12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44175
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №5" г. Брянска

Мастерская ценностных ориентаций

«Зависть -губительная страсть»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Цель:

- формировать собственную позицию по отношению к зависти.

Задачи:

-развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

-содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с завистью.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, тексты статьи Д.С.Лихачева «О зависти», склеенные из бумаги многогранники, фломастеры.

Мастерская может быть организована для учащихся 8-10 классов.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Введение в тему

Мастерская начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Есть известная притча, сюжет которой в следующем: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку. Какое чувство двигало этим человеком? Можете ли вы объяснить его поступок?

Учащиеся. Этот человек одержим завистью. Желание зла тому, кому завидуешь - главная черта настоящей зависти. Объяснить поступок героя из притчи можно следующим образом. Глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же успехов, потом раздражается. А когда он понимает, что желаемого ему не получить, он начинает мечтать о невзгодах для того, кому завидует.

Учитель. Все правильно, именно так и возникает злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

В ходе беседы учитель обсуждает с учениками тему и проблему мастерской, указывает на актуальность и важность поднимаемой проблемы, сообщает ребятам о необходимости бороться с завистью в себе.

2. «Проблемная беседа»

Учитель. Помните ли вы, почему Каин убил брата Авеля? И что впоследствии произошло с Каином?

Учащиеся. Потому что его жертвоприношение не была оценено по достоинству. Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше.

Учитель. Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого. На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов убеждают нас в том, что издавна это человеческое чувство терзало души людей.

И несмотря и на то, что зависть входит в список семи смертных грехов, и на то, что чувство это доставляет массу неприятностей, до сих пор её не удалось изжить. Французский философ Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, её можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Согласны ли вы с этим мнением?

Учащиеся. Нет, не согласен, потому что зависть вредит благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает.

Учитель. Еще один французский мыслитель считал, что «из всех страстей зависть самая отвратительная. Под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». Попробуйте аргументировать мысль великого философа и писателя, обратившись к своему читательскому опыту.

Учащиеся. Русская и зарубежная литература много внимания уделила этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка. В художественной литературе много примеров зависти, вызываемой самыми разными причинами (учащиеся приводят примеры из произведений, изученных на уроках литературы, если затрудняются, учитель может напомнить произведения и героев):

-зависть сормовского рабочего Головы к егерским кальсонам пленного поляка из рассказа Исаака Бабеля «Их было девять»;

- зависть князя Андрея Болконского к славе Наполеона, Долохова к Пьеру Безухову из романа «Война и мир» Льва Толстого;

-зависть Сальери к гению Моцарта из «Маленьких трагедий»

А.С. Пушкина;

- зависть Швабрина к Гриневу (Маша Миронова полюбила Гринева, «деревенского мужлана», а не его, столичного аристократа») из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

- зависть Павла Петровича Кирсанова к уверенности и чувству собственного достоинства Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

-зависть Грушницкого (он готов убить соперника, не зарядив его пистолет) к Печорину из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;

-зависть Молчалина ко всем, кто удачливее и богаче из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Учитель. Список примеров можно продолжать. В том, что обсуждаемая проблема актуальна, нас убеждает и публицистика. Предлагаю вам прочитать и обсудить статью «Про зависть» Д.С.Лихачева из сборника «Письма о добром и прекрасном».

3. Чтение и обсуждение статьи Д.С. Лихачева «Про зависть»

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете – значит не нашли себя.

Вопросы для обсуждения:

-Как, по мнению автора, возникает чувство зависти?

-Кто подвержен «опасности зависти» прежде всего?

- В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?

- Можно ли бороться с возникающим чувством зависти?

-Какими словами характеризует автор зависть? Продолжите ряд эпитетов.

Учащиеся. Автор называет зависть ужасным, болезненным чувством. Жалость бывает тихая, затаенная, безграничная, сильная, злая, ядовитая, беззлобная, безудержная, бессильная, неутоленная, глубокая, жгучая, жестокая, злобная, лютая, мучительная, острая, невольная, простая, рабская, ревнивая, робкая, смертельная, тайная, унизительная.

