12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черных Ксения Сергеевна34

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Областной центр развития творчества детей и юношества»


 


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

мастер-класса,

проводимого в рамках реализации образовательного проекта «Чудо рукотворное» для детей с ограниченными возможностями здоровья

"Создание новогодней открытки "Снеговик" в технике аппликация"


 

 

Мастер-класс разработан и проведен методистом отдела художественного творчества Черных К.С. на базе Школы-интерната для слабо-слышащих детей г. Курска

   

 


 

 

 


 


 


 


 


 

2017 г.

Введение

В последнее время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог вести полноценную и достойную жизнь. Как создать условия, которые бы обеспечивали его развитие, способствовали приобретению уверенности в себе и облегчали его активное участие в жизни общества?

Мастер-класс «Создание новогодней открытки «Снеговик» в технике аппликация» был разработан и проведен в рамках реализации образовательного проекта «Чудо рукотворное», организованным Областным центром развития творчества детей и юношества для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащими).

Главной целью мастер-класса как части образовательного проекта является формирование художественных умений и навыков, создание специальной предметно-творческой среды для развития креативного и репродуктивного мышления, воображения, создание ситуации успеха, побуждение к дальнейшему саморазвитию и творческой деятельности.

В декоративно-прикладном творчестве заложены большие возможности для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Назовем некоторые из них, способствующие коррекционной деятельности:

• Многократность упражнений по мелкой моторике, не имеющая эффекта утомления, в силу своей эмоциональной окрашенности;

• Эмоциональное и пространственное освоение окружающего мира;

• Установление новых социальных отношений со сверстниками и педагогами;

• Приобретение опыта творческой работы;

• Психотерапевтический эффект творчества (расслабление, прорисовывание и вербализация переживаний);

• Профориентация.

Проводимый мастер-класс предназначен для работы со слабослышащими детьми среднего школьного возраста. Следует учитывать физиологические и психологические особенности данного возраста и особенности социального и культурного развития детей системы интернатного образования, особенности психического развития слабослышащих детей:

из-за нарушения слуховых возможностей особое значение при­обретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные;

неполнота, фрагментарность восприятия: выделяют яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки; характерно отставание в формировании перцептивных обобщений и предметных представлений;

мышление слабослышащих учащихся отличается большей конкретностью, наглядностью,

своеобразие формирования содержательных компонентов мыслительной деятельности: их представления отличаются бедностью, фрагментарностью, схема­тизмом, нерасчлененностью, что является результатом неполноты и фрагментарности восприятия;

слабослышащие учащиеся затрудняются в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществ­ления, не умеют анализировать требования и цели постав­ленной задачи и ошибаются в последовательности необходимых действий;

при оказании помощи со стороны педагога дети обнаружива­ют более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;

дети затрудняются в использовании словесной речи как средства общения и выражения собственных мыслей, в сло­весной регуляции и словесном опосредовании действий.

Взаимодействие с такими ребятами, конечно, в значительной мере осложнено, так как общение с ними происходит через сурдопереводчика. Необходимо обеспечить качественным наглядным материалом каждого ребенка. Инструкционные карты, методические рекомендации, видео ролики и презентации – не только желательный, но и необходимый дидактический материал, который должен сопровождать каждое занятие. Вместе с этим, следует не забывать и о совершенствовании коммуникативных навыков таких детей. Ведь при социальной реабилитации в условиях реального мира ребенку необходимо преодолеть страх перед собственными особенностями, находить универсальный способ общаться и взаимодействовать со слышащими людьми.

Таким образом, работа на мастер-классе должна быть в первую очередь комфортна для детей и педагога.

Привлечь внимание детей к теме занятия, заинтересовать, затронуть эмоциональную сферу личности, стимулировать когнитивные процессы, задействовать творческие способности и фантазию – это первоочередная задача педагога. Ее реализация зависит от множества компонентов, главными из которых являются наглядность, доступность, личностная польза.

Для стимулирования мотивации студентов к теме занятия я предлагаю ис­пользовать видеоролик, презентацию, готовые открытки в технике «аппликация» в качестве образца. Необходимо разбудить творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, помочь ему творчески раскрепостится.

Просмотр, или минивыставка, – прогрессивная форма оценивания результатов работы и самоконтроля на творческих мастер-классах. Где к обсуждению я рекомендую привлекать самих ребят. Это затрагивает психологический механизм рефлексии, самоопределения, пробуждает интерес к дальнейшей творческой деятельности, стремление попробовать новое.

Структура мастер-класса

Педагогические

задачи

Последовательность

этапов мастер-класса

Текущее время

деятельность обучающихся

1. Создание рабочей атмосферы

Приветствие.

Организационный Момент

1 мин

Приветствие

Вводное слово педагога

1 мин

2. Актуализация субъективного опыта

Постановка вопросов: «Приятно ли создавать подарок своими руками?» «Кому вы хотели бы сделать подарок?» и т.д.

5 мин

Отвечают на вопросы, обсуждают

3. Введение нового понятия

Художественная техника: «Аппликация». История происхождения, виды, материалы.

Демонстрируется презентация

3 мин

Смотрят, слушают

4. Мотивация

Просмотр видеоролика про снеговиков

3 мин

Смотрят

5. Постановка практической задачи

Демонстрация готовой открытки. Разъяснение принципа действия.

3 мин

Смотрят, слушают

6. Практический этап. Формирование умения

Инструктаж по технике безопасности.

60 мин

Выполняют аппликацию.

