Урок по литературному чтению на тему «Краски осени!» (2 класс)
Урок по литературному чтению на тему: «Краски осени!»
Задачи: формировать читательскую компетенцию младших школьников, умение постановки проблемных вопросов и ответов на них
учитьпонимать настроение лирического произведения ; видеть и понимать красоту осенней природы выражать при чтении своё отношение к природе, сравнивать произведения по жанру, теме, настроению;
отрабатывать навык правильного, осознанного чтения, беглость чтения; работать с текстом
обогащать словарный запас, читательский опыт
Цель:
Образовательная: познакомить со стихотворением И.Токмакова А.Плещеева, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете), Закрепит навыки выразительного чтения.
Продолжить работу с художественными приёмами.
Развивающая: развивать эстетическое чувство прекрасного, развивать умения исследования текста, творческое воображение, Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививать любовь к русской природе, воспитывать интерес к русскому языку.
Методы и приемы: - слово учителя;
- проблемные задания и вопросы;
- творческие задания
- частично – поисковый метод
Тип урока: обобщение изученного материалаОборудование урока:§учебник "Литературное чтение " 2 класс, часть 2, Сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2006. Компьютер, проектор, экран, презентация Презентации и проекты детей
-Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся
-Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.
Орг. Момент(слайд1)
-Нашу работу мы начинаем с речевой разминки(слайд) Бобры для своих бобрят добры.(слайд 2) (про себя шепотом, в полголоса, громко, прочитайте с вопросительной, с восклицательной интонацией , сердитой)-Кто быстро без ошибок сможет проговорить Ребята, а как мы называем детенышей у бобов?У бобров - … (бобрята).У ежей - ежата,У зайцев - … (зайчата),У журавлей - … (журавлята),хорошо молодцы!
- Дети, сядем удобнее.
Послушаем отрывок песни. Колмановского и Шаферана (слайд3 )
(Журавлёнок.
Музыка: Э. Колмановский. Слова: И. Шаферан.)
Ушло тепло с полей, и стаю журавлей
Ведет вожак в заморский край зеленый.
Летит печально клин, и весел лишь один,
Один какой-то журавленок несмышленый.
Он рвется в облака, торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
«Пусть та земля теплей, а родина милей,
Милей – запомни, журавленок, это слово.)
- Какое бы вы название дали этой песни ? О ком она? ( Журавли… Эта песня о журавлях. О том, как на зиму журавли улетают в теплые страны.)
-Отчего журавлиный клин летит печально? (Журавли улетают на несколько месяцев в чужие края. Птицы понимают, что дорога предстоит им сложная, опасная. Они прощаются со своим домом.)
- Кто радуется? Почему? (Журавленок. Он научился летать, ему хочется летать долго, далеко. Ему хочется увидеть много нового и интересного.)
- Как автор называет журавленка? (Он его называет несмышленым.)
- Какое настроение у вас вызвала эта песня? (Грустное, тревожное, печальное.)
- Почему? ( Журавленок не понимает, что во время пути всех их ждут опасности. Его манит все новое, а домом своим он не дорожит.)
- Что значит слово настроение?(Слайд 4 карандаши)
(Настроение – внутреннее душевное состояние)
- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?
(Высказывания учащихся)
Действительно, кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо, грустно. Вот и получилась картина настроения.
- Как вы думаете, а есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес грустить, природа плакать или ликовать?
-Какие признаки наступления осени вы знаете?(слайд5)
(Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
-А мы можем передать настроение осени?
А кто у нас умеет с помощью рифмы ,олицетворения описывать красоту природы?(ответы детей)
II. Подготовка к восприятию.(слайд 6)
- Как вы думаете, какую задачу мы поставим на уроке литературного чтения?
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, а теперь давайте рассмотрим как наши поэты описывают красоту осени:
1)Читаем стихотворение И Токмакова.» Опустел скворечник»
-Как автор передал настроение Осени? Какое настроение вызывает осень у поэта?
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную работу.
(Словарная работа)
-Листьям на деревьях не сидится- объясните как вы понимаете это выражение?
-Почему слово летят повторяется дважды?
Почему вы думаете, что листья тоже в Африку улететь хотят?
-С кем или с чем сравнивает листья автор?
-О каком периоде осени говорится в стихотворении? (ранняя)
- А теперь, когда понятны все слова, нам удалось понять все чувства и настроение поэта, попробуем прочитать это стихотворение выразительно.
- Чтение про себя выбор интонаций, логических ударений, пауз, выделение эпитетов.
- При чтении старайтесь передавать своё настроение.
- Как будем читать стихотворение – быстро ,медленно или неторопливо?
(дети вполголоса сами читают, выразительно 2 человека)
2) Чтение вслух. Теперь мы прослушаем следующее стихотворения А Н. Плещеева «Осень наступила» (слайд8)
Чтение стихотворения наизусть. Выразительно.
-Как этот автор передал настроение Осени в этом стихотворении?
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусть, печаль)
– Какие слова передают грусть? Какие слова он использует(высохли цветы, уныло. голые кусты, вянет травка)
- Какие краски для описания использует автор?(желтеет, зеленеет)
-(слайд8)А что у нас зеленеет? (Озимь- Осенние посевы однолетних злаков, прорастающихосенью и зимующих под снегом. Озимь", высевается в конце летаилиосенью, развивается некоторое времядонаступлениязимниххолодов, в продолжение
Которых находитсявпокое,затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды; )
III .Физминутка «Осень»
IV. Продолжаем работу над стихотворением «Осень наступила»
Поэт ещё стремится к тому, чтобы мы ещё и слышали звуки осени, найдите в тексте.
- А теперь найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью?
- Мы это видим или слышим?
- Какое слово, позволяет нам слышать?
(ветер в поле воет, воды зашумели быстрого ручья, птички улетели в теплые края)
- Поэт описывает раннюю или позднюю осень?
- А если бы мы не дочитали до этой строчки, мы бы поняли, о какой осени идёт речь?
V. Творческая работа.
Мы сказали что осеннюю красоту мы видим и слышим, а так же разобрали как поэты видят красоту природы. Теперь ребята мы перейдем на творческую работу. И посмотрим как вы ,ученики видите осеннюю красоту.
Творческие проекты учеников.
VI.Итог урока.
Ребята ,вспомните какое настроение было у вас в начале урока? А сейчас какое? -- Какую задачу мы ставили в начале урока? Решили мы её.
- С какими произведениями мы познакомились?
- Кто авторы произведений?
- Какой теме посвящено стихотворение?
- А какое настроение у вас вызвали эти произведения, мы увидели на картине осеннего леса.
- Чему учились на уроке?
- Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворения. Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание
- Мы сегодня с вами увидели, писатели и поэты передали нам свою любовь к природе через стихотворение.(объяснение домашнего задания)(слайд 11)
Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие, на клумбах цветы. Грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, зябких луж и серого неба.
- И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать…