Урок-мастерская ценностных ориентаций на основе рассказа Е.И. Носова «Кукла»
УРОК – МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
на основе рассказа Е.И.Носова «Кукла»
Цели урока:
- создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;
- формирование в детях доброго отношения к человеку, к продукту человеческого труда;
- развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес.
- учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника;
Ход занятия (Работа проводится в группах)
На столах у каждой группы лежит игрушка.
Создание доверительной атмосферы. (Слайд 1. Музыка)
Посмотрите на игрушку, прикоснитесь руками, погладьте…..
Что вы почувствовали, что вспомнили?
(каждый ученик высказывается)
Вот с такими добрыми чувствами, эмоциями давайте и приступим к нашему занятию.
Сегодня у нас очень важный урок. Мы повнимательнее присмотримся к тому, что находится рядом с нами с самого детства, поговорим о чувствах, эмоциях человека, о том, чего в жизни следует опасаться больше всего. А ещё мы работаем сегодня в группах, поэтому будем учиться слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника.
Работа проводится в группах. Ребята каждый вопрос обсуждают, делают записи на рабочих листах. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), затем высказываются вслух
1. Чем же так привлекательны игрушки? В чём их смысл? (опора на личный опыт)
- Обсудите этот вопрос в группах, сделайте краткие записи
- А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Е.Евтушенко, выраженное через стихотворение «Сказка о русской игрушке». (Чтение стихотворения подготовленным учеником или учителем)
- В чем же видит смысл игрушки (ваньки-встаньки) Е.Евтушенко? Посовещайтесь в группе, запишите мнение).
2. Сообщения учеников о куклах, их роли в жизни людей. (Внимательный взгляд на привычное)
- Я попросила ребят поискать интересный материал о куклах. Давайте послушаем, что они нашли. (Сообщения ребят о кукле, её роли в жизни людей в разные времена)
- Обсудите и обобщите услышанное в группах, сделайте выводы.
-Чем же привлекательна КУКЛА? Суть этой игрушки? ЕЕ назначение? Что объединяет кукол всех времён и народов? (Среди прочих ответов—Куклы похожи на людей. «…Да ведь облик-то человеческий…»)
3. Работа с опорой на рассказ
Многие писатели, поэты использовали образ куклы в своих произведениях.
«Кукла» - назвал свой рассказ и Е.И.Носов.
Дома вы познакомились с этим небольшим, но очень объёмным по количеству затронутых в нём проблем произведением. Помимо прочих вопросов, о которых мы обязательно поговорим на нашем следующем занятии, тема куклы здесь является ведущей. Автор, назвавший вначале свой рассказ «Акимыч», по имени главного героя, меняет название.
-Как вы думаете, почему? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьёзному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
-Прочитайте описание куклы, лежащей в кювете.
(В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и всё ещё миловидная лицом, с лёгкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжёны, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с неё платье, а голенькие трусики сдёрнул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.)
Какие мысли, чувства вызывает у вас КУКЛА?
Изложите их (каждый) в форме небольшой письменной работы.
Прочитайте работы друг другу. Выберите работы, которые захотелось прочитать на класс.
-Какие чувства испытывает Акимыч и почему? Почему он именно «хоронит» куклу? Как это его характеризует? (вспомнить и войне, на которой Акимыч «нагляделся мертвечины всякой», и о том, что кукла-олицетворение человека, и о добром, неравнодушном сердце героя)
У поэта К. Случевского тоже есть стихотворение «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
--На человека…Сравните рассказ и стихотворение. (Обсуждение в группах)
(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения).
--Можно ли сказать, что произошло преступление? (обсуждение в группах)
(Да, против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека. «Убивший» куклу может дойти и до убийства человека. Это зло в зародыше.)
--Сколько в рассказе виновников этого ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЗЛА? Аргументируйте свое решение (Ученики называют всех гуляющих на площадке, всех, кто проходит мимо куклы, проявляющих полное равнодушие.)
Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло».
--Согласны ли вы с этим высказыванием?
Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого ЗЛА.
--А что же надо делать в такой ситуации? (работа в группе)
Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е. Носов своим рассказом? (не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.)
4. Рефлексия.
1) Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните ЗАДАНИЕ:
дайте нашему занятию название (тему), запишите.
Сообщите свое название.
(в том числе и «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?»
Домашнее задание.
Продолжите отклики на сегодняшнее занятие дома: напишите «Письмо людям от имени
игрушки», используя тот материал, те записи, которые вы собрали на сегодняшнем уроке.
Заключительное слово учителя
Польский писатель Бруно Ясенски сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.»
Многое можно увидеть, почувствовать только сердцем, душой. И я хочу пожелать, чтобы вы никогда не оставались равнодушными, чтобы ваши души, ваши сердца не ослепли и не оглохли к чужой боли, к несправедливости.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
При наличии времени можно почитать стихи других поэтов (см. Приложение)
СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ
По разграбленным сёлам
Шла Орда на рысях,
Приторочивши к сёдлам
Русокосый ясак.
Как под тёмной водою
молодая ветла,
Русь была под Ордою.
Русь почти не была.
