12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Садварий Жанна Владиславовна18494 Образование высшее. Окончила КГПУ, художественно- графический факультет. Работаю в школе с 1995 г. Россия, Курская обл., Курск Материал размещён в группе «Творческая мастерская» |
Плоские куклы для кукольного театра
Пояснительная записка
Автор: учитель изоискусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Тема: Плоские шарнирные куклы для спектакля в детском саду или в начальной школе
Цель: помочь воспитателям сделать красивые и яркие театральные постановки.
Содержание
Постановка театральных кукольных спектаклей в детском саду и школе-обычное дело. Хорошо, когда в саду есть наборы кукол, которыми можно разыграть представление, но бывает так, что приходится создавать кукол своими руками.
Всё началось ещё в декабре, когда ко мне обратилась руководитель нашей воскресной школы с просьбой помочь сделать персонажа для кукольного рождественского спектакля, с которым воспитанники обычно выезжают в подшефный детский дом. В наборе кукол для спектакля не хватало перчаточной куклы. Признаться честно, мне не очень понравились перчаточные куклы. Их было плохо видно из-за ширмы, и для детей разных возрастов перчаточные куклы не очень подходили по размеру. Я задумалась об альтернативе.
На наших занятиях в школе мы уже пробовали создавать образы сказочных персонажей, используя плоские шарнирные куклы. Они получаются достаточно яркими, крупными, а управлять ими могут сразу несколько детей. Это может решить проблему, когда существует ограниченное количество персонажей, а спектакль хотят разыгрывать сразу много детей.
Для создания подобных кукол я использовала плотный переплётный картон, акриловый грунт, акриловые краски, фоамиран, контуры, в качестве тростей были использованы шпажки. Для создания рельефа головы куклы специальную массу папье-маше. Именно с созданием рельефа головы могли возникнуть сложности, дело в том, что обычные керамические глины и массы, в данном случае, мало бы подошли. Они тяжелы и могут разбиться.
Масса же папье-маше легка, быстро сохнет, без клея хорошо крепится на картон, единственный минус этого материала: масса немного влажная, и кратон может повести. Чтобы такого не случилось, картон при лепке нужно зафиксировать силовыми кнопками на плотную основу. Заменить эту массу можно лёгким самозатвердевающим пластилином, который есть в любом Фикспрайсе.
Крепление рук у шарнирных кукол-особая история. Обычно руки у таких кукол мы делали из картона, крепление выполняли при помощи маленьких болтов и гаек, которые можно найти в любом хозяйственном магазине. Я решила заменить картонные руки, на детали из фоамирана и была приятно удивлена. Рука стала пластичной и движения, благодаря пластическим свойствам этого материала, очень разнообразны.
Вот какие персонажи у меня получились.
Чтобы мордочки персонажей получались пушистыми, я сначала использовала манную крупу, но позже поняла, что удобнее нанести мелкие штрихи на непросохшей массе. Иголки сделаны из зубочисток.Я специально оставила лапку мышки нераскрашенной, чтобы рассказать о вариантах крепления трости. Сначала я попробовала склеить две части лапы и закрепить трость между ними, но лапа потеряла гибкость, оказалось, что намного удобнее просто продеть шпажку в отверстия одного слоя фоамирана. Лапку при этом необходимо раскрасить с обеих сторон.
Волосы и причёски тоже можно сделать из фоамирана, надрезав его мелкими тонкими полосами. Так сделаны косы, чёлка и щёки у лисицы.
Подробный мастер-класс постараюсь представить в следующей публикации на примере ангела.