12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черных Ксения Сергеевна34 |
Мастер-класс «Создание новогодней открытки «Снеговик» в технике аппликация»
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Областной центр развития творчества детей и юношества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
мастер-класса,
проводимого в рамках реализации образовательного проекта «Чудо рукотворное» для детей с ограниченными возможностями здоровья
"Создание новогодней открытки "Снеговик" в технике аппликация"
Мастер-класс разработан и проведен методистом отдела художественного творчества Черных К.С. на базе Школы-интерната для слабо-слышащих детей г. Курска | |
2017 г.
Введение
В последнее время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог вести полноценную и достойную жизнь. Как создать условия, которые бы обеспечивали его развитие, способствовали приобретению уверенности в себе и облегчали его активное участие в жизни общества?
Мастер-класс «Создание новогодней открытки «Снеговик» в технике аппликация» был разработан и проведен в рамках реализации образовательного проекта «Чудо рукотворное», организованным Областным центром развития творчества детей и юношества для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащими).
Главной целью мастер-класса как части образовательного проекта является формирование художественных умений и навыков, создание специальной предметно-творческой среды для развития креативного и репродуктивного мышления, воображения, создание ситуации успеха, побуждение к дальнейшему саморазвитию и творческой деятельности.
В декоративно-прикладном творчестве заложены большие возможности для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Назовем некоторые из них, способствующие коррекционной деятельности:
• Многократность упражнений по мелкой моторике, не имеющая эффекта утомления, в силу своей эмоциональной окрашенности;
• Эмоциональное и пространственное освоение окружающего мира;
• Установление новых социальных отношений со сверстниками и педагогами;
• Приобретение опыта творческой работы;
• Психотерапевтический эффект творчества (расслабление, прорисовывание и вербализация переживаний);
• Профориентация.
Проводимый мастер-класс предназначен для работы со слабослышащими детьми среднего школьного возраста. Следует учитывать физиологические и психологические особенности данного возраста и особенности социального и культурного развития детей системы интернатного образования, особенности психического развития слабослышащих детей:
из-за нарушения слуховых возможностей особое значение приобретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные;
неполнота, фрагментарность восприятия: выделяют яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки; характерно отставание в формировании перцептивных обобщений и предметных представлений;
мышление слабослышащих учащихся отличается большей конкретностью, наглядностью,
своеобразие формирования содержательных компонентов мыслительной деятельности: их представления отличаются бедностью, фрагментарностью, схематизмом, нерасчлененностью, что является результатом неполноты и фрагментарности восприятия;
слабослышащие учащиеся затрудняются в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществления, не умеют анализировать требования и цели поставленной задачи и ошибаются в последовательности необходимых действий;
при оказании помощи со стороны педагога дети обнаруживают более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;
дети затрудняются в использовании словесной речи как средства общения и выражения собственных мыслей, в словесной регуляции и словесном опосредовании действий.
Взаимодействие с такими ребятами, конечно, в значительной мере осложнено, так как общение с ними происходит через сурдопереводчика. Необходимо обеспечить качественным наглядным материалом каждого ребенка. Инструкционные карты, методические рекомендации, видео ролики и презентации – не только желательный, но и необходимый дидактический материал, который должен сопровождать каждое занятие. Вместе с этим, следует не забывать и о совершенствовании коммуникативных навыков таких детей. Ведь при социальной реабилитации в условиях реального мира ребенку необходимо преодолеть страх перед собственными особенностями, находить универсальный способ общаться и взаимодействовать со слышащими людьми.
Таким образом, работа на мастер-классе должна быть в первую очередь комфортна для детей и педагога.
Привлечь внимание детей к теме занятия, заинтересовать, затронуть эмоциональную сферу личности, стимулировать когнитивные процессы, задействовать творческие способности и фантазию – это первоочередная задача педагога. Ее реализация зависит от множества компонентов, главными из которых являются наглядность, доступность, личностная польза.
Для стимулирования мотивации студентов к теме занятия я предлагаю использовать видеоролик, презентацию, готовые открытки в технике «аппликация» в качестве образца. Необходимо разбудить творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, помочь ему творчески раскрепостится.
Просмотр, или минивыставка, – прогрессивная форма оценивания результатов работы и самоконтроля на творческих мастер-классах. Где к обсуждению я рекомендую привлекать самих ребят. Это затрагивает психологический механизм рефлексии, самоопределения, пробуждает интерес к дальнейшей творческой деятельности, стремление попробовать новое.
