Выступление |
Здравствуйте, я учитель биологии. Коллеги, определите, каким общим биологическим понятием объединены представленные звуковой ряд и изображения. МУЗЫКА |
30 лет назад был создан фильм Гаттака, в котором показали, как люди могут использовать знания генетики.. Смотрим. В фильме показали фантастическое будущее.
|
Это реальные события настоящего. В 2020 году Президент провел совещание о развитии генетических технологий в России, где было заявлено: «Развитие генетики связано с программой здоровьесбережения нации, а здоровьесбережение является приоритетной целью государственной политики. С 2019-по 2030 год в России запланирована и реализуется научно-техническая программа развития генетических технологий.» В недавнем прошлом практическое использование знаний о генетическом коде являлось фантастикой, сейчас это часть нашей жизни. Следовательно, будущее наступило. Так я назвала свой мастер –класс. |
В 2001 году был расшифрован геном. Он состоит всего из 4 букв (АТГЦ). И определенная последовательность этих букв определяет то, какие мы есть. Сейчас каждый может узнать свой геном и носить его с собой на Флэш-карте. Составляются генетические паспорта - это доступно. У моей ученицы родители работают в Роснефть, и им работодатель предложил сделать генетические паспорта. В чем практическая польза генетического паспорта? (перечисляют). рассказывает нам о возможности развития конкретных заболеваний, даже когда их еще нет, и человек на данный момент здоров. Например, сахарный диабет. Да, генетика делает медицину персонализированной и профилактической. |
побудем генетиками. С помощью случайного отрезка цепи ДНК, которая является матрицей, создадим белок. Какие исходные данные нам нужны? Раздаю инструктивные листы, провожу инструктаж Общая схема выглядит так: ДНК (гены) – РНК (автобус) – белок. На молекуле ДНК выстраивается цепь РНК по принципу комплементарности. Каждые 3 буквы цепи РНК образуют кодоны, которые определяют последовательность аминокислот, а это и есть белок, который определяет наши признаки. Как работать с таблицей генетического кода? Как с таблицей умножения, только в нашей таблице 3 переменные. По кодону РНК определяем аминокислоты. Например наш кодон ГАТ. Показываю пример на слайде. Практикум Группа ДАНО: Цепочка ДНК ТАЦ ААГ ГГТ На ее основе составляют РНК: Цепочка РНК АУГ УУЦ ЦЦА Используя таблицу генетического кода определяют белок: Ответ: мет- фен-про Что мы с вами создали? Может это фрагмент гена дальтонизма, или серповидно-клеточной анемии, а может один из сотни белков, которые кодируют голубые глаза? |
А теперь представьте, что у меня есть возможность поменять любую букву в ДНК. Что изменится? (Белок будет другой, а это или признак, или заболевание и т.д). И такая возможность есть. ( сегодня мы можем сломать ген, починить ген, добавить ген с помощью новой технологии CRISPR/Cas9/ или система редактирования генома) В 2020 году за открытие и создание генетических ножниц была вручена Нобелевская премия. Они режут ДНК, заменяя мутантный ген на его здоровую копию, если мы говорим о заболеваниях. Или, если мы говорим о здоровых генах – заменяют оригинальный участок ДНК новой последовательностью. Таким образом мы получаем новый признак. |
Редактор генов CRISPR/Cas9 используется для разработки новых методов лечения онкологических заболеваний, вич-инфекции и в исследованиях, направленных на лечение ранее неизлечимых наследственных заболеваний. Например СМА. Препарат Золгенсма. . |
Мы все знаем, что такое пренатальный скрининг. Но, изучив медико-генетическую статистику, видим неутешительный результат- 26 процентов беременных отказываются проходить исследования , хотя у них уже выявили высокий риск хромосомной патологии. Как вы думаете в чем мотивы отказов? Неинформированность,– поэтому страх. На 1 месте стоит боязнь осложнений, запрет родственников, религиозные причины. Это все от недостаточности знаний, информации. Новое всегда пугает. |
Работа над исправлением генетического кода, генома уже идет и будет идти. Будущее наступило…… Что же делать? Мы хотим , чтобы наши дети были здоровы. Обратите внимание на фразу. В этой фразе не хватает знака препинания. Я не знаю куда его ставить. Пусть каждый сам сделает выбор. |
Можно открыть множество медицинских центров, использовать современные технологии в медицине, принять законы об обязанности людей следить за своим здоровьем, но, если не сформировать здоровьецентрическую потребность, то достичь приоритетной цели национальной государственной политики будет сложно. Моя задача, как учителя, через-практико-ориентированные задания сформировать эту потребность у детей, чтобы они не боялись идти в одну ногу со временем. Это мое место и моя обязанность в наступившем будущем. |