Мастер-класс «Занятие литературного клуба на тему "Мои способности: я пишу стихотворения"»

3
0
Материал опубликован 5 August 2021

Яковлева Татьяна Александровна.

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени И.В. Гапанца.

Краснодарский край, город Сочи.

Мастер-класс. Занятие литературного клуба.

3 класс

Тема: Мои способности: я пишу стихотворения.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мне хочется поделиться с вами маленькими открытиями и большими радостями. Я расскажу и покажу, как думающих, совершающих открытия, живущих в радости, стремящихся к неизведанному детей, можно научить писать стихотворения. Это будет одно из занятий литературного клуба для 3 класса. [Слайд 1]

Цели: дать понятие теории стихосложения, определение терминам стихотворный размер, ритм, рифма; работать над развитием интереса к художественному слову; реализовать творческие способности учащихся в стихосложении.

Оборудование: ИД, ИМ, словарь литературоведческих терминов, словарь к уроку, карта самооценки.

Ход занятия

Организационный этап.

- Я предлагаю Вам на ближайшие 15 минут вернуться в далекое детство и стать учениками 3 класса. (Слайд 2)

t1628155081aa.png

Мотивация к уроку.

- Добрый день, дорогие друзья. Я рада нашей новой встрече в литературном клубе «Лира» и хочу сообщить, что сегодня у нас с вами занятие необыкновенное – творческая лаборатория. А её тема звучит так: «Мои способности: я пишу стихи». Давайте сейчас в полголоса каждый скажет о себе: «Мои способности: я пишу стихи». (Музыка. Слайд 3)

t1628155081ab.png

Актуализация знаний учащихся.

- Люблю, когда искрится снег

под фонарями в стужу,

Когда веселый майский дождь

роняет капли в лужу,

Когда осенний хоровод червонным золотом сияет,

Люблю, когда и в летний зной волна прохладой набегает…

(Музыка. Слайд 4)

t1628155081ac.png

- Понравилось вам стихотворение?

- А как вы думаете почему оно звучит так напевно и выразительно? (…)

- Потому что оно написано в соответствии с законами стихосложения.

IV. Усвоение нового материала.

- Ритм – повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Например, чередование ударных и безударных слогов в стихе. (Слайд 5)

t1628155081ad.png

- Рассмотрим первую строку стихотворения: Люблю, когда искрится снег…

- Давайте, ребята, вместе произнесем строку, выделяя ударные слоги. (…)

- Увидели ли вы ритм в этой строке? (Да, идет чередование ударных и безударных слогов) (Слайд 6)

t1628155081ae.png

- Возьмите зеленый и красный карандаши и поработайте самостоятельно со строкой: Когда веселый майский дождь. (…) (Слайд 7)

t1628155081af.png

- Что у вас получилось? (…) (Слайд 8)

t1628155081ag.png

- А быть может кто – то из вас знает, что такое стихотворный размер.

- Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворной речи. (Слайд 9)

t1628155081ah.png

- Посмотрите, схема у нас получилась, когда мы выделяли ударные и безударные слоги. Такая организация стихотворной речи или стихотворный размер, когда первый слог – безударный, а второй – ударный – называется ЯМБ. Есть и другие стихотворные размеры, с которыми познакомимся на следующих занятиях, а сегодня с уверенностью скажем, что это стихотворение написано ямбом. (Слайд 10)


 

t1628155081ai.png

- Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Работаем с первым четверостишием. (Слайд 11)

t1628155081aj.png

- Назовите, пожалуйста, созвучные окончания стихотворных строк

Люблю, когда искрится снег

под фонарями в стужу,

Когда веселый майский дождь

роняет капли в лужу,

(Слайд 12)

t1628155081ak.png

-(стужа-лужа) (Слайд 13)

t1628155081al.png

- Возьмите синий карандаш и выделите созвучные окончания стихотворных строк во втором четверостишии.

Когда осенний хоровод

червонным золотом сияет,

Люблю, когда и в летний зной

волна прохладой набегает…

(Слайд 14)


 

t1628155081am.png

-(сияет-набегает) (Слайд 15)

t1628155081an.png

-А теперь я предлагаю вам определить стихотворный размер одного веселого стихотворения, найти в нем рифму.

У зеркала
И что во мне такого?
Смотрю, смотрю я снова…
Такой, как все ребята,
И уши красноваты.
И что эта Петрова
Нашла во мне такого?
Все говорят – влюбилась!
За что, скажи на милость?
И надо ж так случиться!
Мне что, на ней жениться? (Слайд 16)

t1628155081ao.png

- (Нужно ли все стихотворение анализировать? Достаточно только первые две строчки) (Слайд 17)

t1628155081ap.png

- Следующее задание будет более сложным и очень интересным. Сочините стихотворение по заданным рифмам ( весна, привет, не до сна, цвет)

(Пришла весна

Сказала всем привет

И птицам стало не до сна

Благоухает цвет) (Слайд 18)

t1628155081aq.png

- Ещё усложним задание. Сочините стихотворение из двух четверостиший по заданным строчкам.

Первая строка первого стихотворения: Упала капля звонко ….

Первая строка второго четверостишия: За ней летит другая … (Слайд 19)

t1628155081ar.png

V.Домашнее задание.

- На следующем занятии, я думаю, мы будем слушать сочиненные вами стихотворения, но помните, что в каждом четверостишии должна быть рифма и стихотворный размер должен быть ЯМБ.

VI. Рефлексия.

- В заключении рефлексия. Каждый ребенок должен дать анализ своим действиям (по таблице)

-И вам уважаемые коллеги я предлагаю заполнить таблички (Слайд 20)

t1628155081as.png

 

- После проведенного занятия у нас получились такие стихотворения

(t1628155081at.png Слайды 21,22)

-t1628155081au.pngС работами наших детей (с учащимися) мы участвуем в различных конкурсах. Одним из таких конкурсов является интернет – фестиваль молодых читателей России «Сочи – МОСТ». Мой ученик участвовал в этом конкурсе в номанации «Поэзия». Ему присвоено звание «Принц поэзии». (Слайд 23)

t1628155081av.png

- Он написал книгу «Стишки для братишки». Вот некоторые из них…

t1628155081aw.pngt1628155081ax.png

-Творческих успехов всем!

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.