12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна22
Высшее образование.Педагогический стаж 20 лет. Имею высшую квалификационную категорию. Люблю детей.
Россия, Краснодарский край, Сочи

Яковлева Татьяна Александровна.

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени И.В. Гапанца.

Краснодарский край, город Сочи.

Мастер-класс. Занятие литературного клуба.

3 класс

Тема: Мои способности: я пишу стихотворения.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мне хочется поделиться с вами маленькими открытиями и большими радостями. Я расскажу и покажу, как думающих, совершающих открытия, живущих в радости, стремящихся к неизведанному детей, можно научить писать стихотворения. Это будет одно из занятий литературного клуба для 3 класса. [Слайд 1]

Цели: дать понятие теории стихосложения, определение терминам стихотворный размер, ритм, рифма; работать над развитием интереса к художественному слову; реализовать творческие способности учащихся в стихосложении.

Оборудование: ИД, ИМ, словарь литературоведческих терминов, словарь к уроку, карта самооценки.

Ход занятия

Организационный этап.

- Я предлагаю Вам на ближайшие 15 минут вернуться в далекое детство и стать учениками 3 класса. (Слайд 2)

t1628155081aa.png

Мотивация к уроку.

- Добрый день, дорогие друзья. Я рада нашей новой встрече в литературном клубе «Лира» и хочу сообщить, что сегодня у нас с вами занятие необыкновенное – творческая лаборатория. А её тема звучит так: «Мои способности: я пишу стихи». Давайте сейчас в полголоса каждый скажет о себе: «Мои способности: я пишу стихи». (Музыка. Слайд 3)

t1628155081ab.png

Актуализация знаний учащихся.

- Люблю, когда искрится снег

под фонарями в стужу,

Когда веселый майский дождь

роняет капли в лужу,

Когда осенний хоровод червонным золотом сияет,

Люблю, когда и в летний зной волна прохладой набегает…

(Музыка. Слайд 4)

t1628155081ac.png

- Понравилось вам стихотворение?

- А как вы думаете почему оно звучит так напевно и выразительно? (…)

- Потому что оно написано в соответствии с законами стихосложения.

IV. Усвоение нового материала.

- Ритм – повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Например, чередование ударных и безударных слогов в стихе. (Слайд 5)

t1628155081ad.png

- Рассмотрим первую строку стихотворения: Люблю, когда искрится снег…

- Давайте, ребята, вместе произнесем строку, выделяя ударные слоги. (…)

- Увидели ли вы ритм в этой строке? (Да, идет чередование ударных и безударных слогов) (Слайд 6)

t1628155081ae.png

- Возьмите зеленый и красный карандаши и поработайте самостоятельно со строкой: Когда веселый майский дождь. (…) (Слайд 7)

t1628155081af.png

- Что у вас получилось? (…) (Слайд 8)

t1628155081ag.png

- А быть может кто – то из вас знает, что такое стихотворный размер.

- Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворной речи. (Слайд 9)

t1628155081ah.png

- Посмотрите, схема у нас получилась, когда мы выделяли ударные и безударные слоги. Такая организация стихотворной речи или стихотворный размер, когда первый слог – безударный, а второй – ударный – называется ЯМБ. Есть и другие стихотворные размеры, с которыми познакомимся на следующих занятиях, а сегодня с уверенностью скажем, что это стихотворение написано ямбом. (Слайд 10)


 

t1628155081ai.png

- Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Работаем с первым четверостишием. (Слайд 11)

t1628155081aj.png

- Назовите, пожалуйста, созвучные окончания стихотворных строк

Люблю, когда искрится снег

под фонарями в стужу,

Когда веселый майский дождь

роняет капли в лужу,

(Слайд 12)

t1628155081ak.png

-(стужа-лужа) (Слайд 13)

t1628155081al.png

- Возьмите синий карандаш и выделите созвучные окончания стихотворных строк во втором четверостишии.

Когда осенний хоровод

червонным золотом сияет,

Люблю, когда и в летний зной

волна прохладой набегает…

(Слайд 14)


 

t1628155081am.png

-(сияет-набегает) (Слайд 15)

t1628155081an.png

-А теперь я предлагаю вам определить стихотворный размер одного веселого стихотворения, найти в нем рифму.

У зеркала
И что во мне такого?
Смотрю, смотрю я снова…
Такой, как все ребята,
И уши красноваты.
И что эта Петрова
Нашла во мне такого?
Все говорят – влюбилась!
За что, скажи на милость?
И надо ж так случиться!
Мне что, на ней жениться? (Слайд 16)

t1628155081ao.png

- (Нужно ли все стихотворение анализировать? Достаточно только первые две строчки) (Слайд 17)

t1628155081ap.png

- Следующее задание будет более сложным и очень интересным. Сочините стихотворение по заданным рифмам ( весна, привет, не до сна, цвет)

(Пришла весна

Сказала всем привет

И птицам стало не до сна

Благоухает цвет) (Слайд 18)

t1628155081aq.png

- Ещё усложним задание. Сочините стихотворение из двух четверостиший по заданным строчкам.

Первая строка первого стихотворения: Упала капля звонко ….

Первая строка второго четверостишия: За ней летит другая … (Слайд 19)

t1628155081ar.png

V.Домашнее задание.

- На следующем занятии, я думаю, мы будем слушать сочиненные вами стихотворения, но помните, что в каждом четверостишии должна быть рифма и стихотворный размер должен быть ЯМБ.

VI. Рефлексия.

- В заключении рефлексия. Каждый ребенок должен дать анализ своим действиям (по таблице)

-И вам уважаемые коллеги я предлагаю заполнить таблички (Слайд 20)

t1628155081as.png

 

- После проведенного занятия у нас получились такие стихотворения

(t1628155081at.png Слайды 21,22)

-t1628155081au.pngС работами наших детей (с учащимися) мы участвуем в различных конкурсах. Одним из таких конкурсов является интернет – фестиваль молодых читателей России «Сочи – МОСТ». Мой ученик участвовал в этом конкурсе в номанации «Поэзия». Ему присвоено звание «Принц поэзии». (Слайд 23)

t1628155081av.png

- Он написал книгу «Стишки для братишки». Вот некоторые из них…

t1628155081aw.pngt1628155081ax.png

-Творческих успехов всем!

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.