Мастер-класс по теме: Создание мультфильма в технике перекладной анимации по сказке С. Писахова «Апельсин»
Мастер-класс по теме:
Создание мультфильма в технике перекладной анимации по сказке С. Писахова «Апельсин».
Цель: познакомиться с процессом создания мультфильма в технике перекладной анимации на примере эпизода из сказки С. Г. Писахова «Апельсин».
Задачи:
дать общее представление о перекладной анимации;
познакомить педагогов с этапами создания мультфильмов;
описать технологию создания мультфильма;
выполнить совместный творческий проект в технике перекладка (практическая часть).
Оборудование:
Мультстанок – 1 шт.
Компьютер – 1 шт.
Конверт с мультяшными героями
Инструменты:
Фломастеры – 3 набора.
Ножницы - 5 шт.
Ход мастер-класса
Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Ольга Олеговна. Я – педагог дополнительного образования «Детской киностудии «Перспектива» МАОУДО ДЮЦ.
Сегодня мы с вами в рамках мастер-класса познакомимся с техникой перекладной анимации и снимем эпизод мультфильма по сказке С. Писахова «Апельсин».
Все мы знаем С.Г. Писахова – архангельского писателя, этнографа и сказочника.
А что же это за техника – перекладная анимация?
Перекладная анимация – это техника, при которой персонаж «оживляется», когда мультипликатор передвигает его на фоне и снимает каждое движение.
Пример:
2. Этапы создания мультфильма
Как вы думаете, с чего начинается создание любого мультфильма? (Ответы)
Первый этап создания мультфильма – это ИДЕЯ (1).
На этом этапе необходимо определить, о чём будет ваш мультфильм.
Об апельсине? – спросили бы ребята.
И были бы отчасти правы. Главному герою сказки Сене Малине удалось вырастить из одного апельсина целое апельсиновое дерево прямо по середине реки. Причём совершенно случайно, не прилагая никаких усилий. Конечно, это небылица. Но, возможно, автор, используя гиперболу, хотел этим показать нам: Север – настолько чудесный край, что здесь возможно всё.
Следующий этап создания мультфильма – это СЦЕНАРИЙ (2).
Сценарий – это описание действий персонажа: что и в какой последовательности будет происходить с ним.
У нас готовое произведение автора, поэтому разговор с детьми мы начинаем с проработки лексики произведения. Ищем незнакомые и непонятные слова.
Знаете ли вы что такое карбас? (Ответы)
Карбас – это беломорская лодка на четыре-десять весел под парусом.
Кроме значения слов ребята, конечно же, должны и представлять, как будет выглядеть тот или иной предмет в мультфильме.
Следующий этап – РАСКАДРОВКА (3).
Раскадровка — это серия рисунков, которые схематично показывают ключевые сцены мультфильма, что будет происходить в кадре с героями во временной последовательности.
Следующий этап – ФОН (4).
Фон – это рисунок формата А4 или А3 с изображением места действия и обстоятельств, это основа, на которой двигаются и живут персонажи. Количество фонов всегда определяется сценарием.
Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на раскадровку и скажите, где происходит основное действие мультфильма? (Ответы)
Основной фон нашего мультфильма – это река и небо.
Для создания фона можно использовать разные художественные материалы: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, карандаши, пластилин, ткани или природные материалы.
При съёмке мы будем использовать готовый фон.
Следующий этап – ПЕРСОНАЖИ и детали к фону (5).
Знаете ли вы, кто главный герой сказок Писахова? (Ответы)
Главный герой всех сказок Писахова – это Сеня Малина, человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал.
Но кроме нашего главного героя есть ещё и некоторые детали, которые тоже будут перемещаться/изменяться во время съёмок. Что это за предметы? (Ответы)
Можете посмотреть нашу подсказку-раскадровку (пароход, апельсин, растущее дерево, цветы и апельсины на дереве, солнце, лодки-карбасы).
Эти детали изготавливаются отдельно от фона.
Итак, наша задача с вами выбрать персонажа или деталь и раскрасить её, чтобы перейти к следующему этапу создания мультфильма.
Следующий этап – СЪЁМКА (6).
На занятиях в Мультстудии мы снимаем на специальных мультипликационных столах.
Но сегодня я покажу вам, что не обязательно иметь специальное оборудование. Достаточно веб-камеры, штатива и ноутбука, на котором установлена программа для покадровой анимации – Anima Shooter Junior (к слову, бесплатная).
На мониторе, в окне программы вы может видеть всё, что происходит в съёмочной области мультстанка в реальном времени.
Главный эффект анимации создаётся с помощью иллюзии движения. Т.е. персонажи на самом деле не двигаются, они меняют одно статичное положение на другое, замирая в очередной позе. Каждое новое движение – это отдельный кадр, т.е. фотография.
Мы будем использовать простое линейное движение, которое создаётся перемещением объекта на равные промежутки слева-направо по одной линии, например, пароход вместе главным героем плывёт по реке, появляясь постепенно слева в кадре.
Следующий этап создания мультфильма – это ОЗВУЧИВАНИЕ (7).
Этот этап не обязательный, т.к. некоторые мультфильмы делаются без голоса автора и персонажей. Есть только фоновая музыка, которая накладывается при монтаже.
Запись голоса производиться на микрофон напрямую через компьютер или отдельно на камеру, так же с использованием микрофона. Но звук можно записать и на телефон через обычную гарнитуру.
Следующий этап создания мультфильма – это МОНТАЖ (8).
Мы загружаем отснятые кадры мультфильма в специальную программу для монтажа. Это может быть любой видеоредактор. Накладываем на картинку фоновую музыку и, если есть, закадровый голос автора и персонажей («озвучку») и текст.
Практическая часть (съёмка мультфильма на мультстанках)
Итак, перейдём непосредственно к съёмке мультфильма. Для начала мне нужно 2 человека.
Съёмка и предпросмотр мультфильма в программе Anima Shooter.
Рефлексия.
Так создаются мультфильмы в технике перекладной анимации.
Как вы себя чувствовали в роли мультипликатора?
Спасибо за работу!