Мастер-класс «Рождественский ангел» (Создание плоской тростевой куклы для кукольного театра)
Пояснительная записка
Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Тема: «Рождественский ангел». Мастер-класс по созданию плоской шарнирной куклы.
Аудитория: разработка для членов кружка изобразительного искусства.
Цель: формировать преставления школьников о способах создании кукол для кукольного театра.
Задачи:
Образовательная: формировать представления школьников о разнообразии кукол.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус
Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Содержание мастер-класса:
- Организационный момент и мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.
- Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности.
Учитель: Давайте вспомним, какие праздники нам предстоит отпраздновать в ближайшее время?
Школьники: Новый год, Рождество.
Учитель: давайте немного вспомним, а как праздновали Новый год и Рождество Христово в старину? Какими были традиции празднования этих праздников?
Школьники. Отвечают.
- Усвоение новых знаний.
Учитель. Рассмотрите, пожалуйста картину художника. Что на ней происходит? Что несут дети в руках?
Школьники. Дети идут колядовать, они несут с собой рождественскую звезду, поют колядки.
Учитель. Верно. Таких людей в старину называли христославы. По традиции взрослые и дети отправлялись по домам, соседей для того, чтобы принести им благую весть о Рождестве Христовом, порадовать людей задорными колядками. Звезда, которую носили на палке, символизировала яркую звезду, ту, что привела волхвов в Вифлеем к пещере, где родился Спаситель.
А что ещё несут в руках дети на этой картине? Что за короб в руках у детей?
Школьники. (Высказывают предположения)
Учитель. Верно. Это вертеп. Вертепом называли достаточно большой ящик с прорезями. Одна из стенок этого ящика была раскрыта для зрителей и представляла собой сцену. По этой сцене кукловод водил кукол, представляя детям и взрослым историю Рождества Христова.
Интересно, что первоначально вертепы появились за рубежом, а в России проведение таких праздничных выступлений стало популярно только ближе к 18 веку. Русский царь Алексей Михайлович любил театральные представления и поощрял их проведение. Принято считать, что именно с рождественских вертепов и началась история кукольного театра на Руси.
Сейчас подобные традиции кукольных представлений встретишь редко, но всё же ученики нашей воскресной школы решили поздравить ребят из подшефного детского дома весёлой и поучительной рождественской сказкой. Я сделала большую часть кукол для спектакля, но в конце сказки должен появиться хор ангелов. Я хочу предложить вам помочь сделать кукол для спектакля.
Учитель. Прежде чем познакомиться с этапами работы над куклой, давайте рассмотрим рисунок. Здесь представлены разнообразные по конструкции куклы. Рассмотрите и сравните их. Чем отличаются друг от друга перчаточные куклы, тростевые и марионетки.
Школьники (сравнивают между собой виды кукол)
3. Ознакомление с новыми умениями и навыками
1.Подготовим для изделия: картон, пластическую массу, клей, акриловые краски и грунт, контуры, фоамиран, блёстки, пластиковую плёнку для глаз, ножницы, клей маленькие болтики и гайки, деревянные шпажки для рук.
Закрепим картон на доску. Разметим на картоне карандашом очертание ангела. Младшим членам кружка можно воспользоваться шаблоном. Аккуратно раскрываем пакет с массой и размазываем массу на лицо ангела.
Нарастим объём, наметим причёску, обозначим места для глаз. Добавим объёма на щёки и нос.
При работе с этой массой важно помнить, что большой её слой будет сохнуть дольше, и голова куклы может оказаться тяжёлой, поэтому стараемся работать тонким слоем.
Аккуратно вылепим нос, губы, при помощи стека продавим пряди волос. Оставим изделие на просушку. Когда работа высохнет, начнём покрывать изделие акриловым грунтом.
Когда акриловый грунт высохнет, подготовим обрезки картона и прозрачную пластиковую плёнку. Можно воспользоваться бросовыми материалами. Я взяла пластиковую упаковку от батареек. На картоне нарисуем шаблоны глаз. Примерим их на куклу.
Готовые шаблоны обведём на пластик маркером, вырежем и перевернём на обратную сторону. Рисовать акриловыми красками можно с изнанки пластикового глаза, тогда глаза останутся блестящими. Верхнюю часть шаблона раскрасим чёрным цветом. Это ресницы. Рисуя радужную оболочку глаза, не забудем про блик.
Пока глаза подсыхают, смешаем цвет тела для лица куклы. Напоминаю, что цвет тела можно получить, смешав немного оранжевой краски и большое количество белил. Подберём цвет для волос, губ. Оттеним места для глаз, нарисуем тень на шее.
К этому моменту глаза уже подсохли, вырезаем их. Надрежем чёрную часть ресниц, согнём и закрутим их так, чтобы ресницы выступали. Приклеим глаза куклы.
Когда волосы куклы немного подсохнут, добавим объёма при помощи декоративного золотистого контура.
Пришло время аккуратно вырезать очертания куклы. Наметим на одежде ангела складки.
Украсим край одежды ангела орнаментом при помощи декоративных контуров. По складкам на клей напылим блёстки.
Вырежем из картона шаблон руки и по нему обведем форму на фоамиран. Распишем фоамиран акриловыми красками.
Нарисуем акрилом перья на крыльях.
Выкроим из глитерного фоамирана нимб и воротник.
Декор воротника может быть разным. Я прорезала отверстия в воротнике, чтобы он стал ажурным.
Добавим украшений пайетками и узоров контуром.
При помощи шила прокалываем отверстия на месте соединения туловища и рук. Конечно, здесь детям должен помочь взрослый. В получившееся отверстие вставляем маленький болтик и закрутим его гайкой. Аналогично прикрепим вторую руку. Остаётся прикрепить куклу на палку при помощи силовых кнопок, а к рукам присоединяем деревянные шпажки в качестве кукольных тросточек.
5. Анализ работ. Подведение итогов
Подведение итогов проводим в виде выставки с обсуждением положительных сторон работы и необходимых исправлений.
6. Рефлексия
Учитель. Давайте подведём итоги нашего занятия. Прочитайте незаконченные предложения и продолжите их.
Школьники. Завершают предложения, высказывают свои суждения.
7. Организованное завершение занятия.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Садварий Жанна Владиславовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ванчугова Светлана Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Янова Татьяна Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Владимировна
Рагулина Любовь Давыдовна