Мастер-класс «Новогодняя мастерская: создание новогодних украшений из бумаги»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАСС
«НОВОГОДНЯЯ МАСТЕРСКАЯ: СОЗДАНИЕ НОВОГОДНИХ УКРАШЕНИЙ ИЗ БУМАГИ»
Автор:
Сон Татьяна Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Ярославль
2021 год
СодержаниеПояснительная записка
В преддверии новогодних каникул царит новогоднее настроение, не только дети, но и взрослые пребывают в предвкушении долгожданного праздника, украшают дома, готовят подарки друзьям и родственникам. Предновогодние приготовления затрагивают не только домашний быт, повсеместно устанавливаются декорации, украшаются здания, фонари на улицах, а так же рабочие места. Дети особенно верят и ждут чуда и охотно принимают участие во всевозможных мероприятиях, посвящённых празднованию Нового года.
Ежегодно в последних числах декабря в объединении «Информационные технологии» проводится мастер-класс: «Новогодняя мастерская: создание новогодних украшений из бумаги». Несмотря на то, что обучающиеся в объединении привыкли к интеллектуальному труду за компьютерами, они с интересом меняют вид деятельности. На мастер-классе обучающимся предлагается научиться вырезать 6-ти конечные снежинки, сделать всем вместе объёмную гирлянду, а затем украсить получившимися изделиями свой кабинет.
Оптимальное расположение обучающихся и педагога во время мастер-класса – вокруг общего стола. Таким образом, каждый видит каждого, все вместе выполняют общую работу. Это не стандартная рассадка на занятии, дети осознают необычность проводимого мероприятия.
Отличительной особенностью мастер-класса является то, что обучающиеся младших классов знакомятся с алгоритмом складывания бумаги для 6-ти конечной снежинки. Как правило, дети уже пробовали вырезать снежинки к этому возрасту, в беседе многие обязательно об этом расскажут, но их снежинки обычно имели форму «блинчика» или «квадрата», а при складывании бумага складывалась для 4-х или 8-ми конечной фигуры.
Второе задание – изготовление объёмной гирлянды из простых квадратных элементов. Обычно такая гирлянда достаточно проста в исполнении, но результат вызывает удивление и восторг у обучающихся. Если в процессе изготовления снежинки возникают затруднения на этапе складывания, то гирлянду по предложенному алгоритму многие обучающиеся могут повторить дома самостоятельно.
Предложенный мастер-класс может проводиться с обучающимися начальных классов на уроках технологии в школах, во время классных часов или внеклассных мероприятий, во время организации деятельности в рамках дополнительного образования.
Предмет: Технология.
Тема мастер-класса: «Новогодняя мастерская: создание новогодних украшений из бумаги».
Цель: Создание условий для формирования положительной мотивации к творческой деятельности через организацию коллективной работы по изготовлению новогодних украшений из бумаги.
Задачи:
образовательные:
- закреплять навыки складывания бумаги;
- познакомить с алгоритмом складывания листа бумаги для изготовления 6-ти конечной снежинки;
- познакомить с алгоритмом вырезания снежинки;
- закреплять навыки работы с ножницами;
- закреплять навыки работы с клеем;
- познакомить с алгоритмом изготовления объёмной гирлянды из квадратов.
развивающие:
- способствовать развитию логического и пространственного мышления обучающихся;
- способствовать развитию внимания и памяти;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию воображения;
- способствовать развитию мелкой моторики и глазомера;
- развивать умения работать по алгоритму;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
воспитательная:
- воспитывать аккуратность и последовательность в исполнении работ;
- способствовать формированию основ самоконтроля;
- воспитывать уважительное отношение к работам других обучающихся;
- способствовать формированию коммуникативных навыков.
Форма проведения мастер-класса: комбинированное (сочетание теории и практики).
Материалы:
- ножницы для каждого обучающегося;
- простые карандаши (по количеству обучающихся);
- белая бумага для принтера 80 г/м2;
- цветная бумага для принтера 80 г/м2;
- клей-карандаш.
Временные ресурсы: 1 академический час (45 минут).
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Количество обучающихся: 10 человек.
Минимальные требования к уровню знаний обучающихся
Обучающиеся должны
знать:
- правила техники безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем;
уметь:
- выполнять разрезы бумаги ножницами по намеченным линиям и без них;
- складывать бумагу в несколько сложений;
- пользоваться клеем-карандашом для склеивания бумажных элементов.
