12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедь Оксана Станиславовна1987
Мне 50 лет, с 1993 года работаю в школе, учитель высшей квалификационной категории
Россия, Смоленская обл., Смоленск
1

Урок – мастерская ценностных ориентаций на основе рассказа Е.И.Носова «Кукла»

УРОК – МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

на основе рассказа Е.И.Носова «Кукла»                                                  

Цели урока:

  • создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;
  • формирование в детях доброго отношения к человеку, к продукту человеческого труда;
  • развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес.
  • учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника;

Ход занятия (Работа проводится в группах)

На столах у каждой группы лежит игрушка.

Создание доверительной атмосферы. (Слайд 1. Музыка)

Посмотрите на игрушку, прикоснитесь руками, погладьте…..

Что вы почувствовали, что вспомнили?

(каждый ученик высказывается)

Вот с такими добрыми чувствами, эмоциями давайте и приступим к нашему занятию.

Сегодня у нас очень важный урок. Мы повнимательнее присмотримся к тому, что находится рядом с нами с самого детства, поговорим о чувствах, эмоциях  человека, о том, чего в жизни следует опасаться больше всего. А ещё мы работаем сегодня в группах, поэтому будем учиться слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника.

Работа проводится в группах. Ребята каждый вопрос обсуждают, делают записи на рабочих листах. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), затем высказываются вслух

1. Чем же так привлекательны игрушки? В чём их смысл? (опора на личный опыт)

  • Обсудите этот вопрос в группах, сделайте краткие записи
  • А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Е.Евтушенко, выраженное через стихотворение «Сказка о русской игрушке». (Чтение стихотворения подготовленным учеником или учителем)

- В чем же видит смысл игрушки (ваньки-встаньки) Е.Евтушенко? Посовещайтесь в группе, запишите мнение).

2. Сообщения учеников о куклах, их роли в жизни людей. (Внимательный взгляд на привычное)

  • Я попросила ребят поискать интересный материал  о куклах. Давайте послушаем, что они нашли.  (Сообщения ребят о кукле, её роли в жизни людей в разные времена)
  • Обсудите и обобщите услышанное в группах, сделайте выводы.

-Чем же привлекательна КУКЛА? Суть этой игрушки? ЕЕ назначение? Что объединяет кукол всех времён и народов?   (Среди прочих ответов—Куклы похожи на людей. «…Да ведь облик-то человеческий…»)

3. Работа с опорой на рассказ

Многие писатели, поэты использовали образ куклы в своих произведениях.

 «Кукла» - назвал свой рассказ и  Е.И.Носов.

Дома вы познакомились с этим небольшим, но очень объёмным по количеству затронутых в нём проблем произведением. Помимо прочих вопросов, о которых мы обязательно поговорим на нашем следующем занятии, тема куклы здесь является ведущей. Автор, назвавший вначале свой рассказ «Акимыч», по имени главного героя, меняет название.

-Как вы думаете, почему? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьёзному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

-Прочитайте описание куклы, лежащей в кювете.

(В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и всё ещё миловидная лицом, с лёгкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжёны, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с неё платье, а голенькие трусики сдёрнул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.)

Какие мысли, чувства вызывает у вас КУКЛА?

Изложите их (каждый) в форме небольшой письменной работы.

Прочитайте работы друг другу. Выберите работы, которые захотелось прочитать на класс.

-Какие чувства испытывает Акимыч и почему? Почему он именно «хоронит» куклу? Как это его характеризует? (вспомнить и войне, на которой Акимыч «нагляделся мертвечины всякой», и о том, что кукла-олицетворение человека, и о добром, неравнодушном сердце героя)

У поэта К. Случевского тоже есть стихотворение  «Кукла». 

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!

--На человека…Сравните рассказ и стихотворение.   (Обсуждение в группах)

(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения).     

--Можно ли сказать, что произошло преступление?  (обсуждение в группах)

(Да, против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека. «Убивший» куклу может дойти и до убийства человека. Это зло в зародыше.)

--Сколько в рассказе виновников этого ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЗЛА? Аргументируйте свое решение (Ученики называют всех гуляющих на площадке, всех, кто проходит мимо куклы, проявляющих полное равнодушие.)

Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». 

--Согласны ли вы с этим высказыванием?

Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого ЗЛА.

--А что же надо делать в такой ситуации? (работа в группе)

     Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е. Носов своим рассказом? (не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.)

4. Рефлексия.

1) Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните ЗАДАНИЕ:

дайте нашему занятию название (тему), запишите.

Сообщите свое название.

(в том числе и  «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?»

Домашнее задание.

 Продолжите отклики на сегодняшнее занятие дома: напишите «Письмо людям от имени

игрушки», используя тот материал, те записи, которые вы собрали на сегодняшнем уроке.

Заключительное слово учителя

 Польский писатель Бруно Ясенски сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.» 

Многое можно увидеть, почувствовать только сердцем, душой. И я хочу пожелать, чтобы вы никогда не оставались равнодушными, чтобы ваши души, ваши сердца  не ослепли и не оглохли к чужой боли, к несправедливости.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

При наличии времени можно почитать стихи других поэтов (см. Приложение)

 

СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ

По разграбленным сёлам

Шла Орда на рысях,

Приторочивши к сёдлам

Русокосый ясак.

Как под тёмной водою

молодая ветла,

Русь была под Ордою.

Русь почти не была.

Но однажды, - как будто

Все колчаны без стрел, -

Удалившийся в юрту

Хан Батый захмурел.

………………………..

Хан сопел, иступлённой

Скукотою томясь,

И бродяжку с торбёнкой

Ввёл угодник толмач.

В горсть набравши урюка.

