12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна124
Воткинск
0

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Чёрного"

Детский «остров» Саши Черного

(мастерская построения знаний для учащихся 5 – 6 классов)

 

1.                Саморегуляция.

 

Присядьте поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь  в мир внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела, начиная от ступней и заканчивая макушкой.

Успокой все внутренние органы своего тела, скажите: «Мне легко и спокойно». Вспомните свое детство.

Где ПРОХОДИТ (проходило) Ваше детство?

Какого оно цвета?

Как оно выглядит?

 

Нарисуйте (изобразите схематично) Ваше детство.

 

 

2.                Социализация (участники мастерской рассказывают о своем

детстве: его цвет, место, как выглядит)

 

3.                А теперь скажите, что вы представляете, когда звучит слово «остров»? (называются ассоциации, учитель записывает их на доске)                                                                                                                              Должно прозвучать слово исследователь острова, если не звучит, учитель подводит к этому моменту учеников.

 

4.                Кого можно назвать исследователем? Кто этот человек? Чем он интересен? (Работа в группе).

 

 

5.                Социализация – представители групп отвечают на поставленные вопросы.

 

6.                Человек очень любознателен. Он исследовал почти все на Земле. Он исследовал даже детство. Об одном из таких исследователей мы сегодня с вами и поведем разговор. Мы о нем пока ничего не знаем, но можем многое сказать. Посмотрите на портрет этого человека. Это Саша Черный. Кто слышал о нем? Рассмотрите хорошо портрет. Какой Саша Черный? (напишите свои размышления на листочках, где-нибудь около острова.) Приложения 2 и 3.

7.                Социализация.

 

8.                Совпали ли ваши размышления о Саше Черном с вашими ассоциациями к слову исследователь?

9.                Итак, мы сегодня говорим об истинном исследователе детства – Саше Черном. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни. Таким ли как выглядит на портрете, Таким ли, как вы его представили? Вам предложено некоторые материалы с воспоминаниями о поэте. Поработайте с ними: запишите около острова то, что вам больше всего понравилось, запомнилось, о чем хочется говорить…

 

10.            Социализация.

 

11.            А теперь можно ответить на вопрос: «Почему у Саши Черного был «остров» детства?»

 

12.            Именно так, «Детский остров», называется одна из книг этого самого мудрого «ребенка». И сейчас пришло время стать исследователями нам. Мы познакомимся с некоторыми стихотворениями из этой книги. Но просто так эти стихи читать нельзя – их нужно читать, прислушиваясь и вслушиваясь в их звуки. Попробуйте это сделать. Попробуйте услышать музыку поэта. Из каких звуков она состоит? (работаем на листочках, записи делаем около острова)

 

13.        Социализация.

 

14.        Попробуем ответить еще на один интересный вопрос: « О чем стихи Саши Черного?» (работаем на листочках, записи делаем около острова) Должно получиться три темы : природа, дети, игрушки. Приложение 4.

 

15.        Социализация.

 

16.        Саша Черный писал свои стихи не только для того, чтобы развлекать своих маленьких и больших коллег. Он хотел еще и многому научить нас с вами. У него есть другая книга, она называется «Живая азбука», но каждое стихотворение «детского острова» тоже можно назвать азбукой – каждое из них чему-нибудь учит. Давайте попробуем увидеть, какая тайна заложена в стихотворении   «Про Катюшу». Приложение 1.

        Про Катюшу

На дворе мороз, В поле плачут волки. Снег крыльцо занес, Выбелил все елки…

 В комнате тепло,                               Печь горит алмазом,                  И луна в стекло                  Смотрит круглым глазом.

Катя- Катенька - Катюшка

Уложила спать игрушки.

Куклу безволосую.

Собачку безносую.

Лошадку безногую

И коровку безрогую -

Всех в комок,

В старый мамин чулок

С дыркой,

Чтоб можно было дышать.

«Извольте спать!

А я займусь стиркой...»

Ан, сколько пены!

Забрызганы стены.

Тазик пищит,

Вода болтается,

Катюша пыхтит,

Табурет качается...

Красные лапки

Полощут тряпки.

Над водою мыльной

Выжимают сильно-пресильно

И в воду снова!

Готово!

От окна до самой печки,

Словно белые овечки,

На веревочках висят

Вряд:

Лошадиная жилетка,

Мишкина салфетка,

Собачьи чулочки,

Куклины сорочки,

Пеленка

Куклиного ребенка,

Коровьи штанишки

И две бархатные мышки.

Покончила Катя со стиркой,

Сидит на полу растопыркой:

Что бы еще предпринять?

К кошке залезть под кровать.

Забросить за печку заслонку

Иль мишку подстричь под гребенку?...

