Мастер-класс по генетическому коду "И будущее наступило"

0
0
Материал опубликован 6 September

Выступление

Здравствуйте, я учитель биологии. Коллеги, определите, каким общим биологическим понятием объединены представленные звуковой ряд и изображения. МУЗЫКА

30 лет назад был создан фильм Гаттака, в котором показали, как люди могут использовать знания генетики.. Смотрим.

В фильме показали фантастическое будущее.


Это реальные события настоящего.

В 2020 году Президент провел совещание о развитии генетических технологий в России, где было заявлено:

«Развитие генетики связано с программой здоровьесбережения нации, а здоровьесбережение является приоритетной целью государственной политики.

С 2019-по 2030 год в России запланирована и реализуется научно-техническая программа развития генетических технологий.»

В недавнем прошлом практическое использование знаний о генетическом коде являлось фантастикой, сейчас это часть нашей жизни. Следовательно, будущее наступило. Так я назвала свой мастер –класс.

В 2001 году был расшифрован геном. Он состоит всего из 4 букв (АТГЦ). И определенная последовательность этих букв определяет то, какие мы есть.

Сейчас каждый может узнать свой геном и носить его с собой на Флэш-карте. Составляются генетические паспорта - это доступно. У моей ученицы родители работают в Роснефть, и им работодатель предложил сделать генетические паспорта.

В чем практическая польза генетического паспорта? (перечисляют).

рассказывает нам о возможности развития конкретных заболеваний, даже когда их еще нет, и человек на данный момент здоров. Например, сахарный диабет. Да, генетика делает медицину персонализированной и профилактической.

побудем генетиками.

С помощью случайного отрезка цепи ДНК, которая является матрицей, создадим белок. Какие исходные данные нам нужны? Раздаю инструктивные листы, провожу инструктаж

Общая схема выглядит так:

ДНК (гены) – РНК (автобус) – белок.

На молекуле ДНК выстраивается цепь РНК по принципу комплементарности.

Каждые 3 буквы цепи РНК образуют кодоны, которые определяют последовательность аминокислот, а это и есть белок, который определяет наши признаки. Как работать с таблицей генетического кода? Как с таблицей умножения, только в нашей таблице 3 переменные.

По кодону РНК определяем аминокислоты. Например наш кодон ГАТ. Показываю пример на слайде.

Практикум

Группа ДАНО:

Цепочка ДНК ТАЦ ААГ ГГТ

На ее основе составляют РНК:

Цепочка РНК АУГ УУЦ ЦЦА

Используя таблицу генетического кода определяют белок:

Ответ: мет- фен-про

Что мы с вами создали? Может это фрагмент гена дальтонизма, или серповидно-клеточной анемии, а может один из сотни белков, которые кодируют голубые глаза?

А теперь представьте, что у меня есть возможность поменять любую букву в ДНК. Что изменится?

(Белок будет другой, а это или признак, или заболевание и т.д). И такая возможность есть. ( сегодня мы можем сломать ген, починить ген, добавить ген с помощью новой технологии CRISPR/Cas9/ или система редактирования генома)

В 2020 году за открытие и создание генетических ножниц была вручена Нобелевская премия. Они режут ДНК, заменяя мутантный ген на его здоровую копию, если мы говорим о заболеваниях. Или, если мы говорим о здоровых генах – заменяют оригинальный участок ДНК новой последовательностью. Таким образом мы получаем новый признак.

Редактор генов CRISPR/Cas9 используется для разработки новых методов лечения онкологических заболеваний, вич-инфекции и в исследованиях, направленных на лечение ранее неизлечимых наследственных заболеваний. Например СМА. Препарат Золгенсма. .

Мы все знаем, что такое пренатальный скрининг. Но, изучив медико-генетическую статистику, видим неутешительный результат- 26 процентов беременных отказываются проходить исследования , хотя у них уже выявили высокий риск хромосомной патологии.

Как вы думаете в чем мотивы отказов?

Неинформированность,– поэтому страх. На 1 месте стоит боязнь осложнений, запрет родственников, религиозные причины. Это все от недостаточности знаний, информации.

Новое всегда пугает.

Работа над исправлением генетического кода, генома уже идет и будет идти. Будущее наступило……

Что же делать? Мы хотим , чтобы наши дети были здоровы.

Обратите внимание на фразу. В этой фразе не хватает знака препинания. Я не знаю куда его ставить. Пусть каждый сам сделает выбор.

Можно открыть множество медицинских центров, использовать современные технологии в медицине, принять законы об обязанности людей следить за своим здоровьем, но, если не сформировать здоровьецентрическую потребность, то достичь приоритетной цели национальной государственной политики будет сложно.

Моя задача, как учителя, через-практико-ориентированные задания сформировать эту потребность у детей, чтобы они не боялись идти в одну ногу со временем.

Это мое место и моя обязанность в наступившем будущем.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.