Структура мастер-класса
Педагогические задачи | Последовательность этапов мастер-класса | Текущее время | деятельность обучающихся |
1. Создание рабочей атмосферы | Приветствие. Организационный Момент | 1 мин | Приветствие |
Вводное слово педагога | 1 мин | ||
2. Актуализация субъективного опыта | Постановка вопросов: «Приятно ли создавать подарок своими руками?» «Кому вы хотели бы сделать подарок?» и т.д. | 5 мин | Отвечают на вопросы, обсуждают |
3. Введение нового понятия | Художественная техника: «Аппликация». История происхождения, виды, материалы. Демонстрируется презентация | 3 мин | Смотрят, слушают |
4. Мотивация | Просмотр видеоролика про снеговиков | 3 мин | Смотрят |
5. Постановка практической задачи | Демонстрация готовой открытки. Разъяснение принципа действия. | 3 мин | Смотрят, слушают |
6. Практический этап. Формирование умения | Инструктаж по технике безопасности. | 60 мин | Выполняют аппликацию. Педагог консультирует, помогает каждому обучающемуся |
Выполнение работы в соответствии с инструкциями. | |||
Физкультминутка | |||
Завершение работы | |||
7. Рефлексия | Просмотр работ. | 10 мин | Совместное обсуждение работ. |
8. Подведение итогов занятия | Заключительное слово педагога | 5 мин | Прощание |
Ход мастер-класса
Добрый день, дорогие друзья!
Все мы любим дарить подарки на Новый год, и получать их, конечно, еще больше, правда? Но всегда ли мы выполняем подарок близким сами? Руками? А ведь, согласить, гораздо приятнее получать рукотворный уникальный подарок, который был сделан специально для тебя. Вот и сегодня я предлагаю вам выполнить такой подарок – новогоднюю открытку в технике аппликация.
Ребята, знаете, что такое аппликация?
Аппликация означает "прикладывание". Эта художественная техника родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и другие материалы. (показ презентации)
Скажите, без кого не бывает зимних праздников? Кто верный помощник Деда Мороза и Снегурочки? Конечно, добрый и веселый Снеговик.
Давайте посмотрим видеоролик про снеговиков, забавных, милых, и добрых, и улыбнемся вместе с ними. (демонстрация видеоролика)
А теперь мы сделаем такого доброго и милого Снеговика.
У вас есть методические указания к работе, они помогут вам по порядку выполнять каждый этап работы, чтобы получились отличные снеговики. Приступайте. А я буду вам помогать.
После 25 минут работы проводится физкультминутка «Лепим снеговика». Обучающиеся повторяют движения за педагогом через сурдопереводчика.
Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И, смеясь, соединяет.
Cнизу самый крупный ком,
Чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова,
Дотянулись мы едва.
Глазки - шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора.
Продолжение и завершение работы.
Итак, теперь давайте обсудим, получившиеся работы.
Приглашаю выставить их. Ребята, а давайте придумаем имена для своих Снеговиков и пофантазируем про них. Что любит твой Снеговик Кеша? Как он проводит время? А что любит кушать? И т.д.
(обсуждение работ)
Молодцы, все справились с заданием. У вас получились отличные снеговики. Вам нравится ваш Снеговик? Если да, то приклейте на него вот такой новогодний значок. Я вижу, у всех Снеговиков есть значки. Отлично, ребята!
Подведем итоги.
Скажите, что нового вы узнали и чему научились на сегодняшнем мастер-классе? Как вы считаете, пригодятся ли полученные сегодня умения вам в будущем?
Все большие молодцы!
Итак, сегодня вы узнали, что такое аппликация, научились выполнять аппликацию и сделали открытку «Снеговик» в качестве подарка хорошему человеку, а заодно и прекрасно провели время.
Может, кто-то из вас захочет сделать друга для нашего Снеговика, чтобы ему не было скучно. Тогда берите бумагу, ножницы, клей и хорошее настроение и смело творите! А я желаю вам удачи!
Спасибо за участие!
До новых встреч!
Заключение
Содержание проводимого мастер-класса помогает расширять знания о видах и способах декоративного творчества, овладевать азами техники аппликация; формировать правильные эмоционально-социальные навыки в процессе творческой деятельности.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную деятельность снимает присущие им скованность, неуверенность, напряженность или, наоборот, агрессивность. Создание творческой атмосферы в детском коллективе способствует установлению благоприятного психо-эмоционального климата.
На сегодняшний день обучающимся нужны не только сумма знаний и умений, но и способности к их получению, исполнительность, инициатива, самостоятельность. Из этого следует, что педагогу надо выстроить работу с человеком развивающимся, основываться на знании психологии, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни, физиологических особенностей, состоянии здоровья. При выборе формы проведения занятия необходимо ориентироваться на его цель: формирование художественных умений и навыков, создание специальной предметно-творческой среды для развития креативного и репродуктивного мышления, воображения, создание ситуации успеха, побуждение к дальнейшему саморазвитию и творческой деятельности. Форма проведения «мастер-класс» рационально-действующая, практико-ориентированная и прикладная, оптимально соответствует поставленной цели.
Приложение 1
Этапы работы над аппликацией
Содержание работы | Иллюстрация этапа | |
| Вырезать детали по шаблону. Наметить расположение снеговика. | |
| Приклеить тело снеговика, кофту | |
| Приклеить шляпу и шарф | |
| Украсить предметы одежды Снеговика мелкими деталями, приклеить варежки | |
| Нарисовать лицо, приклеить морковь вместо носа | |
| Приклеить птиц, нарисовать семечки и снежинки. Ваш Снеговик готов! |
Список используемой литературы
Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.;
Е.А. Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
Ю. Марьина. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.
Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение,2006г.,
О.В. Чибрикова «Подарки к любому празднику»,- М.: Эскимо, 2006 г.