Этап занятия | Содержание этапа занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
(5 минут) | До начала занятия педагог готовит раздаточный материал и инструменты: бумагу, карандаши, ножницы, клей, заготовки для снежинок и гирлянд. Для создания заготовок для снежинок необходимо подготовить квадратные фрагменты белой бумаги плотностью 80 г/м2 и сложить их в соответствии с инструкцией (см. этап занятия «Фронтальная работа»). Заранее сложенных заготовок снежинок подготовить по 2-3 штуки на каждого обучающегося группы. Оставить по одному не сложенному квадрату на каждого обучающегося. Подготовить квадратные фрагменты 9,5х9,5 см из цветной бумаги по 3-4 штуки на каждого обучающегося. Вводный текст: Здравствуйте, ребята. Совсем скоро наступят новогодние праздники и каникулы. Новый год – один из самых любимых праздников не только у детей, но и у взрослых. А вы ждёте Новый год? А кто уже начал готовиться к праздникам? Кто уже нарядил ёлку и украсил дом? А как вы украшали ёлку и дом? (Игрушками, гирляндами) Несомненно в магазинах сейчас представлено огромное разнообразие новогодних украшений на любой вкус. Но иногда интереснее сделать украшения своими руками, они получатся неповторимыми, оригинальными и добавляют уюта в праздничную атмосферу. А как вы думаете, какие украшения мы можем сделать сами и из чего? (Снежинки, гирлянды, ёлочные украшения из бумаги и природных и подручных материалов). Поскольку в нашем распоряжении есть бумага, ножницы и клей, то давайте сегодня займёмся изготовлением снежинок и гирлянд из бумаги. Но для начала вспомним правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Возможно вы с ними хорошо знакомы по урокам в школе, давайте их вспомним. Правила работы с бумагой, ножницами и клеем:
| Готовит раздаточный материал. Рассказывает о новогодних украшениях. Проводит беседу о технике безопасности при работе с ножницами, бумагой и клеем. Дополняет ответы обучающихся | Готовятся к учебному процессу Отвечают на вопросы, участвуют в беседе Перечисляют правила техники безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем |
(35 минут) | Данный этап состоит из двух частей:
Объяснение алгоритмов работы педагогом и практическая часть идут почти параллельно, т.е. педагог показывает один шаг алгоритма, а обучающиеся тут же его выполняют. Изготовление снежинок Давайте рассмотрим, как можно сделать снежинку из бумаги и какой формы бывают снежинки. В природе снежинки всегда 6-ти лучевые и, поэтому правильным будет вырезать 6-ти лучевые снежинки а не 4-х или 8-ми лучевые. Но сложить бумагу правильным образом для 6-ти лучевой снежинки немного сложнее, чем в 4 или 8 раз. Здесь потребуется аккуратность и внимательность. Если сложно складывать бумагу на глаз, тогда можно воспользоваться шаблоном с заранее подготовленной разметкой. Алгоритм вырезания 6-ти конечной снежинки из листа бумаги
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Данный этап во время демонстрации педагогом можно пропустить. Педагог может сам рисовать узор на заготовках обучающихся. Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12 В зависимости от уровня навыков работы с бумагой и ножницами обучающиеся могут выполнить от 1 до 3 снежинок. Так же в зависимости от самостоятельности зависит степень помощи педагога в выполнении данного задания. Если педагогу сложно самостоятельно придумать узоры для вырезания снежинок, можно воспользоваться одним из ресурсов Интернета, например: https://7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/cvetnaya-bumaga/30-shemy-snezhinok-iz-bumagi.html Изготовление гирлянды Следующая работа будет коллективной – мы создадим общую гирлянду. В работе нам понадобятся небольшие цветные бумажные квадраты, ножницы и клей. Алгоритм изготовления гирлянды из квадратных элементов
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Первый надрез может выполнить педагог, т.к. обучающимся бывает сложно понять с какой стороны надо начинать резать. Рисунок 17
Рисунок 18
Рисунок 19
Рисунок 20
Рисунок 21
Рисунок 22 | Раздаёт обучающимся заготовки, ножницы, клей и карандаши. Объясняет и показывает способы изготовления снежинки и гирлянды. Координирует работу обучающихся. Отвечает на вопросы. Следит за соблюдением правил техники безопасности, за временными рамками и за дисциплиной. Помогает обучающимся в случае возникновения затруднений. Во время изготовления снежинок помогает обучающимся правильно сложить заготовку из бумаги и чертит линии реза. Во время изготовления элементов гирлянды следит за правильностью выполнения алгоритма. На последних этапах работы над гирляндой сборку элементов может проводить педагог чтобы ускорить процесс работы. При этом последовательность сборки должна быть наглядно продемонстрирована и объяснена. | Получают необходимые материалы. Слушают объяснения материала и повторяют этапы инструкции. Задают вопросы в случае их необходимости. Обучающиеся, обладающие высокими навыками работы с бумагой и ножницами, могут справиться с заданием быстрее основной группы, в таком случае им предлагается выполнить алгоритмы повторно (вырезать ещё снежинку или сделать ещё несколько фрагментов гирлянды), но уже самостоятельно, без поэтапных разъяснений педагога, так же такие обучающиеся могут оказать помощь в выполнении заданий основной группе. |
(5 минут) | На этапе подведения итогов учащиеся демонстрируют результаты своей работы педагогу и группе, анализируют свои достижения. Ответьте на следующие вопросы:
Для создания положительной мотивации и ситуации успеха рекомендуется либо устроить совместную деятельность обучающихся и педагога по украшению помещения созданными изделиями либо украсить помещение позднее без детей. Таким образом обучающиеся увидят результаты применения своей деятельности. | Задаёт вопросы обучающимся, отвечает на вопросы. Даёт комментарии к работам, указания к исправлению в случае необходимости. Участвует в украшении кабинета созданными изделиями | Отвечают на вопросы. Убирают рабочие места (убирают остатки материалов, инструменты, выбрасывают обрезки, ставят на место стулья) По желанию украшают кабинет своими изделиями |