Мастер-класс «Помоги своим друзьям-галкам, дятлам, воробьям!»

2
0
Материал опубликован 29 September 2017 в группе

Этапы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность участников

Формирование УУД

Вводная часть

Добрый день уважаемые коллеги!

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Раньше для меня всегда вызывало затруднение – сочетать краеведческий и экологический материал в образовательном и воспитательном пространстве своего класса. Работая над этим вопросом, я разработала и уже апробировала программу «Организация деятельности младших школьников по изучению родного края».

И сегодня я покажу и расскажу о формировании исследовательского поведения у младшего школьника в вопросах изучения родного края. Тема моего мастер-класса «Формирование исследовательских навыков у младших школьников экологической направленности».

Поделюсь своими наработками, которые я использую в данной деятельности.

учитель презентует свой педагогический опыт по проблеме семинара, дает краткую характеристику занятия и говорит о системе работы по формированию экологической культуры

Слушают, задают вопросы

 

Создание проблемной ситуации

Разыграем ситуацию:

«Тема экологического занятия – (закрыта) «Помоги своим друзьям-галкам, дятлам, воробьям!».

Первая группа получает знак «Я наблюдаю» (рис.глаза)

Вторая группа – знак «Я наблюдаю» (рис.глаза), коробку с кормом для птиц.

Третья группа – знак «Я наблюдаю» (рис.глаза), таблицу «Зимующие птицы», книгу «Школа юннатов», фото «Птицы зимой», коробку с кормом для птиц.

Задача: Сформулируйте проблемный вопрос на тему нашего занятия»

- А теперь вопрос для всех:

«Для постановки проблемного вопроса по теме занятия какое количество подсказок лучше использовать?»

- Правильно, очень важно использовать достаточное количество подсказок.

Таким образом, используя метод проблемных ситуаций, далее мы с детьми формулируем тему занятия.

Попробуйте и вы озвучить тему, если она вытекает из составленных нами проблемных вопросов и содержит призыв (открываю восклицательный знак) по отношению к птицам на фото.

(Открываю на доске)

Проблемные вопросы:

- Почему птицам зимой приходится трудно?

-Как помочь зимующим птицам?

1гр. - ?

2гр., 3гр.- ?

 

Открытие новых знаний

Очень удачно использовать на своих занятиях игры.

Я прошу вас представить себя учениками 3 класса.

( Аудиозапись голосов птиц) что за звуки? Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Задание Рассмотрите картинки «Птицы нашего края».

Слушаем голос птицы и выставляем запись голоса птички с помощью букв около картинки.

1гр. – Покажите, как говорят воробышки.

2гр. – Покажите, как говорят синицы.

3гр. – Покажите, как говорят свиристели.

- Какие чудесные голоса птиц мы услышали.

Как вы думаете, зимой будет ли веселое щебетание птичек?

(В основном нет, потому что холодно и голодно. Только когда солнышко вдруг пригреет потеплее и в кормушке будет корм, тогда мы можем услышать благодарное щебетание птиц.)

-На ваших столах карточки с изображением птиц. Попробуйте, используя книги-справочники , определить среди них птиц Ульяновской области .

-Всех ли птицы сейчас мы можем увидеть на улице? Почему?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

-Давайте попробуем выяснить, почему одни птицы улетели, а другие остались с нами?

Игра «Соедини вместе!»

Играют 6 человек, остальные работают с толковым словарем для проверки игроков.

Оседлые

Кочующие

Перелетные

Это птицы, которые круглый год живут в одной и той же местности, и никаких значительных путешествий не совершают.

Это птицы, которые, закончив свои гнездовые дела, начинают кочевать из одного места в другое в поисках корма.

Это птицы, которые завершив свои гнездовые дела, отлетают к местам зимовок, где и проводят все время до начала весеннего перелета.

-Какой главный враг птиц зимой? (голод)

А вы можете помочь нашим друзьям?

Мы кормушку мастерим,

холода настали.

Нужно птичек накормит,

чтоб не голодали!

Игра «Птицы на кормушке»

-Вы сейчас получите фото птицы, рассмотрите его и наденьте на грудь.

- Теперь слушайте загадку и летите к кормушке.

Любо-дорого взглянуть,

птичка- красненькая грудь!

Дом родной ее – Сибирь,

Как зовут ее?

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой.

Мерзнет желтенькая пташка,

накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало.

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!»

Во дворе я –королева.

Вон мой дом, на ветке, слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна. Хитра, проворна.

болтлива птичка – спору нет.

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? Длиннохвостая…

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

-Вот все птички собрались около кормушки. Но чего-то не хватает! Как вы думаете, чего не хватает?

