Мастер-класс во 2 классе на тему «Золотые краски осени»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 г. Грязовца»
Мастер – класс
«Золотые краски осени»
Автор: Богомолова Наталия Сергеевна
Учитель начальных классов
Грязовец
Цель урока: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток.
Задачи урока:
- образовательные:
знакомство с картинами русских художников, изображающих осенние пейзажи;
умение работать с природным материалом;
совершенствовать графические навыки (умение работать карандашом, кистью);
повторение строения листа дерева (из курса окружающий мир);
- развивающие:
развитие глазомера, цветовосприятия;
развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
- воспитывающие:
развитие художественного вкуса и эстетического чувства;
воспитание интереса к предмету;
раскрывать детям красоту осенней природы;
воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
По типу урок: мастер – класс
Методы обучения: ИКТ, наглядный метод, объяснительно - иллюстративный метод, частично – поисковый метод.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование и наглядность для учителя:
изображения осеннего леса, деревьев; отрывок из музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Осень»;
краски, бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды, тряпочка.
Оборудование и наглядность для учащихся:
Природные материалы (листья)
листы бумаги, ножницы, краски, кисти, палитра, тряпочка, баночка с водой;
по несколько листочков на парте у каждого.
Ход мастер – класса.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! На уроке изобразительного искусства я хочу пожелать вам хорошего настроения и творческих успехов в нашей с вами деятельности!
Для начала давайте спросим у нашего дежурного: у всех ли есть на столах всё, что нам сегодня понадобиться для работы?
Учащиеся: На столах все подготовлено (подняли руку кто готов к уроку)
2.Актуализация знаний и мотивация.
(Создание эмоционального настроя):
Учитель рассказывает сказку о листике:
«В одном старом парке стояло дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться летать одному. Вот, но и скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листочек набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернётся в трубочку и его, выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом-парком».
Учитель: Назовем время года и его признаки
Учащиеся: Осень. Осенью становится холоднее, листья желтеют.
Постановка учебной задачи.
Учитель: Правильно. Послушаем отрывок из музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Осень». Какое настроение создала у вас эта музыка?
Учащиеся: Грусть, печаль, уныние, тоску …
Учитель: Да, действительно. Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской, а солнечный и тёплый рождает светлую радость.
Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы?
Учитель обращает внимание детей на изображения картин (В.Поленов «Золотая осень», Васнецов А.П. «Осенняя ветка»).
Какие цвета использовали художники в своих картинах?
Учащиеся: Красные, жёлтые, оранжевые
Учитель: Как вы думаете, удалось ли им при помощи красок передать всю прелесть осени?
Учащиеся: Да
3.Открытие детьми нового знания. И практическая работа учащихся.
Учитель: Сегодня мы будем в роли художников. Но изображать осенний лес мы будем необычным способом.
Мы будем использовать нетрадиционную технику рисования – отпечаток.
Что такое отпечаток?
Учащиеся: Когда предмет оставляет свой след
Учитель: Подготовим альбом, расположив его горизонтально на парте.
Подбираем краски. Какие нам понадобятся?
Учащиеся: красный, желтый, зеленый, коричневый.
Учитель: У каждого из вас есть природный материал, это листья деревьев.
Посмотрите.
- Листья бывают разные не только по цвету, но и по форме. Сейчас я вам буду загадывать загадки про деревья. А вы отвечайте, что это за деревья.
Учитель читает загадки про деревья.
1. Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (...)
2. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький…
Будущего лета. (...)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (...)
4. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (...)
5. На лесной опушке
Стоят подружки,
Платьица белены,
Шапочки зелены (...)
Учащиеся: рябина, дубок, осина, липа, берёза.
4.Физкультминутка (дети встают со своих мест):
Мы листики осенние, Дети покачивают руками над головой
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. Приседают
И листочки все поднял. Встают, поднимают руки вверх,
покачивают ими.
Закружились, полетели Бег в разных направлениях.
И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.
Учитель: Возьмите любой листочек из вашего набора, и покрасьте его с помощью кисти.
Затем прикладываем его к листу бумаги (альбома), прижимая рукой.
Отпускаем, убираем листочек.
Таким образом нам необходимо изобразить целый осенний лес.
Помощь детям, которым она необходима.
5.Анализ детских работ.
Учитель.
Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам?
Давайте посмотрим, что получилось у нас, а что нет и над чем надо ещё работать. Сделаем выставку.
6.Подведение итогов урока и рефлексия деятельности.
Учитель: Что нового открыли вы для себя на уроке? Как называется техника, с которой мы работали?
Учащиеся: нетрадиционная техника рисования – отпечаток
Учитель: Вам понравилось создавать такие интересные работы вместе?
Учащиеся: Говорят друг другу спасибо!
Учитель: Благодаря нашей коллективной работе у нас в классе ещё долгое время будет стоять осень. Поблагодарим друг друга за работу!
Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах и приготовьтесь к следующему уроку!
Учащиеся: Прибирают свои рабочие места.