Мастерская построения знаний для учащихся 5–6 классов «Детский остров Саши Чёрного»
Детский «остров» Саши Черного
(мастерская построения знаний для учащихся 5 – 6 классов)
1. Саморегуляция.
Присядьте поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в мир внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела, начиная от ступней и заканчивая макушкой.
Успокой все внутренние органы своего тела, скажите: «Мне легко и спокойно». Вспомните свое детство.
Где ПРОХОДИТ (проходило) Ваше детство?
Какого оно цвета?
Как оно выглядит?
Нарисуйте (изобразите схематично) Ваше детство.
2. Социализация (участники мастерской рассказывают о своем
детстве: его цвет, место, как выглядит)
3. А теперь скажите, что вы представляете, когда звучит слово «остров»? (называются ассоциации, учитель записывает их на доске) Должно прозвучать слово исследователь острова, если не звучит, учитель подводит к этому моменту учеников.
4. Кого можно назвать исследователем? Кто этот человек? Чем он интересен? (Работа в группе).
5. Социализация – представители групп отвечают на поставленные вопросы.
6. Человек очень любознателен. Он исследовал почти все на Земле. Он исследовал даже детство. Об одном из таких исследователей мы сегодня с вами и поведем разговор. Мы о нем пока ничего не знаем, но можем многое сказать. Посмотрите на портрет этого человека. Это Саша Черный. Кто слышал о нем? Рассмотрите хорошо портрет. Какой Саша Черный? (напишите свои размышления на листочках, где-нибудь около острова.) Приложения 2 и 3.
7. Социализация.
8. Совпали ли ваши размышления о Саше Черном с вашими ассоциациями к слову исследователь?
9. Итак, мы сегодня говорим об истинном исследователе детства – Саше Черном. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни. Таким ли как выглядит на портрете, Таким ли, как вы его представили? Вам предложено некоторые материалы с воспоминаниями о поэте. Поработайте с ними: запишите около острова то, что вам больше всего понравилось, запомнилось, о чем хочется говорить…
10. Социализация.
11. А теперь можно ответить на вопрос: «Почему у Саши Черного был «остров» детства?»
12. Именно так, «Детский остров», называется одна из книг этого самого мудрого «ребенка». И сейчас пришло время стать исследователями нам. Мы познакомимся с некоторыми стихотворениями из этой книги. Но просто так эти стихи читать нельзя – их нужно читать, прислушиваясь и вслушиваясь в их звуки. Попробуйте это сделать. Попробуйте услышать музыку поэта. Из каких звуков она состоит? (работаем на листочках, записи делаем около острова)
13. Социализация.
14. Попробуем ответить еще на один интересный вопрос: « О чем стихи Саши Черного?» (работаем на листочках, записи делаем около острова) Должно получиться три темы : природа, дети, игрушки. Приложение 4.
15. Социализация.
16. Саша Черный писал свои стихи не только для того, чтобы развлекать своих маленьких и больших коллег. Он хотел еще и многому научить нас с вами. У него есть другая книга, она называется «Живая азбука», но каждое стихотворение «детского острова» тоже можно назвать азбукой – каждое из них чему-нибудь учит. Давайте попробуем увидеть, какая тайна заложена в стихотворении «Про Катюшу». Приложение 1.
Про Катюшу
На дворе мороз, В поле плачут волки. Снег крыльцо занес, Выбелил все елки…
В комнате тепло, Печь горит алмазом, И луна в стекло Смотрит круглым глазом.
Катя- Катенька - Катюшка
Уложила спать игрушки.
Куклу безволосую.
Собачку безносую.
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок
С дыркой,
Чтоб можно было дышать.
«Извольте спать!
А я займусь стиркой...»
Ан, сколько пены!
Забрызганы стены.
Тазик пищит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается...
Красные лапки
Полощут тряпки.
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно
И в воду снова!
Готово!
От окна до самой печки,
Словно белые овечки,
На веревочках висят
Вряд:
Лошадиная жилетка,
Мишкина салфетка,
Собачьи чулочки,
Куклины сорочки,
Пеленка
Куклиного ребенка,
Коровьи штанишки
И две бархатные мышки.
Покончила Катя со стиркой,
Сидит на полу растопыркой:
Что бы еще предпринять?
К кошке залезть под кровать.
Забросить за печку заслонку
Иль мишку подстричь под гребенку?...
Участники должны увидеть, что на основе этого стихотворения, можно говорить о частях речи.
17. С. Черный учил детей азбуке не только в прямом смысле этого слова, но и азбуке чувств. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение. Какое это стихотворение? Каким вы увидели теперь поэта? Запишите на ваших листочках.
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
(Рассказ в стихах)
Вдруг ни с того ни с сего,—
Быть может, дождь навеял плеском?
Уходят в прошлое глаза:
Синеет даль горячим леском,
Белеет домик в переулке,
За бузиной в заборе — лаз...
Зажжем фонарь воспоминаний
И в добрый час начнем рассказ.
Когда-то в мирной Белой Церкви
Привольно в детстве нам жилось.
За огородом зрел крыжовник
И вдоль плетня плескалась Рось...
Я старший был.
Два младших брата
При мне образовали штаб.
Мы собирались у беседки,
Где зеленел почтенный граб.
Стреляли дробью из рогаток
В толстушек прачек на плоту
И, вихрем проносясь по саду,
Хрущей ловили на лету.
На погребе, обросшем травкой,
Жевали мы вишневый клей.
Над валом в зреющих черешнях
Кричали сойки все наглей.
Порой соседская свинья
Врывалась в сад галопом прытким,
Ее, смыкая гибкий фронт,
Мы гнали с трех сторон к калитке,
И, защемленная, она
Визжала, словно бес из ада...
Я дул ее прутом с хвоста,
А братья, так сказать, с фасада.
И вот однажды в шалый час
Мы нашалили слишком круто...
К крыльцу подъехал водовоз,
Вода струей сверкнула гнутой.
Расставив грузно сапоги,
Поплелся с ведрами он в сени.
Зевнула кляча.
Ишь, старик...
Расселся у кухарки Фени.
Ну что ж...
Соседи подождут.
Кряхтят, бубнят.
Чаек да булки.
А мы, подкравшись к бочке, вмиг
Бечевку привязали к втулке.
Другой конец к кольцу дверей
Втроем мы прикрутили туго,
Стремглав удрали за забор
И стали ждать, давя друг друга.
Дождались! Потянул старик,
Дверь поддалась — и втулка к черту!
Вода серебряным жгутом
Плеснула боком по ботфорту,
Каскадом хлещет по камням,
Галдят индюшки шумным вечем,
Старик кричит, вода гремит,—
Заткнуть, увы,— конечно, нечем!
Кудахчет Феня из окна,
А нам забава: в бочке пусто...
Злой водовоз толкнул ведро,
Ругнулся медленно и густо
И с жалобой пошел к отцу.
Мы — «паничи» — совсем завяли,—
Продрались сквозь кусты в камыш
И там до ужина дрожали.
О, нудный холод в животе
Перед расплатой роковою!
Не ночевать же в камышах,—
Пришли с повинной головою...
На подоконнике отец
Крошил табак ножом садовым.
Мы у порога стали в ряд,
Пылая заревом багровым.
Все наши старые грехи
Он перечислил для проформы...
Последний тяжкий грех, увы,
Был выше нашей летней нормы.
«Ты старший!—
Я взглянул на печь.—
Ты б должен им служить примером».
Часы стенные в такт словам
Зловещим щелкали размером.
Был суд и справедлив и прост:
Шесть порционных лоз меньшому,
Двенадцать — среднему. А мне...
Мне полных двадцать, как «большому».
Отец табак свой докрошил,
Вздохнул, одернул вниз жилетку
И, потянувшись из окна,
Сорвал ореховую ветку.
Он начал с младшего. Ей-ей,—
Малыш держал себя спартанцем.
Между коленями отца
Лишь уши налились румянцем...
Удары были, видит Бог,
Не полновесны и гуманны.
Ни звука брат не проронил
И только теребил карманы.
18. Социализация.
19. Уважаемые исследователи. Мы сегодня многое узнали о нашем коллеге: о взрослом, мудром, смешном и нелепом «ребенке» Саше Черном. Давайте попробуем соединить то, что мы с вами нашли. И попробуем доказать, что мы истинные его коллеги – мы поэты. Попробуем написать синквейн (пятистишие)
20. Рефлексия. Что вас сегодня особенно взволновало? Ваше состояние во время работы?
Синквен – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Первая строка: заявляется тема или предмет (обычно одно существительное)
Вторая строка: дается описание предмета (два прилагательных или причастия)
Третья строка: (характеризуется действие предмета (три глагола)
Четвертая строка: приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету
Пятая строка: синоним к первой строке (одно слово), обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.
Детство.
Счастливое, веселое…
Дерзает, думает, шалят…
Куда уходит детство?
Начало.
Дементьева Ирина Михайловна
Desteni
Хохлова Инна Анатольевна
Хохлова Инна Анатольевна
Дементьева Ирина Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Родионова Татьяна
Desteni