Колыхнув животом,

«Кто такой?» - хан угрюмо

Ткнул в бродяжку перстом.

Тот вздохнул(«Божья матерь, -

То Батый, то князья…»):

«Дел игрушечных мастер

Ванька Сидоров я».

Из холстин дыроватых

В той торбёнке своей

Стал вынать деревянных

Медведей и курей.

И в руках баловался

Потешатель сердец –

С шебутной балалайкой

Скоморох-дергунец.

Но, в игрушки вникая,

Умудрённый, как змий,

На матрёшек вниманье

Обратил хан Батый.

И с тоской первобытной

Хан подумал в тот миг,

Скольких здесь перебил он,

А постичь – не постиг.

В мужичках скоморошных,

Простоватых на вид,

Как матрёшка в матрёшке.

Тайна в тайне сидит.

Озираясь тоскливо,

Буркнул хан толмачу:

«Все игрушки тоскливы.

Посмешнее хочу.

Пусть он, рваная нечисть,

 

Приложение

Этой ночью не спит

И особое нечто

Для меня сочинит…»

Хан добавил, икнувши:

«Перстень дам и коня,

Но чтоб эта игрушка

Просветлила меня!»

Думал Ванька про волю,

Про судьбу про свою

И кивнул головою:

«Сочиню. Просветлю»

Шмыгнул носом он грустно,

Но явился в свой срок:

«Сочинил я игрушку.

Ванькой-встанькой нарёк».

На кошме не кичливо

Встал простецкий, не злой.

Но дразняще качливый

Мужичок удалой.

Хан прижал его пальцем

И ладонью помог.

Ванька-встанька попался.

Ванька-встанька прилёг.

Хан свой палец отдёрнул,

Но силён, хоть и мал.

Ванька-встанька задорно

Снова на ноги встал.

Хан игрушку с размаха

Вмял в кошму сапогом

И, знобея от страха,

Заклинал шепотком.

Хан сапог отодвинул,

Но, держась за бока,

Ванька-встанька вдруг вынырнул

Из-под носка!

Хан попятился грузно,

Русь и русских кляня:

«Да, уж эта игрушка

Просветлила меня…»

Хана страхом шатало,

И велел он скорей

От Руси – от шайтана –

Повернуть всех коней.

И, теперь уж отмаясь,

Положённый вповал,

Ванька Сидоров – мастер –

У дороги лежал.

А в пылище прогорклой,

Так же мал да удал,

С головёнкою гордой

Ванька-встанька стоял.

Опустились туманы

На лугах заливных.

И ушли басурманы,

будто не было их.

Ну а Ванька остался.

Как остался народ,

И душа ваньки-встаньки

В каждом русском живёт.

Мы – народ Ванек-встанек.

Нас не бог уберёг.

Нас давили, пластали

Столько разных сапог!

Они знали: мы – Ваньки,

Нас хотели покласть,

А о том, что мы встаньки,

Забывали, платясь.

Мы – народ Ванек-встанек.

Мы встаём – так всерьёз.

Мы от бед не устанем,

Не поляжем от слёз…

И смеётся не вмятый,

Не затоптанный в грязь

Мужичок хитроватый,

Чуть пока-чи-ва-ясь.

                                1963 г. Е.Евтушенко

---------------------------------------------

Дмитрий Кедрин

Кукла

Ни слова сквозь грохот не слышно!..

Из дома, где мирно спала,

В убежище девочка вышла

И куклу с собой принесла.

 

Летят смертоносные птицы,

Ослепшие в прожекторах!

У женщин бескровные лица,

В глазах у них горе и страх.

 

И в этой семье сиротливой,

Что в щели отбоя ждала,

По совести, самой счастливой

Тряпичная кукла была!

 

О чем горевать этой кукле?

Ей тут безопаснее всех:

Торчат ее рыжие букли,

На толстых губах ее смех...

 

"Ты в силах, - спросил я, - смеяться?"

И, мнится, услышал слова:

"Я кукла. Чего мне бояться?

Меня не убьют. Я мертва".

                              24 сентября 1941

Константин Случевский

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

-------------------------------------------------------

Вероника Тушнова

Кукла

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

 

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

 

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

 

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

 

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

 

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

 

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

 

УРОК – МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

на основе рассказа Е.И.Носова «Кукла».

1. Чем так привлекательны игрушки?

 (опора на личный опыт)

 

 

2. В чём видит смысл игрушки

(ваньки-встаньки) Е.Евтушенко?

 

 

3. Выводы после прослушивания

сообщений ребят об игрушках.

Чем же привлекательна кукла?

Суть этой игрушки? Её назначение?

 

 

 

 

4. Какие мысли, чувства вызывает у вас Кукла, лежащая в придорожном кювете?

 

 

5. Сравните рассказ и стихотворение

К.Случевского «Кукла»

 

 

6. Можно ли сказать, что произошло

преступление? 

 

 

7. Сколько в рассказе виновников этого ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЗЛА? Аргументируйте свое решение.

 

 

 

 

8. Дайте рекомендации: что делать

при виде такого?

 

 

 

 

9. Сделайте выводы, какой урок

преподает нам Е. Носов своим рассказом?

 

 

 

 

10.  Вспомните свои чувства, ощущения,

мысли и выполните ЗАДАНИЕ:

дайте каждый нашему занятию название (тему), запишите в тетради.

 

 

 

 

 

 

Д/З  : напишите «Письмо людям от имени игрушки», используя записи, которые вы собрали на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 17.09.19 в 13:32 1Ответить Пожаловаться
Автор работы Выдрина Любовь Михайловна-https://infourok.ru/urok-masterskaya-cennostnih-orientaciy-na-osnove-rasskaza-e-i-nosova-kukla-1454476.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.