4. Строим многогранник.

Учитель. Приведенные вами эпитеты свидетельствуют о вашем отрицательном отношении к пороку зависти. И это правильно: художественная литература, примеры из жизни, публицистические произведения рисуют людей не просто завистливых, но и мелких, душевно ограниченных, нравственно деформированных. Дело в том, что зависть, как и любой человеческий порок, не существует сама по себе, ей всегда сопутствуют другие человеческие пороки, которые, в конце концов, и разрушают личность. С какими же пороками соседствует зависть? Заполните пустые стороны многогранника, и вы поймете, как опасна зависть, тем более в компании «приятелей».

Учащиеся обсуждают в группе, заполняют стороны многогранников, объясняют свои решения в классе. Среди выбираемых ребятами слов могут быть следующие: ненависть, эгоизм, высокомерие, неполноценность, интриганство, злобность, месть, лицемерие, наглость, тревожность, злорадство, тщеславие.

5. «Я художник»

Учитель. В средние века мир воспринимался в аллегориях и символах. Так и зависть изображалась в виде змеи, жабы, медузы, страшной старухи, её считали порождением дьявола. Такие образы использовались художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей. Тогда же зависть начали связывать с ложью, призванную закрывать, как маской, истинные чувства человека. Попробуйте и вы, поработав в группах, символически изобразить зависть, ее окружение и т.п.

Учащиеся работают в группах, вывешивают рисунки на доске, объясняют, отвечают на вопросы.

6. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Известную фразу «Пословица недаром молвится» понимать следует буквально: народ выражал в пословицах свое отношение к человеческим порокам, в том числе к зависти. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к зависти свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?

Работа в группах:

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НАРОДОВ МИРА О ЗАВИСТИ

1. Завистливое око видит далеко.

2.Чужая клеть пирогами пахнет.

3. Лучше подражать, чем завидовать.

4. Сытый волк смирнее завистливого человека.

5. В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется, мал покажется.

6. У лицемера хвалы мешок, а у завистливого хулы горшок.

7. Ешь из чашки, а в котел не заглядывай.

8. На чужой каравай рот не разевай.

9. Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.

10. От добра добра не ищут.

11. Сосед спать не дает: хорошо живет.

12. Чужое добро в глазах рябит.

13. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

14. Где счастье, там и зависть.

15. Дай бог много, а захочется и побольше.

16. Душа не примает, а глаза все больше просят.

17. За чужим погонишься - свое потеряешь.

18. Завидущи глаза не знают стыда.

19. Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток.

20. Завистливый по чужому счастью сохнет (чахнет).

21. Лучше жить в зависти, чем в жалости.

22. Много желать - добра не видать.

23. На чужое добро и глаза разгораются.

24. Завистливое око видит широко (далеко).

25. Стоит по горло в воде, а пить просит.

26. Чего нет, того и хочется.

27. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

28. По другой стороне ограды трава всегда зеленее.

Учащиеся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась зависть, завистливые люди вызывали насмешку, жалость, презрение.

7. Словесное портретирование.

Учитель. Мы уже достаточно много поговорили о зависти, теперь можем составить психологический портрет завистника. Многие писатели изображали переживания завистника в весьма мрачных тонах.

В романе «Зависть» Ю.Олеша рисует Николая Кавалерова, не нашедшего себя в жизни, охваченного мучительной завистью и злобой. Кавалерову кажется, что даже вещи его не любят: «Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает...». А вот Андрея Бабичева, которому Кавалеров завидует, «вещи любят».

Попробуем и мы составить словесный портрет завистника. Какой он внешне, типичный завистник?

