Мастер-класс по пластилинографии «По произведению К. Чуковского "Краденое солнце"»
Тема: Пластилинография по сказке К. Чуковского «Краденое солнце»
Цели:
- познакомить с понятием «пластилинография»;
- совершенствовать приёмы лепки из пластилина;
- развивать навыки самостоятельного планирования и организации деятельности;
- способствовать развитию творческих способностей;
- воспитывать интерес к литературным произведениям.
Планируемые УУД:
Личностные:
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
- адекватно оценивать свою учебную деятельность.
Регулятивные УУД:
- - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- - планировать и осуществлять работу на основе плана, представленного в учебнике;
- - определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия;
- - определять и использовать приёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.
Коммуникативные УУД:
- - оформлять свои мысли в устной форме.
- - оценивать работы одноклассников по критериям;
Познавательные УУД:
- - анализировать своё изделие: форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Формы работы: Индивидуальная работа над изделием «Иллюстрация к книге «Краденое солнце».
Материалы и оборудование:
Материал: пластилин.
Инструменты: стека, доска для пластилин , лист картона.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Практическая работа
- Выставка работ учащихся.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Уборка рабочих мест
Ход урока.
- Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности
1) Послушайте и догадайтесь, из какого произведения отрывок:
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал -
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
"Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно -
В поле зёрнышка не видно!"
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
- Верно, это «Краденое солнце». Кто же его автор? (Корней Иванович Чуковский)
2) Рассказ учителя:
На самом деле поэта звали Николай Иванович Корнейчуков. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса.
Но из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.
Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы.
Однажды ему предложили написать сказку для детей. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил" , опубликованная в 1917 году, т.е 100 лет назад. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
3 Самоопределение к деятельности.
- Составьте слово из «рассыпавшихся» букв. (Пластилин)
ЛПАНИЛСТИ
- Сегодня мы будем работать с этим материалом.
Пластилин был изобретен более 130 лет назад. Раньше для него использовали глину с добавлением жиров и красителей. Сейчас существует множество новых видов пластилина, среди них состоящий из маленьких шариков, которые склеиваются, но не смешиваются между собой, пластилиновое мыло, съедобный пластилин и даже светящийся в темноте.
- Предположите, что мы будем делать на уроке.
(Создавать иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Краденое солнце» при помощи пластилина)
4 Актуализация знаний.
- А кто может вспомнить, что означает слово «пластилин»? (материал для лепки, лепной).
- Назовите известные вам приёмы обработки пластилина, (скатывание, раскатывание, сплющивание).
- Какие части туловища есть у крокодила? Где живут крокодилы в природе?
5 Работа по теме урока.
1)Анализ готового изделия.
- Сегодня мы будем изготавливать пластилинографию по мотивам сказки «Краденое солнце» (учитель демонстрирует образец и т.п.)
- Только ли зеленый цвет мы можем выбрать для изготовления крокодила? (нет) Какого цвета он может быть ещё? А как сделать разноцветного крокодила, крокодила с узором на коже ?
- А солнце? (Желтый, оранжевый)
-Что может находить ся рядом с крокодилом? (Вода, деревья)
2)Составление плана работы.
-
1. Рисование или обведение по шаблону контура крокодила простым карандашом, используя Приложение 1
2. Изготовление жгутиков из пластилина и выкладывание их по контуру.
3. Заполнение жгутиками пространства внутри контура
А) живот
Б) морда
В) спина
Г) украшение
4. Изготовление солнца, облаков, деревьев.
6. Физкультминутка.
Дополни словечко и изобрази движения этого животного
Очень жадный крокодил однажды кошку проглотил
Как кричит крокодил?
— Мяу-мяу-мяу! —
Очень жадный крокодил и собаку проглотил
Как кричит крокодил?
— Гав-гав-гав-гав-гав! —
Очень жадный крокодил и ворону проглотил
Как кричит крокодил?
— Кар-кар-кар-кар-кар! —
Очень жадный крокодил и корову проглотил
Как кричит крокодил?
— Му-му-му-му-му! —
Очень жадный крокодил и будильник проглотил
Как кричит крокодил?
— Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь-дзынь!
Очень жадный крокодил и ежиху проглотил
Как кричит крокодил?
— Ой-ой-ой-ой-ой! —
Он ежиху проглотил,
Ой-ой-ой-ой-ой!
так кричит крокодил —
Слёзы в два ручья:
Ведь не так-то легко
Проглотить врача.
7 Практическая работа
8 Выставка работ учащихся.
Ученики демонстрируют свои работы классу. Учитель и учащиеся оценивают свою работу по критериям:
-аккуратность;
-оригинальность;
-яркость.
9 Рефлексия.
-Понравилось ли вам ваше изделие?
-Что было для вас сложным при изготовлении?
-Оцените своё изделие. Выберите карточку с изображением солнышка
На уроке мне было трудно и изделие нужно доработать
На уроке мне было трудно , но я справился и изделие готово
На уроке мне было легко и изделие сделано отлично
10 Подведение итогов урока.
-Какой приёмы работы с пластилином использовались? (скатывание, раскатывание, сплющивание).
11 Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
-Что было для вас сложным?
12 Уборка рабочего места.
Использованная литература
http://referatikk.ru/2014-02-22-09-40-16/661-2014-06-08-08-41-35/7219-2014-06-08-08-50-20.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-tehnologii-kotyonok-iz-plastilina-1250575.html
http://allforchildren.ru/poetry/animals93.php
https://tlum.ru/news/6-novyh-vidov-plastilina/
http://ejka.ru/blog/risunok/875.html
Садварий Жанна Владиславовна
Юлия Дьякова
Осина Светлана Николаевна
Юлия Дьякова
Юлия Дьякова
Осина Светлана Николаевна