Мастер-класс для учащихся 4–5 классов «Весенний пейзаж»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«Весенний пейзаж»
Подготовила: Белозерцева Е.В.
педагог дополнительного образования
ЕВПАТОРИЯ
2022г.
Тема: «Весенний пейзаж».
Автор: Белозерцева Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Дата проведения: 05.04.2022г.
Время проведения: 10.00 -11.00
Место проведения: МБОУ «СШ №17».
Участники: обучающиеся детского объединения «Радужная планета» и педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе изучения педагогического опыта Белозерцевой Е.В. в процессе работы с обучающимися.
Задачи для педагогов:
- познакомить с опытом педагогической и творческой деятельности Белозерцевой Е.В., педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»;
- познакомить педагогов дополнительного образования с приемами преподавания живописи и обучения правилам воздушной перспективы;
- создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов,
Задачи для обучающихся:
Обучающие:
• ознакомление с жанром изобразительного искусства «пейзаж»;
• ознакомление с масляными красками и техникой изобразительной деятельности масляными красками;
• освоение обучающимися основ реалистического рисунка.
Развивающие:
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественно-образного восприятия увиденного и его творческое отображение посредством искусства, вариативность и ассоциативность;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место);
Воспитательные:
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
• формирование художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Планируемый результат:
для педагогов:
- ознакомление с педагогическим опытом Белозерцевой Е.В. по использованию приемов преподавания живописи и обучения правилам воздушной перспективы;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
- повышение креативности участников мастер класса;
для обучающихся:
- практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и приемов живописи в процессе работы;
- создание работы «Весенний пейзаж»;
- проявление творческой инициативы, фантазии, мышления.
Материалы и инструменты, используемые в работе:
- гуашь 12 цветов;
- кисти разных размеров;
- банка для воды;
- палитра;
- простой карандаш;
- стерка.
Методическое оснащение занятия:
Методы:
- интерактивный (словесный, наглядный, практический);
- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
- объяснение;
- консультация;
- рассказ;
- беседа с показом практических действий;
- создание живописных произведений.
Использование наглядности:
- образцы готовых работ, выполненные педагогом;
- материалы для практической работы;
- фотографии, иллюстрации.
Структура мастер-класса:
1. Вводная часть. Объяснение темы мастер-класса.
2. Основная часть. Практическая работа.
3. Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов.
Ход мастер-класса:
1. Вводная часть: Объяснение темы мастер-класса.
Сегодня я расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы. Как правило, эти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей. Применение законов линейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже.
Первый закон воздушной перспективы - удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.
Попробуем это изобразить мелками. Фиолетовым и голубым мелками пройдемся по самому дальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но также подмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдали фиолетового холма.
Второй закон воздушной перспективы - светлые объекты вдали темнеют, а темные - светлеют.
Третий закон воздушной перспективы - Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние - плоско и одинаковыми по тону.
Четвертый закон воздушной перспективы - ближние предметы изображаются в деталях, а дальние - обобщенно.
Ну и последний, пятый закон воздушной перспективы - контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних - мягкими.
Предлагаю посмотреть небольшой фильм о воздушной перспективе. .https://yandex.by/video/preview/?filmId=11868819607673107300...
Воздушная перспектива – Воздух, окружающий нас, является не полностью прозрачной средой. Поэтому, чем дальше от нас находятся предметы (и чем большая толща воздуха нас от них отделяет), тем менее ясно мы их видим. их очертания становятся менее четкими, цвета менее яркими. Картина – это окно в мир, она создана по законам воздушной и линейной перспективы. Для передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости картины были подмечены и разработаны приемы тональной и воздушной перспективы:
-четкость и яркость очертаний предметов по мере удаления от нас теряется;
- также уменьшается насыщенность цветов, которые разбеливаются;
- контрасты светотени в глубине картины смягчаются;
- дальние планы кажутся нам более светлыми, чем фигуры и предметы на среднем и переднем планах, причем этот переход должен быть плавным, постепенным.
В живописи разных жанров — натюрморте, пейзаже, портрете — композиция состоит из разных планов. Даже если это простой портрет — все равно, изображение будет складываться, как минимум, из двух планов — фон и фигура человека. Но если говорить о пространственных планах в пейзаже, то надо сказать, что от них зависит очень многое, ведь пейзаж - это прежде всего пространство. Даже если это лесная чаща, в ней тоже будут видны разные планы — стволы деревьев впереди, позади, вдалеке и т. д. Не забываем так же о законах линейной перспективы, которые мы проходили ранее.
Д алее мы изучим работы современного художника Грэма Геркена.
Грэм Геркен занимается живописью уже более 25 лет, пишет пейзажи маслом в стиле, напоминающем классику импрессионизма, проводит аншлаговые выставки и завоевывает престижные награды. Австралийский художник пишет упоительные пейзажи любимого континента. В своих картинах Геркен яркими красками передает величие, красоту и покой природы зеленого континента. Обратите внимание, как художник использует все правила перспективы в каждой из своих работ, таким образом добиваясь объема в пространстве.
Основная часть: Практическая работа.
Выбираем для работы легкий светлый пейзаж. Начинаем работу с четырех линий, это линия горы на дальнем плане, линия деревьев на среднем плане, линия дальнего берега и ближнего. Обратите внимание, что слева гора практически растворяется. Для неба мы смешиваем белый и на кончике кисти желтый лимонный цвет. Для горы с правой части - голубую темную краску и белую, по мере продвижения в левую часть горы мы добавляем все больше белого и розового цвета. Самый край горы - очень светло-фиолетовый. Дальше спускаемся вниз и намечаем линию леса - синий, белый цвет, немного черного или фиолетового. Дальше поле, наверху светлее, чем ближе к берегу - там ярче цвет, значит, вдали мы добавляем больше белого и чуть зеленого. Дальше - зеленый край дальнего берега, его изумрудное отражение, оно светлее. Отражение горы - чуть темнее самой горы и с добавлением фиолетового. Между отражением горы и берега проходим желтым цветом. После этого завершаем наш первый слой коричневым, изображая передний план берега.
.
Начинаем прорабатывать лес на заднем плане. Берем охру и чуть белого цвета, маленькой кистью отрывистыми мазками рисуем верх шапок деревьев по форме дуги. Чем деревья левее - тем больше белого.
Затем смешиваем светло - голубой (голубая темная+белый) цвет и очень тонкой кистью рисуем местами стволы деревьев. Затем прорисовывает тени, которые падают от леса, той же голубой светлой краской. Добавляем в средний план детали: голубым и коричневым цветом - тени на желтой поляне, ярким салатовым (желтый+зеленый) и оранжевым - кустики у берега.
Следующий шаг - прорисовка ближнего берега.
Дерево слева на переднем плане состоит в основном из шапки листьев. Далее рисуем зеленым и желтым листья дерева. После этого добавляем ветки.
После того, как мы закончили дерево слева, мы приступаем к центральному дереву без листьев.
Рисуем дерево в центре, которое без листьев. Намечаем его расположение. Продолжаем прорабатывать дерево. Рисуем тонкие ветки более светлыми красками.
Затем прорабатываем рефлексы на дереве от желтой травы цветом охра, от неба голубым.
Далее рисуем отражение деревца в воде. После этого завершаем дерево последними листиками.
Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.