Завистливый человек

тревожный злой

мрачный лживый

замкнутый эгоистичный

лицемерный нервный

раздражительный неискренний

неделикатный злоязычный

Завистник

Чаще всего

Никогда

Говорит неправду

Не хохочет от души

Улыбается неискренне

Не говорит комплименты

Готов подставить подножку

Не веселится на всю катушку

Сплетничает

Не спит спокойно

Совершает необдуманные поступки

Не сотрудничает

Не умеет работать в команде

Не сочувствует

Тревожится

Не помогает

 

8. «Протянем руку помощи»

Учитель. Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это не случайно. Мы уже убедились в том, что подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок, который нужно изживать, неустанно занимаясь самовоспитанием. Подумаем вместе и поможем тому, кто встал на путь исправления! Есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока зависти.

Обсуждение в классе:

Мои чувства под контролем.

Ничего особенного в этом нет, нечему завидовать! (Эти слова нужно проговаривать в случаях, когда что-то действительно вызывает зависть).

Я ничуть не хуже всех остальных людей.

Окружающие думают обо мне как о человеке искреннем и добросердечном.

Я горжусь тем, чего мне удалось достичь. Скоро достигну еще большего.

Я так же умен и талантлив, как и…(предмет зависти).

Зависть - признак слабости, а я сильный.

Зависть вызывает смех окружающих, а я не хочу, чтобы надо мной смеялись.

 

9. Рефлексия.

Учащийся (заранее подготовленный читает выразительно наизусть рубаи Омара Хайяма)

Не завидуй тому, кто силен и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:

Сегодня в мастерской

я узнал…

понял…

почувствовал…

Ответы учащихся:

-Я узнал, что зависть рождается от сравнения себя с другими.

-Я понял, что зависть-это большое несчастье прежде всего для самого человека.

- Я узнала, что зависть рождается не столько от силы, сколько от слабости и неуверенности в себе.

-Я понял, что зависть рождается от неудовлетворенных потребностей.

- Я узнал, что завистливые люди смешны и жалки в глазах окружающих.

-Я понял, что энергию зависти можно трансформировать и обратить на саморазвитие.

- Я понял, что с таким пороком, как зависть, нужно и можно бороться, необходимо только знать современные методики.

- Я почувствовал, что бороться с завистью отнюдь не просто.

- Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.

- Я почувствовала в мастерской уверенность в себе, в том, что я правильно отношусь к людям.

Учитель. Вы многое узнали и поняли в ходе нашей мастерской. Те, кто понял, что с пороком зависти можно бороться, могут немедленно приступать к делу. Займитесь тем, что будет вам интересно. Найдите среди окружающих вас людей единомышленников. Учитесь видеть в себе и окружающих хорошее, и постепенно обретете гармонию. Вы научитесь принимать вашу жизнь такой, какая она есть. Потому что это только ваша жизнь, и вы в силах сделать ее спокойной, интересной и гармоничной, никому не завидуя и не тратя силы на тревоги и переживания. Зная свои недостатки, ваша главная задача – преобразовать их в достоинства и всегда оставаться примером добра и великодушия. Успехов вам, дорогие ребята!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Афоризмы и цитаты о зависти

Любовь смотрит через телескоп, зависть - через микроскоп. (Г. Шоу)

Зависть еще непримиримее, чем ненависть. (Ф. Ларошфуко)

Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, то себе же делает хуже. (Эзоп )

Завистники умирают, но зависть - никогда. (Ж. Мольер)

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

(Б. Спиноза)

Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон)

Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)

Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)

Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)

Зависть - яд для сердца. (Вольтер)

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.

( К. Иммерман)

Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду.

(А. Пушкин)

Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть. ( М. Твен)

Лучше быть предметом зависти, чем сострадания. (Геродот)

Люди готовы завидовать даже красивым похоронам. (В. Гжегорчик)

Использованная литература

1. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., Академия, 1995.

2. Куликов Л.В. составитель. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., Питер, 2000.

3. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М., Наука, 1997.

Интернет-ресурсы

Афоризмы, цитаты и крылатые слова.

http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie

Пословицы и поговорки народов мира.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-4990.htm

Стихи и поэмы.

http://stihidl.ru/poem/42740/

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.