Мастер-класс по пластилинографии «По произведению К. Чуковского "Краденое солнце"»

14
6
Материал опубликован 6 September 2018 в группе

Тема: Пластилинография по сказке К. Чуковского «Краденое солнце»

Цели:

- познакомить с понятием «пластилинография»;

- совершенствовать приёмы лепки из пластилина;

- развивать навыки самостоятельного планирования и организации деятельности;

- способствовать развитию творческих способностей;

- воспитывать интерес к литературным произведениям.

Планируемые УУД:

Личностные:

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
  • адекватно оценивать свою учебную деятельность.

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • - планировать и осуществлять работу на основе плана, представленного в учебнике;
  • - определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия;
  • - определять и использовать приёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.

Коммуникативные УУД:

 

  • - оформлять свои мысли в устной форме.
  • - оценивать работы одноклассников по критериям;

Познавательные УУД:

 

  • - анализировать своё изделие: форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий.

 

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы: Индивидуальная работа над изделием «Иллюстрация к книге «Краденое солнце».

Материалы и оборудование:

Материал: пластилин.

Инструменты: стека, доска для пластилин , лист картона.

                                                  План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Самоопределение к деятельности.
  4. Актуализация знаний.
  5. Изучение нового материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Практическая работа
  8. Выставка работ учащихся.
  9. Рефлексия.
  10. Подведение итогов урока.
  11. Уборка рабочих мест

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

1) Приветствие.

2) Проверка готовности к уроку.

     2. Мотивация учебной деятельности

1) Послушайте и догадайтесь, из какого произведения отрывок:

Наступила темнота.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал -

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

"Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно -

В поле зёрнышка не видно!"

Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

- Верно, это «Краденое солнце». Кто же его автор? (Корней Иванович Чуковский)

2) Рассказ учителя:

На самом деле поэта звали Николай Иванович Корнейчуков. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса.

Но из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы.

Однажды ему предложили написать сказку для детей. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил" , опубликованная в 1917 году, т.е 100 лет назад. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

      3 Самоопределение к деятельности.

- Составьте слово из «рассыпавшихся» букв. (Пластилин) 

ЛПАНИЛСТИ

- Сегодня мы будем работать с этим материалом.

Пластилин был изобретен более 130 лет назад. Раньше для него использовали глину с добавлением жиров и красителей. Сейчас существует множество новых видов пластилина, среди них состоящий из маленьких шариков, которые склеиваются, но не смешиваются между собой, пластилиновое мыло, съедобный пластилин и даже светящийся в темноте.

- Предположите, что мы будем делать на уроке.

(Создавать иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Краденое солнце» при помощи пластилина)

      4 Актуализация знаний.

- А кто может вспомнить, что означает слово «пластилин»? (материал для лепки, лепной).

- Назовите известные вам приёмы обработки пластилина, (скатывание, раскатывание, сплющивание).

- Какие части туловища есть у крокодила? Где живут крокодилы в природе?

       5 Работа по теме урока.

1)Анализ готового изделия.

- Сегодня мы будем изготавливать пластилинографию по мотивам сказки «Краденое солнце» (учитель демонстрирует образец и т.п.)

- Только ли зеленый цвет мы можем выбрать для изготовления крокодила? (нет) Какого цвета он может быть ещё? А как сделать разноцветного крокодила, крокодила с узором на коже ?

- А солнце? (Желтый, оранжевый)

-Что может находить ся рядом с крокодилом? (Вода, деревья)

         2)Составление плана работы.

  1. 1. Рисование или обведение по шаблону контура крокодила простым карандашом, используя Приложение 1

    2. Изготовление жгутиков из пластилина и выкладывание их по контуру.

    3. Заполнение жгутиками пространства внутри контура

А) живот

Б) морда

В) спина

Г) украшение

                 4. Изготовление солнца, облаков, деревьев.

   6. Физкультминутка.

Дополни словечко и изобрази движения этого животного

Очень жадный крокодил однажды кошку проглотил

Как кричит крокодил? 
— Мяу-мяу-мяу! — 
Очень жадный крокодил и собаку проглотил
Как кричит крокодил? 
— Гав-гав-гав-гав-гав! — 
Очень жадный крокодил и ворону проглотил
Как кричит крокодил? 
— Кар-кар-кар-кар-кар! — 
Очень жадный крокодил и корову проглотил
Как кричит крокодил? 
— Му-му-му-му-му! — 

Очень жадный крокодил и будильник проглотил
Как кричит крокодил? 
— Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь-дзынь! 

Очень жадный крокодил и ежиху проглотил

Как кричит крокодил? 
— Ой-ой-ой-ой-ой! — 
Он ежиху проглотил, 
Ой-ой-ой-ой-ой! 
так кричит крокодил — 
Слёзы в два ручья: 
Ведь не так-то легко 
Проглотить врача.

               7 Практическая работа

      8 Выставка работ учащихся.

Ученики демонстрируют свои работы классу. Учитель и учащиеся оценивают свою работу по критериям:

-аккуратность;

-оригинальность;

-яркость.

                 9 Рефлексия.

-Понравилось ли вам ваше изделие?

-Что было для вас сложным при изготовлении?

-Оцените своё изделие. Выберите карточку с изображением солнышка

На уроке мне было трудно и изделие нужно доработать

На уроке мне было трудно , но я справился и изделие готово

На уроке мне было легко и изделие сделано отлично


            10 Подведение итогов урока.

-Какой приёмы работы с пластилином использовались? (скатывание, раскатывание, сплющивание).

           11 Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

-Что было для вас сложным?

            12 Уборка рабочего места.


 

Использованная литература

http://referatikk.ru/2014-02-22-09-40-16/661-2014-06-08-08-41-35/7219-2014-06-08-08-50-20.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-tehnologii-kotyonok-iz-plastilina-1250575.html

http://allforchildren.ru/poetry/animals93.php

https://tlum.ru/news/6-novyh-vidov-plastilina/

http://ejka.ru/blog/risunok/875.html

 

Приложение 1
Выкладываем контур
Заполнение внутренней части

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за мастер- класс, Юлия. Достаточно стильная, доступная для малышей и с необычным соединением изобразительной деятельности и литературы, разработка у Вас получилась. Мне кажется, что крокодильчик у Вас не злой, а добродушный и задумчивый.

6 September 2018

Спасибо за внимание, Жанна Владиславовна! В детских сказках часто негативные персонажи задумываются о своем поведении. Возможно, крокодильчик уже перевоспитался. ))))

7 September 2018

Спасибо за идею! Мы в школе тоже попробуем!

8 September 2018

Светлана Николаевна, спасибо за теплые слова! Буду рада увидеть результат Ваших учеников, тем более, что мы с Вами земляки! и в Горловке я 5 лет училась, заочно, правда!

8 September 2018

такая тема урока в программе по изо (нашей,донецкой, 2018 г.) для 3 класса во 2 четверти в начале декабря. Буду рада, если пригодится.

12 October 2018