Урок-сказка по русскому языку «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю
Директор МБОУ
Ташкирменской ООШ
_____________Сидорова М.Т.
Название работы:
Урок - сказка
по русскому языку
Срок реализации данной работы-1день
Возраст детей-9 лет
Татарстан Лаишевский муниципальный район с.Ташкирмень
Разработчик:
Корчагина Евгения Руслановна
Учитель начальных классов
I квалификационная категория
2019год
Класс: |
2 |
Предмет: |
Русский язык |
Тип урока: |
урок общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода |
Форма занятия: |
виртуальная экскурсия |
Тема: |
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
Цель: |
закрепить знания, умения и навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
|
Задачи: |
Развивающая: развивать память, внимание, речь детей формировать умение взаимодействовать в паре развивать информационную компетентность в соответствии с поставленной задачей пробуждать интерес к языку Воспитательная формировать организацию учебного труда; - прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; -воспитывать экономное отношение ко времени, умение рационально его использовать; - показать связь устного народного творчества с русским языком |
Планируемые результаты: |
Предметные результаты: Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Познавательные: сознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); Личностные: положительное отношение к языковой деятельности; заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей; |
Оборудование:
Методы: |
ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска. Карточки для рефлексии. Активные методы обучения: игра и творчество, деятельностный подход,диалог |
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
1 этап Организационный
|
Общая эмоциональная установка на урок, проверка готовности. Сегодня на уроке желаю вам быть внимательными и активными участниками.. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Дети читают пословицу: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» (Пословица записана на доске) Рефлексия. Я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия. |
Психологический настрой. Самоконтроль готовности |
2 этап Мотивация учебной деятельности учащихся |
Организация внимания учащихся. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. КЗАСАК (сказка) - Вы любите сказки? Хорошо знаете? Почему сказки называют народными? - Я предлагаю отправиться на экскурсию по сказочной стране, но это будет не простая экскурсия, а виртуальная (слайд1) Но чтобы попасть туда, нам нужен волшебный ключ, который спрятан в нашем слове. -Назовите первый звук этого слова. Дайте его характеристику [с] – согласный, глухой, твердый, парный) - Какой буквой обозначим его на письме?(слайд2)
Чистописание. ( слайд3) С с Сс Со со осо сос сосна мосток -(Написание этих соединений направлены на формирование свободного движения руки). |
Наш урок будет похож на сказку, Нам без знаний никуда. Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку Отправляемся туда. |
3 этап Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию |
Мотивация учащихся к выполнению учебного действия Чем похожи эти слова? - Над какой темой продолжим работу? -Ребята, тут волна нашептала мне сказку: «В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные с кисельными берегами, в то время жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной и сыном Иваном-царевичем. (слайд4)
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторонку, а клубочек впереди катится по дорожке, указывает куда идти» Что можете сказать о пропущенных буквах - Запишите, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения. - Давайте проверим. - Какое слово здесь лишнее? Почему? - Кто из вас выполнил без ошибки? (оценить) |
Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. (существительные, неодушевленные, двусложные, ударный второй слог, есть безударная гласная, проверяемая ударением) – «Правописание безударных гласных
ученик читает все проверяют мороз – неодушевленный предмет Эти гласные надо запомнить, т. к. их нельзя проверить, это словарные слова.) |
4 Этап локализации индивидуальных затруднений. |
Шёл-шёл Иван-царевич и пришёл к Синему морю. Остановился на берегу и думает: Потемнело Синее море, приплыла к нему Золотая рыбка и промолвила |
.
|
5 этап «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Первичное усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания |
Включение учащихся в исследовательскую деятельность. 4. Ребята, давайте поможем Ивану- царевичу(слайд6) б…льной – д…леко – м…сной сн…гирь – св…ча- в…ренье – к…чели н…зина – л…карство – сн..жинка- Молодцы! Какие волшебные слова надо знать, чтобы написать правильно Идем мы с Иваном дальше. Впереди дремучий лес, а пройти надо. Клубочек катится. Давайте сами себе проложим дорогу. На деревьях листочки со словами. Надо взять их, прочитать, правильно записать слова и проверить (слайд7) ЯСТРЕ(б,п), ТРУ(д,т), КУС(д,т,), ГРИ(б,п), ОТВЕ(д,т), САМОЛЕ(д,т), ХЛЕ(б,п). Какие волшебные слова-правила надо знать, чтобы расколдовать слова? IV. Физминутка. ,( я, о, е) (слайд8) а- хлопаем в ладоши о-присядем е- подскок «Молодцы, ребята, деревья расступились, идем дальше - Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующие действия, К…рмушка (корм), маслёнок (масло), кр…льчиха( кролик), см…льчак (смелый), б…глец (бег), старичок (старый), ц…почка (цепь), д…чурка (дочь), с…сновый (сосны), д…тишки ( дети), з…ма (зимы |
Интеллектуальное исследование В процессе исследовательской деятельности отвечают на вопросы и делают выводы. Боль, даль,мясо, снег свечка, вар ,качка низ ,лекарь ,снег Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение). ПАМЯТКА Читаю слово. Ставлю ударение. -Нахожу безударную гласную в проверяемом слове -Изменяю слово так, чтобы безударная гласная стала ударной -Пишу слово, вставляю букву
Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг, Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй!
|
6 этап Первичное закрепление
|
Восстановление деформированных предложений. «Но перед нами новое препятствие. Это болото. Надо постараться пройти по кочкам. Но для этого надо исправить ошибки в предложениях. Работаем парами».(слайд9) Сава круглый гот жывёт в нашых кроях. Днём ана прячется в лису, а по начам охотится. Совы харашо видят ночью. (10 ошибок) На какое правило допустили ошибки? |
Работа в парах.
безударная гласная |
7 этап Включение нового знания в систему знаний. Закрепление. |
Игра «Какое слово лишнее?» «Идём мы дальше. А чтобы не скучать в дороге, давайте поиграем! Какое слово лишнее? СОБАКА, ГОРА, ОВЦА, КОРОВА. Правильно – ГОРА, но почему? (слайд10) Вот мы и подошли к горе, на которой стоит замок Змея Горыныча. Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Анастасия Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, обнялся со своей матушкой. Счастливые отправились они в своё царство, а нам оставили оценки и домашнее задание |
(Дети дают ответы: неодушевленное, все остальные слова обозначают животных). |
8 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Откройте дневники и запишите домашнее задание -Придумать 5 слов на безударную гласную, проверяемую ударением; 5 слов на непроверяемую гласную в корне; -По выбору составить предложение с одним из слов. |
Записывают домашнее задание |
9 этап Подведение итогов. Рефлексия. |
Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся Время быстро пролетело. Подводить пора итог.
«Молодцы! Мы спасли Анастасию Прекрасную. Вот они с Иваном возвращаются домой. Давайте вспомним, что нам пришлось выполнить на уроке, чтобы спасти ее. Рад Иван, рада Василиса, рад Царь, рады и мы. И я думаю, что вы дома расскажите своим мамам про наше путешествие. Молодцы!» Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке, для этого возьмите наши листочки И отметьте как изменилось ваше настроение к концу нашего урока
|
Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности в устной форме и с помощью рисунка дети перечисляют
|