Мастерская построения новых знаний и ценностных ориентаций в 5–6 классах по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»

5
0
Материал опубликован 7 August 2018

МАСТЕРСКАЯ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

(мастерская построения новых знаний и ценностных ориентаций)

Какого человека мы называем красивым?

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.

2. Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки.

3. Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.

4. Обогащать представление ребят о композиции, о художественной детали.

Ход мастерской.

I. Деление на группы

- Выберите звезду того цвета, который наиболее соответствует вашему настроению, ощущению на данный момент.

- Объединитесь в группы по цветам.

- Объясните свой выбор того или иного цвета.

- Сегодня все результаты труда будут групповыми. Чтобы процесс был успешным, придумайте главное правило вашей совместной работы, запишите его, вывесите на доску.

(Из записей учащихся: «Уметь слушать друг друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому», «Дружно работать»)

II. Индуктор.

 

- Чудо. Что это такое? Где мы встречаемся с чудесами?

(«Чудо – это что-то необычное; то, чего в жизни не бывае; это сказка; волшебство…»)

III. Работа с текстом сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда» (прочитана заранее дома – предварительное домашнее задание).

Сегодня мы будем изучать сказку английского писателя О. Уайльда «Мальчик – звезда». В ней тоже есть чудо. Какое чудо произошло в этой сказке?

Подготовьте презентацию от группы вашей версии того, какое чудо произошло в сказке.

(Из вариантов, предложенных ребятами: «Из тирана мальчик – звезда стал милосердным», «Ледяное сердце мальчика-звезды растаяло», «Проделав долгий путь, мальчик-звезда стал добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду обезобразило, а добро сделало красивым»).

Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось. (Вариант выполнения работы см. ниже.)

IV. Работа с афоризмами и пословицами.

- Прочитайте афоризмы и пословицы. Что их объединяет? Выберите каждый в группе тот, который кажется вам самым интересным и отражает идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте его каждый для себя.

V. Составление своего текста (приём «пишем вместе»).

1. Наклейте понравившееся высказывание на листок. Это будет ваше первое предложение будущего текста – отклика на сказку.

2. Допишите предложения.

3. Придумайте к полученному тексту заголовок.

4. Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его.

(Из записей пятиклассников:

Всё возможно изменить!

1. «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп)

2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота должна быть духовная.

3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что из тирана мальчик – звезда превратился в сострадательного правителя.

4. Я согласен с писателем в том, что мама всегда сможет простить любые поступки.

5. «В человеке должно быть всё прекрасно»: как в душе, так и снаружи.

Андрей С.

Красота не главное

1. «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес)

2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота не самое главное в жизни, главное – доброта и милосердие.

3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что всё-таки мальчик-звезда нашёл маму и стал помогать другим людям, что в его царстве жило добро.

4. Я согласна с писателем в том, что мама – самый важный человек в жизни, которого нужно любить и уважать.

5. "В человеке должно быть всё прекрасно": душа, внешность.

Даша Ш.

Чудо

1. «Не всё то золото, что блестит».

2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота - это не главное.

3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что злой мальчик стал добрым правителем.

4. Я согласна с писателем в том, что мама – это самый дорогой человек.

5. «В человеке должно быть всё прекрасно: душа, воля, ум.

Маша В.)

VI. Рефлексия.

- О чём сегодня на мастерской вы задумались?

- Что было интересно?

- Что было сложно?

- За что вы могли бы сказать спасибо своим одноклассникам?

- Ваше пожелание себе? Одноклассникам? Учителю?

(выполняется на звёздах→вручается соседу по парте, учителю, другу- по желанию.)

VII. Домашнее задание.

- Прочитайте предложенные стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Подготовьте их выразительное чтение (можно наизусть). Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, строки в этих стихотворениях.

 

Дидактический материал к мастерской

Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось (используйте цитаты из текста).

План

Части

Внешний вид мальчика-звезды

Поступки мальчика-звезды

Отношение к мальчику-звезде людей

Черты характера мальчика-звезды

1. Появление мальчика – звезды.

«Становился всё красивее и красивее»; «лицо было белое и нежное»; «золотые кудри»; «губы- как лепестки алой розы»; «глаза – как фиалки»; «был строен».

«На всех смотрел сверху вниз»; «помыкал детьми»; «швырял камни в нищих»; «слепых высмеивал»; «себя любил»; «проткнул глаза кроту»; «прогнал мать».

«Бранили его»; «слушались его»; «повиновались».

Себялюбивый, гордый, жестокий; не был сострадателен к бедным.

2. Поиски матери.

«Стал похож на жабу»; «тело покрылось чешуёй».

«Три года бродил по свету»; «спас зайчонка»; «сжалился над нищим».

«Ни одна душа не сжалилась над ним»; «как ты поступил со мной, так и я поступлю».

Терпеливый, покорный, милосердный, сострадательный.

3. Обретение семьи.

«Красота вернулась к нему»; «в глазах заметил что-то новое».

Просит прощения; «стал править городом»; отблагодарил приёмных родителей; «учил добру».

Преклоняются перед ним.

Совестливый, справедливый, милосердный.

2. Афоризмы и пословицы о красоте.

Не всё то золото, что блестит.

Молодец красив, да на душу крив.

Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Красота до вечера, а доброта навек.

«Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес)

«При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства». (И. Шевелев)

«Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительны». (Л. Н, Толстой)

«Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп)

3. «Пишем вместе!»

?

1.

2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота - ...

3. Для меня главным чудом в сказке стало …

4. Я согласен (согласна) с писателем в том, что мама - …

5. «В человеке должно быть всё красиво: …

 

 

Литература:

Булгакова Е. Урок- размышление. «А что есть красота?» (по сказке О. Уайльда «Мальчик – звезда»), 5 класс // http://festival.1september.ru.

Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод пособие. – СПб.: «Паритете», 2003.

Ерёмина Т. Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерские как часть системы изучения литературы в 10-11 классах. – СПб.: Корифей, 2000.

Ковальчук О. Высший суд – суд совести. Урок по сказке О. Уайльда «Мальчик- звезда».// http:// lit.1september.ru.

Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно - практической конференции 30 ноября – 1 декабря 2001 года. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.

Уайльд О. Сказки и рассказы: Пер с англ. – М.: Худож. лит., 1993.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.