12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Наталия Викторовна35

Мастер-класс: оформление колокольчика тиснением.

Цель: обучить технологии изготовления сувенира «Колокольчик»

в технике «Тиснение по бересте».

Задачи:

Познакомить с историей возникновения колокольчиков.

Выявить отличительные особенности штампиков при изготовлении изделия.

Развивать навыки декорирования в технике тиснения.

Воспитывать любовь к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду различных мастеров.


Материалы и оборудование:

- береста

- штампики

- молотки

- досочки

- шаблоны

- выставка колокольчиков


Дидактические пособия:

- образцы изготовления колокольчиков из бересты;

- технологическая карта по изготовлению колокольчика.


Мастер-класс: «Оформление колокольчика тиснением».

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада видеть всех присутствующих на мастер-классе. Сегодня вы познакомитесь с историей возникновения колокольчика и попробуете оформить колокольчик тиснением, как одним из способов художественного оформления берестяных изделий.

(2 слайд). Издревле колокольчик считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья.

(3 слайд). Существует легенда о возникновении первого колокола. Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в г. Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон.

(4 слайд). В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.

(5 слайд). В Московском Кремле в 1733-1735 г. отлит самый большой в мире колокол – Царь-колокол, весит он более 202 тонн – символ мощи Российского государства. Колокол не только самый большой, но и в литейном деле один из самых красивых

(6 слайд). На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Первые колокола на Руси упоминаются с 988 года.  

(7 слайд). Рында - судовой колокол. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени. Рынды устанавливаются на всех современных кораблях. На маяках тоже есть колокола. Они подают сигналы во время непогоды: бури, тумана.

(8 слайд). Сигнальные колокола устанавливались на автомобилях экстренных служб.

(9слайд). В пору становления государственных дорог сформировались 

дорожные звоны. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. В случае пожаров и других несчастий.

Тройки, кареты, государевы гонцы имели свои звуковые обозначения.

(10 слайд). В домашнем скотоводстве использование колокольчика известно тысячелетия у разных народов. На гужевых повозках используются колокольчики до сих пор как звуковая сигнализация.

Чтобы домашнее животное (корова, коза, лошадь и др.) не потерялись, им на шею привязывали ботало - свернутый кусок металла с шариком внутри. Свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Настоящие колокола отливали из меди, бронзы. А ещё делали сувенирные колокольчики из дерева, глины, фарфора, стекла. Колокольчик - это символ мира и добра.

Я предлагаю вам побыть мастерами и украсить берестяной колокольчик тиснением.

Перед Вами лежат готовые детали колокольчика. Вам необходимо украсить край колокольчика и его середину тиснением.

Для этого берёте деталь колокольчика, располагаете её на дощечке. Затем берёте, средний штампик в виде «Снежинки», прикладываете его по краю колокольчика и ударяете молотком (Показываю). В результате на бересте получается отпечаток, оттиск. Таким образом, выполняется весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и чёткость зависят от силы удара и точности прикладывания штампика к месту узора. Далее берёте мини-шаблон колокольчика, прикладываете на середину своего колокольчика и обводите карандашом, чуть видимой линией. Потом берёте самый маленький штампик в виде «Снежинки» и выполняете тиснение точно по линии карандаша без участия молотка. Это единственный штампик, где молоток не потребуется. В середине колокольчика предлагаю проявить творчество, фантазию.

Обратите внимание на оборудование, представленное перед Вами: штампики различной величины: полуовалы, звёзды, капельки, снежинки. Из них можно составить различные орнаменты и узоры.

Это могут быть такие узоры, как «Капелька в круге» выполняется с помощью монетки. Для этого берёте монетку 10 копеек, располагаете в нужном Вам месте колокольчика, обводите, в середине окружности выполняете тиснение большим штампиком цветка и не выходя за линию круга штампиком «Капелька» остриём к середине выполняете тиснение ударами молотка.

Узор «Сеточка» внутри колокольчика выполняется по внутренним линиям большого шаблона колокольчика с помощью вязального крючка. Обратите внимание на то, что прежде чем провести линию, необходимо расставить пальцы по дуге линии, чтобы крючок не попал под шаблон. Поперечные линии сеточки выполняете перевернув шаблон на другую сторону.

Узор «Конфетка» выполняется самым непослушным штампиком «Полуовал». Чтобы не произошло раздвоение рисунка, этот штампик необходимо удерживать с большей силой, чем остальные. По бокам овала можно расположить капельки, а в середине узора понравившуюся Вам снежинку среднего размера.

Практическая работа.

Теперь можно приступать к работе, приятного Вам творчества.

При работе с детьми очень важно напомнить им о правилах техники безопасности с острыми предметами.

Обратите внимание, что при работе со своими воспитанниками, у детей могут возникнуть затруднения:

- с разметкой орнамента,

- при работе с более крупными штампиками: сила удерживания штампика должна быть достаточной для того, чтобы штампик не отскакивал от бересты и не получилось раздвоения рисунка. Сила удара молотком тоже должна быть соответствующей, от которой зависит глубина и чёткость рисунка.

Заключительная часть.

Наш мастер-класс подходит к завершению. Какие впечатления сложились у Вас о технике тиснение по бересте?

Вижу, что принцип технологии оформления изделий тиснением всем понятен. Колокольчик ожил и стал согрет человеческими руками, вобравшим в себя частицу души мастера. Я желаю Вам, чтобы в Вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

Спасибо всем за работу, желаю удачи.

t1649747134aa.png

t1649747134ab.png



t1649747134ac.png



t1649747134ad.png



t1649747134ae.png

t1649747134af.png

t1649747134ag.png

t1649747134ah.png

t1649747134ai.png



t1649747134aj.png

t1649747134ak.png

t1649747134al.png

t1649747134am.png

t1649747134an.png

t1649747134ao.png


Технологическая карта изготовления колокольчика в технике «Тиснение по бересте»

t1649747134ap.png2 t1649747134aq.png

4t1649747134ar.pngt1649747134as.png

6t1649747134at.pngt1649747134au.png



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.