашивания, обведению рисунков и рисованию различных фигур по точкам, клеточкам, волнистым и прямым линиям; выполнять задания по словесной инструкции; с помощью педагога оценивать правильность выполнения задания; выполнять задания в микрогруппе, прислушиваться к мнению окружающих. Ребенок получит возможность научиться: Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости. Успешно справляться с заданиями, требующими координированных движений рук. Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции, удерживать в памяти алгоритм выполнения задания. Решать простые логические задачи. Пользоваться линейкой как инструментом для черчения прямых линий. Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания. |
Структура документа
Рабочая программа «Размышляйка» включает в себя:
Планируемые результаты.
Содержание программы.
Тематическое планирование.
Приложение «Примеры заданий.
Планируемые результаты
Личностные:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом алгоритму;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку своей работы и деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога,
овладевать логическими операциями сравнения, анализа;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
учиться владеть шариковой ручкой, карандашами, линейкой.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
различать понятия «медленнее-быстрее», «старше-моложе», «выше-ниже», «цена и стоимость» и т.д.;
устанавливать общие и отличительные признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
наделять предметы новыми свойствами;
рисовать по точкам, используя образец рабочей тетради, раскрашивать, штриховать в заданном направлении; рисовать карандашом по аналогии;
копировать по образцу фигуры, пользоваться при этом линейкой;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Ребенок научится:
выполнять несложные логические и графические задания.
штриховке в заданном направлении, раскрашиванию с соблюдением правил раскрашивания, обведению рисунков и рисованию различных фигур по точкам, клеточкам, волнистым и прямым линиям;
выполнять задания по словесной инструкции;
с помощью педагога оценивать правильность выполнения задания;
выполнять задания в микрогруппе, прислушиваться к мнению окружающих.
Ребенок получит возможность научиться:
Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости.
Успешно справляться с заданиями, требующими координированных движений рук.
Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции, удерживать в памяти алгоритм выполнения задания.
Решать простые логические задачи.
Пользоваться линейкой как инструментом для черчения прямых линий.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
2.Содержание программы
Само занятие состоит их двух основных частей и предполагает реализацию двух, связанных между собой, направлений – это графическая моторика и логика.
1 – Логика.
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Соответствие. Последовательность действий. Ориентировка в пространстве и на плоскости. Решение простых логических задач.
2 – Графическая моторика.
Пальчиковая гимнастика. Обведение по клеточкам, рисование по клеточкам. Рисование по точкам. Штриховка. Рисование с помощью линейки.
Занятия предполагают организацию разных видов работ:
Рисование по трафаретам.
Штриховка.
Работа в тетрадях, выполнение логических и графических упражнений.
Работа в рабочей тетради для дошкольников (профилактика дисграфии и дислексии).
и в следующих направлениях:
Гимнастика пальцев и кистей рук.
Развитие логики.
Развитие графической моторики.
Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
Формирование графических навыков.
Содержание обучения проводится по следующей структуре:
- решение простых логических задач по направлению «Логика»;
- пальчиковая гимнастика;
- обведение рисунка по клеточкам, составление рисунка и раскрашивание; рисование по точкам от руки; рисование по точкам с помощью линейки;
- составление текста-описания по рисунку;
- подведение итога.
3.Тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
1. |
06.10. |
Вводное занятие. |
2. |
13.10. |
Группировка предметов. Обведи по клеточкам и раскрась. Елочки. |
3. |
20.10. |
Внутри-снаружи. Обведи по клеточкам и раскрась. Домики. |
4. |
27.10. |
Группировка предметов. Лишний в группе. Обведи по клеточкам и раскрась. Наземный транспорт. |
5. |
03.11. |
Ориентировка в пространстве. Обведи по клеточкам и раскрась. Воздушный транспорт. |
6. |
10.11. |
Группировка по трем признакам. Обведи по клеточкам и раскрась. Воздушный транспорт. |
7. |
17.11. |
Ориентировка в пространстве: первый, последний, между. Обведи по клеточкам и раскрась. Цветы. |
8. |
24.11. |
Соответствие. Обведи по клеточкам и раскрась. Животные. |
9. |
01.12. |
Соответствие. Обведи по клеточкам и раскрась. Птицы. |
10. |
08.12. |
Сравнение. Обведи рисунок по точкам и раскрась. В небе. |
11. |
15.12. |
Последовательность действий. Обведи рисунок по точкам и раскрась. Скоро Новый год. |
12. |
22.12. |
Простые логический задачи. Обведи рисунок по точкам и раскрась. Дикие и домашние животные. |
13. |
29.12. |
Простые логический задачи. Обведи рисунок по точкам и раскрась. Дикие и домашние животные. |
14. |
12.01. |
Сравнение. Обведи рисунок по точкам и раскрась. Дикие и домашние животные. |
15. |
19.01. |
Найди лишнее. Обведи по точкам. |
16. |
26.01. |
Понятия «Цена и стоимость». Обведи рисунок по точкам и раскрась. Посуда. |
17. |
02.02. |
Быстрее-медленнее. Старше-моложе. Обведи рисунок по точкам и раскрась. Отдых. |
18. |
09.02. |
Решение простых логических задач. Нарисуй по точкам и заштрихуй. Человек. |
19. |
16.02. |
Быстрее-медленнее. Тяжелее-легче. Нарисуй по точкам и заштрихуй. Прямоугольники. |
20. |
02.03. |
Продолжи ряд. Нарисуй по точкам и заштрихуй. Буквы. |
21. |
09.03. |
Соответствие. Нарисуй по точкам и заштрихуй. Шахматы. |
22. |
16.03. |
Решение простых логических задач. Рисуем и штрихуем с помощью линейки. |
23. |
23.03. |
Последовательность действий. Рисуем и штрихуем с помощью линейки. |
24. |
30.03. |
Решение простых логических задач. Рисуем и штрихуем с помощью линейки. |
25. |
06.04. |
Решение простых логических задач. Рисуем и штрихуем с помощью линейки. |
26. |
13.04. |
Решение простых логических задач. Рисуем и штрихуем с помощью линейки. |
27. |
20.04. |
Решение простых логических задач. Рисуем и штрихуем с помощью линейки. |
28. |
27.04. |
Итоговое занятие. Диагностическая работа. |
Приложение
Примеры заданий
-
Обведи по клеточкам и раскрась (занятие 4).
Нарисуй по точкам и заштрихуй. Человек. (возможно использование линейки – занятие 18)
Последовательность действий (занятие 11).
Простые логические задания. Быстрее-медленнее. Тяжелее-легче (занятие 19).