12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глазкова Людмила Николаевна49
Окончила Лесосибирский ГПИ, работаю учителем начальных классов с 1991г
Россия, Красноярский край, г. Шарыпово

Мастер-класс

« Работа со словами с непроверяемыми написаниями»

Учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 12 г. Шарыпово

Глазковой Людмилы Николаевны



Пояснительная записка.

Написание словарных диктантов зачастую вызывает страх у учащихся, так как многие из ребят слабо справляются с данными диктантами, или вообще не справляются с ними. Почему у учащихся возникают проблемы в усвоении данных слов? С чем это связано? В традиционной практике словарные слова механически заучивают, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост. При знакомстве со словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я хочу поделиться своим опытом работы со словарными словами, который позволяет добиться не только высоких результатов в написании данных слов, но и успешно формировать общеучебные умения и навыки, что является первоочередным в современной системе обучения.


«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный российский ученый — методист А. В. Текучев.

Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников.

Поэтому для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы, работать над значением этих слов.

На этапе предъявления слова широко использую загадки и «загадалки» - высказывания о предмете, в которых отражены его функции или отличительные черты. Примеры «загадалок» (мной составлено более 130 загадалок):

Если не знаешь его, не отправишь письмо или посылку.

Если ты сделал работу правильно, без исправлений, тебе скажут, что ты выполнил работу очень …

Он может быть крутым или пологим у реки.

Именно с помощью загадок, «загадалок» у детей развивается память, пространственное мышление, восприятие информации на слух, отгадывание загадок тренирует такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение, нахождение отличий и т.д. Разгадывание загадок, «загадалок» способствует также развитию образного, словесно-логического и абстрактного мышления, умения аргументировать и делать выводы, повышает интерес к обучению, то есть формирует не только познавательные логические УУД, но и коммуникативные и личностные.

Загадки способствуют развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса, умению передавать свои мысли, пониманию переносного значения.

Для лучшего усвоения орфографического облика (зрительного образа) слова полезно использовать элементы этимологического анализа слова (если он помогает объяснить написание слова). Например, Библиотека – «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Трамвай – английское «tram» – вагон, «way» – дорога, путь.

Прочному запоминанию слов способствует использование мнемонических приемов. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её (прием графических ассоциаций), либо создать ассоциативную цепочку (прием фонематических ассоциаций), которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значени

742aqewy%285%29.png 

( букву Щ ребята превратили в расческу, а букву И - в женщину).

  з
кАпуста

  я
  ц

а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.

   К мнемотехнике можно отнести также рифмовки, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.


КАртина в квАртире,

пАльто в мАгАзине,

кАпуста в кАстрюле,

мАлина в стАкане,

а кАртошка на тАрелке.

Запомните всё это сами.



В слове «РАКета» спрятался рак,

В слове «МЕТРо» спрятался метр,

А в слове «МебЕЛЬ» найдется ель.

В слове «ЛИСица» спрятался лис.

В слове «РИСунок» спрятался рис,

А в слове «комНАТА» девочка Ната.

Вам пригодится всё это, ребята.

(Мной написаны «стишки – помощники» с использованием более 50 словарных слов)

Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа, мнемотехника обеспечивает сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.

Использование данных приемов развивает ассоциативное, творческое мышление, умение анализировать и логически мыслить; формирует мотивацию к обучению; развивает умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание - способствует формированию познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

На этапе тренировки и закрепления трудное слово включается во все виды работ. Часто использую диктовку словосочетаний и предложений с различными грамматическими заданиями (материал составляю самостоятельно). Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм (процесс восприятия и осознания орфограмм) и определение их типа (классификация, дифференциация).

Методист по русскому языку профессор Михаил Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

Увидеть орфограмму в слове.

Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи.

Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.  

Формируя орфографическую зоркость, мы формируем широкий спектр познавательных и регулятивных УУД.

Примеры дидактического материала:

Словосочетания: сущ. + прил. (выделить ошибкоопасное место, назвать орфограмму и объяснить написание соответствующей буквы в слове; выполнить грамматические задания: определить морфологические признаки имен существительных и прилагательных (род, число, падеж)).

В аптечном киоске, с тяжелым багажом, в интересной беседе…
Словосочетания: гл. + сущ.

Вошел в аптеку, вмешался в беседу, встречаемся в библиотеке…

Предложения (выделить ошибкоопасное место, назвать орфограмму и объяснить написание соответствующей буквы в слове; выполнить грамматические задания: определить морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; сделать синтаксический разбор предложения).

К празднику бабушка испекла яблочный пирог.

Мы долго беседовали о вчерашней ссоре.

Во дворе нашего дома росли осины и березы.

Использование дидактического материала позволяет отрабатывать как написание трудных слов, так и основные темы русского языка.

Например: «Имя существительное»

Образуйте от данных слов имена существительные. Запишите, подчеркните орфограммы.

Жёлтый, одевать, родной, памятный, рисовать.

Вставьте пропущенные буквы, определите какое слово лишнее. Почему?

Дев.чка, в.рона, за.ц, л.пата, с.рока, р.бята.

«Фонетика»

Заполни таблицу.

а) пироги, острова, теперь, орехи, метро, багаж


В слове два слога

В слове три слога

В слове все согласные звуки мягкие



В слове не все согласные звуки мягкие



Использование данного дидактического материала формирует умение проводить анализ, сравнение объектов с целью выделения при­знаков, умение выстраивать логические цепочки рассуждений и доказывать свою точку зре­ния; формирует действия планирова­ния, оценивания и коррекции.

В своей практике применяю методику взаимодиктантов с взаимопроверкой (самопроверкой) в парах сменного состава, карточки для работы в паре.

Коммуникативные, регулятивные и личностные УУД  успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Использование метода проектов и исследований формирует у учащихся информационные познавательные УУД, регулятивные действия планирования и волевой саморегуляции.

Например, проект «Энциклопедия одного слова».

Лексическое значение слова

Слова-родственники

Слова-друзья

Слова-враги

Слово в русском фольклоре

Слово в моём творчестве

Организованная таким образом работа со словами с непроверяемыми написаниями, дает стойкие высокие результаты в написании словарных диктантов обучающимися и формирует УУД.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.