Педагог консультирует, помогает каждому обучающемуся

Выполнение работы в соответствии с инструкциями.

Физкультминутка

Завершение работы

7. Рефлексия

Просмотр работ.

10 мин

Совместное обсуждение работ.

8. Подведение итогов занятия

Заключительное слово педагога

5 мин

Прощание


 

Ход мастер-класса

Добрый день, дорогие друзья!

Все мы любим дарить подарки на Новый год, и получать их, конечно, еще больше, правда? Но всегда ли мы выполняем подарок близким сами? Руками? А ведь, согласить, гораздо приятнее получать рукотворный уникальный подарок, который был сделан специально для тебя. Вот и сегодня я предлагаю вам выполнить такой подарок – новогоднюю открытку в технике аппликация.

Ребята, знаете, что такое аппликация?

Аппликация означает "прикладывание". Эта художественная техника родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и другие материалы. (показ презентации)

Скажите, без кого не бывает зимних праздников? Кто верный помощник Деда Мороза и Снегурочки? Конечно, добрый и веселый Снеговик.

Давайте посмотрим видеоролик про снеговиков, забавных, милых, и добрых, и улыбнемся вместе с ними. (демонстрация видеоролика)

А теперь мы сделаем такого доброго и милого Снеговика.

У вас есть методические указания к работе, они помогут вам по порядку выполнять каждый этап работы, чтобы получились отличные снеговики. Приступайте. А я буду вам помогать.

После 25 минут работы проводится физкультминутка «Лепим снеговика». Обучающиеся повторяют движения за педагогом через сурдопереводчика.

Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И, смеясь, соединяет.

Cнизу самый крупный ком,
Чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова,
Дотянулись мы едва.

Глазки - шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора.

Продолжение и завершение работы.

Итак, теперь давайте обсудим, получившиеся работы.

Приглашаю выставить их. Ребята, а давайте придумаем имена для своих Снеговиков и пофантазируем про них. Что любит твой Снеговик Кеша? Как он проводит время? А что любит кушать? И т.д.

(обсуждение работ)

Молодцы, все справились с заданием. У вас получились отличные снеговики. Вам нравится ваш Снеговик? Если да, то приклейте на него вот такой новогодний значок. Я вижу, у всех Снеговиков есть значки. Отлично, ребята!

Подведем итоги.

Скажите, что нового вы узнали и чему научились на сегодняшнем мастер-классе? Как вы считаете, пригодятся ли полученные сегодня умения вам в будущем?

Все большие молодцы!

Итак, сегодня вы узнали, что такое аппликация, научились выполнять аппликацию и сделали открытку «Снеговик» в качестве подарка хорошему человеку, а заодно и прекрасно провели время.

Может, кто-то из вас захочет сделать друга для нашего Снеговика, чтобы ему не было скучно. Тогда берите бумагу, ножницы, клей и хорошее настроение и смело творите! А я желаю вам удачи!

Спасибо за участие!

До новых встреч!

 

Заключение

Содержание проводимого мастер-класса помогает расширять знания о видах и способах декоративного творчества, овладевать азами техники аппликация; формировать правильные эмоционально-социальные навыки в процессе творческой деятельности.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную деятельность снимает присущие им скованность, неуверенность, напряженность или, наоборот, агрессивность. Создание творческой атмосферы в детском коллективе способствует установлению благоприятного психо-эмоционального климата.

На сегодняшний день обучающимся нужны не только сумма знаний и умений, но и способности к их получению, исполнительность, инициатива, самостоятельность. Из этого следует, что педагогу надо выстроить работу с человеком развивающимся, основываться на знании психологии, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни, физиологических особенностей, состоянии здоровья. При выборе формы проведения занятия необходимо ориентироваться на его цель: формирование художественных умений и навыков, создание специальной предметно-творческой среды для развития креативного и репродуктивного мышления, воображения, создание ситуации успеха, побуждение к дальнейшему саморазвитию и творческой деятельности. Форма проведения «мастер-класс» рационально-действующая, практико-ориентированная и прикладная, оптимально соответствует поставленной цели.

В ходе мастер-класса были использованы наглядные средства: красочная презентация, видеоролик, инструкции, работы, выполненные обучающимися прошлых лет. Таким образом, была обеспечена качественная визуализация учебного материала. После выполнения задания организован совместный просмотр, даны комментарии, советы педагога, каждый обучающийся высказал собственное мнение. В результате все обучающиеся справились с заданием, были довольны получившимися открытками, и воодушевлены своим маленьким успехом.


 

Приложение 1

Этапы работы над аппликацией

 

Содержание работы

Иллюстрация этапа

 

Вырезать детали по шаблону. Наметить расположение снеговика.

 

Приклеить тело снеговика, кофту

 

Приклеить шляпу и шарф 

 

Украсить предметы одежды Снеговика мелкими деталями, приклеить варежки

 

Нарисовать лицо, приклеить морковь вместо носа

 

Приклеить птиц, нарисовать семечки и снежинки.

Ваш Снеговик готов!


 

Список используемой литературы

Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г.

Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.;

Е.А. Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.

Ю. Марьина. Коллажи и панно.  -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение,2006г.,

О.В. Чибрикова «Подарки к любому празднику»,- М.: Эскимо, 2006 г.

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Шаманаева Ирина Юрьевна, 22.12.17 в 13:37 0Ответить Пожаловаться
Забавная открытка! И дети довольны!
Черных Ксения Сергеевна, 25.12.17 в 16:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Открытка совсем несложная, но смотрится нарядно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.