Мастер-класс «Краски осени» (осенний пейзаж)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Юбилейненская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс
«Краски осени»
Климова Л.П.,
учитель начальных классов.
высшая категория.
П. Юбилейный -2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Осень любимое время года многих людей. Она радует нас своей разноцветной палитрой. Зайдешь в лес и попадаешь в сказку! Золото и багрянец теперь хозяйничают в нём и завораживают нас своими разноцветными красками. Золотые монетки искрятся на деревьях, маленькие паучки плетут паутинки, мужички -грибочки манят нас все глубже и глубже в лес. А воздух в лесу необычайный, не надышишься. Окинешь взглядом осенний пейзаж и кажется, что Осень, применив свой талант художницы, на славу постаралась, преобразив природу! Красота осенней природы всегда восхищала многих писателей, художников и музыкантов и вдохновляла их на творчество, результатом их творения были созданы прекрасные стихи, музыкальные произведения и картины.
Проблема. Нам предстоит выполнить интересное задание: побывать в роли художников и с помощью кисти и красок передать разноцветную осень.
Цель: создать пейзаж осенней природы.
Задачи урока:
образовательные:
совершенствовать навыки и умение работать кистью и гуашью;
развивающие:
развитие глазомера, цветовосприятия;
развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
воспитывающие:
развитие художественного вкуса и эстетического чувства;
воспитание интереса к рисованию;
учить видеть красоту осенней природы;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Время проведения - 2 занятия по 40 мин.
Участники: учащиеся 11-17 лет.
Количество участников: 10 чел.
Вид занятия: мастер-класс
Методы обучения: наглядный метод, объяснительно - иллюстративный метод, частично – поисковый метод.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
гуашь, бумага, кисти, баночка для воды, тряпочка.
Для учащихся:
гуашь, бумага, кисти, баночка для воды, тряпочка.
Место проведения: классная комната.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Предметные:
Учащиеся понимают и воспринимают правила построения композиции, способы смешивания цветов, приёмы работы с гуашью.
Метапредметные:
Развитие умения работать с информацией, анализировать её, применять практически. Развитие умения высказывать собственное мнение, выражать свое художественное видение в творческой работе. Развитие применения правил построения композиции при изготовлении творческой работы.
Личностные:
Развитие познавательных интересов;
Осознание красоты в искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
анализировать объекты, выделять главное;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
Ожидаемый результат: создание осеннего пейзажа.
Технологическая карта мастер-класса
№ п/п | Этапы | Задачи, решаемые на этапе | Содержание этапа | Методы | Предполагаемый результат |
I. | Организационный момент | Создание позитивной атмосферы для деятельности | Приветствие. Проверка готовности к мастер-классу. | Слово преподавателя | |
II. | Постановка учебных задач | Мотивация слушателей к участию в мастер-классе | Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса | | |
III. | Практическая часть | Объяснение алгоритма создания пейзажа | Демонстрация и объяснение | Беседа Практическая работа (деятельность по алгоритму) | |
IV. | Рефлексия | Подведение итогов мастер-класса. | Самооценка деятельности участников мастер-класса. Заполнение листа рефлексии «Рука» | Беседа | Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности Удовлетворенность участников от проделанной работы |
Ход мастер-класса
Приготовить лист для работы, прикрепить его малярным скотчем к столу.
2. Для работы нам потребуются: гуашь, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка.
3.Взять белую гуашь и большой кистью покрыть весь лист.
4.Затем голубой гуашью закрасить сверху лист бумаги и сделать растяжку к середине листа.
4.Снизу покрасить лист голубой гуашью и снова сделать кистью растяжку к середине листа.
5. Таким образом, получится плавный переход от темно-голубого цвета сверху и снизу к светло-голубому в середине.
6. Теперь рисуем облака. Для этого окунаем пальчик в белую гуашь и рисуем в верхней части облака пальчиком.
7. В нижней части также нарисуем облака в зеркальном отражении.
8.Теперь займёмся задним фоном. Возьмём коричневую гуашь и тонкой кистью проведём линию горизонта. Чуть ниже охрой проведём небольшую линию для островка.
9. Начинаем изображать осенний лес вдали. Для этого смешиваем охру и жёлтую гуашь, и кистью рисуем стену леса.
10.Теперь мягкими мазками делаем лес разноцветным: добавляем красный, жёлтый, оранжевый цвет.
11. Тонкой кистью изобразим коричневые стволы деревьев и немного веток. Белой гуашью можно изобразить берёзки. После этого светло-жёлтой и оранжевой краской щетинковой кистью слегка тычками делаем набивку и пройдёмся ещё раз по лесу.
12. Теперь займёмся отражением деревьев. Нам потребуется гуашь: охра, жёлтая, красная, зелёная, светло-жёлтая, тёмно-красная, т.е. все осенние краски.
13. Разноцветными мазками изображаем отражение деревьев. Мазки могут перекрывать друг друга, длина их разная.
14. Тонкой кистью слегка прорисуем стволы деревьев и оттеним коричневой краской прибрежную полосу.
15. Займёмся островком: жёлтой гуашью изобразите холм и закрасьте его полностью.
16.Тёмно-зелёной гуашью и нарисуем ели, их будет у нас три.
17.Рядом с елями жёлтой гуашью нарисуем дерево – его крону.
18. Внизу у нас будут кусты, можно сделать, бордовым, красным, оранжевым цветом.
19. Чтобы они выглядели более естественными, щетинковой кистью сверху делаем тычки-набивку светло-красным, светло-жёлтым цветом, в краску для этого добавьте белила.
20. Тонкой кистью сделайте стволики у кустов коричневым цветом и белым ствол берёзы.
21. Займёмся отражением елей, берёзы и кустов. Ели у нас зелёные, мы изображаем их отражение длинными мазками.
22. Затем такими же мазками изображаем отражение берёзы (жёлтый цвет), и кустов (бордовый, оранжевый, охра).
23. Переходим к нижней части рисунка. Охрой изображаем полоску берега.
24. Пока берег сохнет, сделаем блики на воде. Масхитином или старой пластиковой картой проведём горизонтальные тонкие чёрточки.
25. Остаётся заполнить берег травой и листьями. Листья изображаем лёгкими разноцветными пятнышками на воде. Для травы используйте охру, смешанную с зеленью, зелёный, жёлтый цвета
26. Добавьте ещё травинок, чтобы берег был заросший.
27. Теперь можно снять скотч. Наша работа готова.
5. Подведение итогов урока и рефлексия деятельности.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова
Климова Людмила Петровна
Татьяна
Климова Людмила Петровна