Мастер-класс «Занятие литературного клуба на тему "Мои способности: я пишу стихотворения"»
Яковлева Татьяна Александровна.
Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени И.В. Гапанца.
Краснодарский край, город Сочи.
Мастер-класс. Занятие литературного клуба.
3 класс
Тема: Мои способности: я пишу стихотворения.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мне хочется поделиться с вами маленькими открытиями и большими радостями. Я расскажу и покажу, как думающих, совершающих открытия, живущих в радости, стремящихся к неизведанному детей, можно научить писать стихотворения. Это будет одно из занятий литературного клуба для 3 класса. [Слайд 1]
Цели: дать понятие теории стихосложения, определение терминам стихотворный размер, ритм, рифма; работать над развитием интереса к художественному слову; реализовать творческие способности учащихся в стихосложении.
Оборудование: ИД, ИМ, словарь литературоведческих терминов, словарь к уроку, карта самооценки.
Ход занятия
Организационный этап.
- Я предлагаю Вам на ближайшие 15 минут вернуться в далекое детство и стать учениками 3 класса. (Слайд 2)
Мотивация к уроку.
- Добрый день, дорогие друзья. Я рада нашей новой встрече в литературном клубе «Лира» и хочу сообщить, что сегодня у нас с вами занятие необыкновенное – творческая лаборатория. А её тема звучит так: «Мои способности: я пишу стихи». Давайте сейчас в полголоса каждый скажет о себе: «Мои способности: я пишу стихи». (Музыка. Слайд 3)
Актуализация знаний учащихся.
- Люблю, когда искрится снег
под фонарями в стужу,
Когда веселый майский дождь
роняет капли в лужу,
Когда осенний хоровод червонным золотом сияет,
Люблю, когда и в летний зной волна прохладой набегает…
(Музыка. Слайд 4)
- Понравилось вам стихотворение?
- А как вы думаете почему оно звучит так напевно и выразительно? (…)
- Потому что оно написано в соответствии с законами стихосложения.
IV. Усвоение нового материала.
- Ритм – повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Например, чередование ударных и безударных слогов в стихе. (Слайд 5)
- Рассмотрим первую строку стихотворения: Люблю, когда искрится снег…
- Давайте, ребята, вместе произнесем строку, выделяя ударные слоги. (…)
- Увидели ли вы ритм в этой строке? (Да, идет чередование ударных и безударных слогов) (Слайд 6)
- Возьмите зеленый и красный карандаши и поработайте самостоятельно со строкой: Когда веселый майский дождь. (…) (Слайд 7)
- Что у вас получилось? (…) (Слайд 8)
- А быть может кто – то из вас знает, что такое стихотворный размер.
- Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворной речи. (Слайд 9)
- Посмотрите, схема у нас получилась, когда мы выделяли ударные и безударные слоги. Такая организация стихотворной речи или стихотворный размер, когда первый слог – безударный, а второй – ударный – называется ЯМБ. Есть и другие стихотворные размеры, с которыми познакомимся на следующих занятиях, а сегодня с уверенностью скажем, что это стихотворение написано ямбом. (Слайд 10)
- Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Работаем с первым четверостишием. (Слайд 11)
- Назовите, пожалуйста, созвучные окончания стихотворных строк
Люблю, когда искрится снег
под фонарями в стужу,
Когда веселый майский дождь
роняет капли в лужу,
(Слайд 12)
-(стужа-лужа) (Слайд 13)
- Возьмите синий карандаш и выделите созвучные окончания стихотворных строк во втором четверостишии.
Когда осенний хоровод
червонным золотом сияет,
Люблю, когда и в летний зной
волна прохладой набегает…
(Слайд 14)
-(сияет-набегает) (Слайд 15)
-А теперь я предлагаю вам определить стихотворный размер одного веселого стихотворения, найти в нем рифму.
У зеркала
И что во мне такого?
Смотрю, смотрю я снова…
Такой, как все ребята,
И уши красноваты.
И что эта Петрова
Нашла во мне такого?
Все говорят – влюбилась!
За что, скажи на милость?
И надо ж так случиться!
Мне что, на ней жениться? (Слайд 16)
- (Нужно ли все стихотворение анализировать? Достаточно только первые две строчки) (Слайд 17)
- Следующее задание будет более сложным и очень интересным. Сочините стихотворение по заданным рифмам ( весна, привет, не до сна, цвет)
(Пришла весна
Сказала всем привет
И птицам стало не до сна
Благоухает цвет) (Слайд 18)
- Ещё усложним задание. Сочините стихотворение из двух четверостиший по заданным строчкам.
Первая строка первого стихотворения: Упала капля звонко ….
Первая строка второго четверостишия: За ней летит другая … (Слайд 19)
V.Домашнее задание.
- На следующем занятии, я думаю, мы будем слушать сочиненные вами стихотворения, но помните, что в каждом четверостишии должна быть рифма и стихотворный размер должен быть ЯМБ.
VI. Рефлексия.
- В заключении рефлексия. Каждый ребенок должен дать анализ своим действиям (по таблице)
-И вам уважаемые коллеги я предлагаю заполнить таблички (Слайд 20)
- После проведенного занятия у нас получились такие стихотворения
( Слайды 21,22)
-С работами наших детей (с учащимися) мы участвуем в различных конкурсах. Одним из таких конкурсов является интернет – фестиваль молодых читателей России «Сочи – МОСТ». Мой ученик участвовал в этом конкурсе в номанации «Поэзия». Ему присвоено звание «Принц поэзии». (Слайд 23)
- Он написал книгу «Стишки для братишки». Вот некоторые из них…
-Творческих успехов всем!