 

Участники должны увидеть, что на основе этого стихотворения, можно говорить о частях речи.

 

 

17.                          С. Черный учил детей азбуке не только в прямом смысле этого слова, но и азбуке чувств. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение. Какое это стихотворение? Каким вы увидели теперь поэта? Запишите на ваших листочках.

 

 

 

 

 

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

(Рассказ в стихах)

Вдруг ни с того ни с сего,—

Быть может, дождь навеял плеском?

Уходят в прошлое глаза:

Синеет даль горячим леском,

Белеет домик в переулке,

За бузиной в заборе — лаз...

Зажжем фонарь воспоминаний

 И в добрый час начнем рассказ.

Когда-то в мирной Белой Церкви

Привольно в детстве нам жилось.

За огородом зрел крыжовник

И вдоль плетня плескалась Рось...

Я старший был.

Два младших брата

При мне образовали штаб.

Мы собирались у беседки,

Где зеленел почтенный граб.

Стреляли дробью из рогаток

В толстушек прачек на плоту

И, вихрем проносясь по саду,

Хрущей ловили на лету.

На погребе, обросшем травкой,

Жевали мы вишневый клей.

Над валом в зреющих черешнях

Кричали сойки все наглей.

Порой соседская свинья

Врывалась в сад галопом прытким,

Ее, смыкая гибкий фронт,

Мы гнали с трех сторон к калитке,

И, защемленная, она

Визжала, словно бес из ада...

Я дул ее прутом с хвоста,

А братья, так сказать, с фасада.

И вот однажды в шалый час

Мы нашалили слишком круто...

К крыльцу подъехал водовоз,

Вода струей сверкнула гнутой.

Расставив грузно сапоги,

Поплелся с ведрами он в сени.

Зевнула кляча.

Ишь, старик...

Расселся у кухарки Фени.

Ну что ж...

Соседи подождут.

Кряхтят, бубнят.

Чаек да булки.

А мы, подкравшись к бочке, вмиг

Бечевку привязали к втулке.

Другой конец к кольцу дверей

Втроем мы прикрутили туго,

Стремглав удрали за забор

И стали ждать, давя друг друга.

Дождались! Потянул старик,

Дверь поддалась — и втулка к черту!

Вода серебряным жгутом

Плеснула боком по ботфорту,

Каскадом хлещет по камням,

Галдят индюшки шумным вечем,

Старик кричит, вода гремит,—

Заткнуть, увы,— конечно, нечем!

 Кудахчет Феня из окна,

 А нам забава: в бочке пусто...

Злой водовоз толкнул ведро,

 Ругнулся медленно и густо

И с жалобой пошел к отцу.

Мы — «паничи» — совсем  завяли,—

Продрались сквозь кусты в камыш

И там до ужина дрожали.

О, нудный холод в животе

Перед расплатой роковою!

Не ночевать же в камышах,—

Пришли с повинной головою...

На подоконнике отец

Крошил табак ножом садовым.

Мы у порога стали в ряд,

Пылая заревом багровым.

Все наши старые грехи

Он перечислил для проформы...

Последний тяжкий грех, увы,

Был выше нашей летней нормы.

«Ты  старший!—

Я  взглянул  на печь.—

Ты б должен им служить примером».

Часы стенные в такт словам

Зловещим щелкали размером.

Был суд и справедлив и прост:

Шесть порционных лоз меньшому,

Двенадцать — среднему. А мне...

Мне полных двадцать,   как «большому».

Отец табак свой докрошил,

Вздохнул, одернул вниз жилетку

И, потянувшись из окна,

Сорвал ореховую ветку.

Он начал с младшего.  Ей-ей,—

Малыш держал себя спартанцем.

 Между коленями отца

Лишь уши налились румянцем...

 Удары были, видит Бог,

Не полновесны и гуманны.

Ни звука брат не проронил

И только теребил карманы.

 

18. Социализация.

 

19. Уважаемые исследователи. Мы сегодня многое узнали о нашем коллеге: о взрослом, мудром, смешном и нелепом «ребенке» Саше Черном. Давайте попробуем соединить то, что мы с вами нашли. И попробуем доказать, что мы истинные его коллеги – мы поэты. Попробуем написать синквейн (пятистишие)

 

20. Рефлексия. Что вас сегодня особенно взволновало? Ваше состояние во время работы?

 

 

 

 

Синквен – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

 

Первая строка: заявляется тема или предмет (обычно одно существительное)

Вторая строка: дается описание предмета (два прилагательных или причастия)

Третья строка: (характеризуется действие предмета (три глагола)

Четвертая строка: приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету

Пятая строка: синоним к первой строке (одно слово), обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.

 

Детство.

Счастливое, веселое…

Дерзает, думает, шалят…

Куда уходит детство?

Начало.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.