(Нет корма)

Если начал птиц подкармливать,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они, верят нам, как дети.

Помни- ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Далее мы составляем меню для птичьей столовой, используя различные источники информации.

Что ждут от нас пернатые в зимней столовой?

(Защита своего меню)

Вот что представили мои дети на этом этапе. (видеозапись защиты)

Эта работа детям очень нравится.

Мне всегда очень хочется, чтобы дети и после занятия, используя различные источники информации, расширяли знания и умения по изучаемой теме. Поэтому я для детей всегда открываю коробочку с секретом. В этой коробочке хранятся тайны, которые юные исследователи с большим удовольствием открывают.

Задания для всех желающих:

Почему чем ниже температура на улице, тем больше требуется птице пищи?

а) чтобы насытиться

б) чтобы согреть себя

в) чтобы подкопить жирок

Почему воробьи и другие мелкие птицы зимой взъерошивают перья?

а) создают для врагов устрашающий вид

б) таким образом, развлекаются в скучную холодную погоду

в) создают себе воздушную подушку, чтобы меньше терять тепла

Присмотритесь, как разыскивают пищу синичка или поползень, и вы увидите, что эти птички все время…

а) принюхиваются, чтобы отыскать корм

б) постукивают по веточкам, чтобы выгнать насекомых и их съесть

в) как бы высматривают, проверяют каждую трещинку в коре

Вот вам и тема для размышления и сбора любой информации для следующего занятия.

Очень интересно услышать, как вы думаете, какую информацию принесут мне дети на следующее занятие?

(правильные ответы выделены)

учитель включает аудиозапись с голосами птиц

на столах карточки с разными птицами разных широт

Работа в группах.

учитель читает стихотворение (или подготовленный ученик)

появляется кластер со словом «Зимующие»

запись со словом «Кочующие»

«Оседлые»

выстраивается схема

«Зимующие»

/\

« кочующие» «оседлые»

учитель с детьми определяют группы кочующих и оседлых

учитель задает вопрос

читает стихотворение

учитель дает информацию

учитель подводит к памятке «Меню для птиц»

«Правила подкормки птиц»

учитель загадывает загадки про зимующих птиц

на экране- картины с изображением птиц

читает стихотворение

учитель предлагает на выбор

спрашивает о том, как

помочь птицам, и получили ли дети интересные сведения

Дети отвечают и формулируют ответы на вопросы.

самостоятельный вывод темы занятия.

Дети отбирают птиц Средней полосы.

Идет объяснение, что часть птиц улетели из-за холода и голода.

дети отвечают

дети находят объяснение в словаре, на отдельном листе понятия «кочующие», «оседлые»

дети ищут карточки и выстраивают их по группам

дети отвечают

дети находят информацию о синицах

дети называют различные корма

читают памятки

дети отгадывают загадки и высаживают на кормушку птичку

дети выбирают пару и задание по силам

личностные УУД

коммуникативные

познавательные

регулятивные

познавательные личностные

? проблема-познавательные, личностные, коммуникативные

регулятивные

коммуникативные

личностные

регулятивные

познавательные

личностные

регулятивные

познавательные

личностные

регулятивные

личностные

познавательные

личностные

коммуникативные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Подведение итогов

Рефлексия

Вы познакомились с моими приемами организации исследовательской деятельности экологической направленности у детей.

А теперь я хочу сделать вывод:

На сегодняшний день очень остро стоят вопросы экологии. Причин много и их мы все знаем.

Поэтому встает вопрос, как научить ребенка любить и беречь природу. Практика показывает, что, используя методы исследовательской деятельности, мы можем создать благоприятные условия для формирования экологической культуры у младшего школьника.

Уважаемые коллеги!

Процесс рефлексии на занятиях обязателен.

Прошу поделиться своими впечатлениями о сегодняшней нашей встрече.

- Что на ваш взгляд было сегодня самым интересным?

- Что было не совсем понятным или было все понятно?

- Можно ли мою работу по формированию эко-исследовательского опыта считать эффективной?

Спасибо за внимание!

     

 

Мастер – класс Помоги своим друзьям-галкам, дятлам, воробьям»

Цель мастер-класса: показать различные формы и приемы работы по формированию исследовательской компетенции младших школьников;

Рассмотреть различные виды игр и выявить особенности деятельности учащихся при решении проблемных ситуаций, отработка методических подходов и приемов решения проблемы;

показать эффективные методы и приемы по формированию УУД.

Оборудование: раздаточные карточки с изображением птиц, таблички и схемы, аудиозапись с голосами птиц, экран и медиаустановка, памятки .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.