Но однажды, - как будто
Все колчаны без стрел, -
Удалившийся в юрту
Хан Батый захмурел.
………………………..
Хан сопел, иступлённой
Скукотою томясь,
И бродяжку с торбёнкой
Ввёл угодник толмач.
В горсть набравши урюка.
Колыхнув животом,
«Кто такой?» - хан угрюмо
Ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул(«Божья матерь, -
То Батый, то князья…»):
«Дел игрушечных мастер
Ванька Сидоров я».
Из холстин дыроватых
В той торбёнке своей
Стал вынать деревянных
Медведей и курей.
И в руках баловался
Потешатель сердец –
С шебутной балалайкой
Скоморох-дергунец.
Но, в игрушки вникая,
Умудрённый, как змий,
На матрёшек вниманье
Обратил хан Батый.
И с тоской первобытной
Хан подумал в тот миг,
Скольких здесь перебил он,
А постичь – не постиг.
В мужичках скоморошных,
Простоватых на вид,
Как матрёшка в матрёшке.
Тайна в тайне сидит.
Озираясь тоскливо,
Буркнул хан толмачу:
«Все игрушки тоскливы.
Посмешнее хочу.
Пусть он, рваная нечисть,
Приложение
Этой ночью не спит
И особое нечто
Для меня сочинит…»
Хан добавил, икнувши:
«Перстень дам и коня,
Но чтоб эта игрушка
Просветлила меня!»
Думал Ванька про волю,
Про судьбу про свою
И кивнул головою:
«Сочиню. Просветлю»
Шмыгнул носом он грустно,
Но явился в свой срок:
«Сочинил я игрушку.
Ванькой-встанькой нарёк».
На кошме не кичливо
Встал простецкий, не злой.
Но дразняще качливый
Мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
И ладонью помог.
Ванька-встанька попался.
Ванька-встанька прилёг.
Хан свой палец отдёрнул,
Но силён, хоть и мал.
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом
И, знобея от страха,
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
Из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
«Да, уж эта игрушка
Просветлила меня…»
Хана страхом шатало,
И велел он скорей
От Руси – от шайтана –
Повернуть всех коней.
И, теперь уж отмаясь,
Положённый вповал,
Ванька Сидоров – мастер –
У дороги лежал.
А в пылище прогорклой,
Так же мал да удал,
С головёнкою гордой
Ванька-встанька стоял.
Опустились туманы
На лугах заливных.
И ушли басурманы,
будто не было их.
Ну а Ванька остался.
Как остался народ,
И душа ваньки-встаньки
В каждом русском живёт.
Мы – народ Ванек-встанек.
Нас не бог уберёг.
Нас давили, пластали
Столько разных сапог!
Они знали: мы – Ваньки,
Нас хотели покласть,
А о том, что мы встаньки,
Забывали, платясь.
Мы – народ Ванек-встанек.
Мы встаём – так всерьёз.
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слёз…
И смеётся не вмятый,
Не затоптанный в грязь
Мужичок хитроватый,
Чуть пока-чи-ва-ясь.
1963 г. Е.Евтушенко
---------------------------------------------
Дмитрий Кедрин
Кукла
Ни слова сквозь грохот не слышно!..
Из дома, где мирно спала,
В убежище девочка вышла
И куклу с собой принесла.
Летят смертоносные птицы,
Ослепшие в прожекторах!
У женщин бескровные лица,
В глазах у них горе и страх.
И в этой семье сиротливой,
Что в щели отбоя ждала,
По совести, самой счастливой
Тряпичная кукла была!
О чем горевать этой кукле?
Ей тут безопаснее всех:
Торчат ее рыжие букли,
На толстых губах ее смех...
"Ты в силах, - спросил я, - смеяться?"
И, мнится, услышал слова:
"Я кукла. Чего мне бояться?
Меня не убьют. Я мертва".
24 сентября 1941
Константин Случевский
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
-------------------------------------------------------
Вероника Тушнова
Кукла
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
УРОК – МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
на основе рассказа Е.И.Носова «Кукла».
1. Чем так привлекательны игрушки? (опора на личный опыт) |
|
2. В чём видит смысл игрушки (ваньки-встаньки) Е.Евтушенко? |
|
3. Выводы после прослушивания сообщений ребят об игрушках. Чем же привлекательна кукла? Суть этой игрушки? Её назначение? |
|
4. Какие мысли, чувства вызывает у вас Кукла, лежащая в придорожном кювете? |
|
5. Сравните рассказ и стихотворение К.Случевского «Кукла» |
|
6. Можно ли сказать, что произошло преступление? |
|
7. Сколько в рассказе виновников этого ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЗЛА? Аргументируйте свое решение. |
|
8. Дайте рекомендации: что делать при виде такого? |
|
9. Сделайте выводы, какой урок преподает нам Е. Носов своим рассказом? |
|
10. Вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните ЗАДАНИЕ: дайте каждый нашему занятию название (тему), запишите в тетради. |
|
Д/З : напишите «Письмо людям от имени игрушки», используя записи, которые вы собрали на уроке.
|
|
Горбачёва Марина Юрьевна