Мастерская построения новых знаний и ценностных ориентаций в 5–6 классах по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»
МАСТЕРСКАЯ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»
(мастерская построения новых знаний и ценностных ориентаций)
Какого человека мы называем красивым?
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
2. Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки.
3. Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
4. Обогащать представление ребят о композиции, о художественной детали.
Ход мастерской.
I. Деление на группы |
- Выберите звезду того цвета, который наиболее соответствует вашему настроению, ощущению на данный момент. - Объединитесь в группы по цветам. - Объясните свой выбор того или иного цвета. - Сегодня все результаты труда будут групповыми. Чтобы процесс был успешным, придумайте главное правило вашей совместной работы, запишите его, вывесите на доску. (Из записей учащихся: «Уметь слушать друг друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому», «Дружно работать») |
II. Индуктор.
|
- Чудо. Что это такое? Где мы встречаемся с чудесами? («Чудо – это что-то необычное; то, чего в жизни не бывае; это сказка; волшебство…») |
III. Работа с текстом сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда» (прочитана заранее дома – предварительное домашнее задание). |
Сегодня мы будем изучать сказку английского писателя О. Уайльда «Мальчик – звезда». В ней тоже есть чудо. Какое чудо произошло в этой сказке? Подготовьте презентацию от группы вашей версии того, какое чудо произошло в сказке. (Из вариантов, предложенных ребятами: «Из тирана мальчик – звезда стал милосердным», «Ледяное сердце мальчика-звезды растаяло», «Проделав долгий путь, мальчик-звезда стал добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду обезобразило, а добро сделало красивым»). Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось. (Вариант выполнения работы см. ниже.) |
IV. Работа с афоризмами и пословицами. |
- Прочитайте афоризмы и пословицы. Что их объединяет? Выберите каждый в группе тот, который кажется вам самым интересным и отражает идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте его каждый для себя. |
V. Составление своего текста (приём «пишем вместе»). |
1. Наклейте понравившееся высказывание на листок. Это будет ваше первое предложение будущего текста – отклика на сказку. 2. Допишите предложения. 3. Придумайте к полученному тексту заголовок. 4. Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его. (Из записей пятиклассников: Всё возможно изменить! 1. «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп) 2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота должна быть духовная. 3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что из тирана мальчик – звезда превратился в сострадательного правителя. 4. Я согласен с писателем в том, что мама всегда сможет простить любые поступки. 5. «В человеке должно быть всё прекрасно»: как в душе, так и снаружи. Андрей С. Красота не главное 1. «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес) 2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота не самое главное в жизни, главное – доброта и милосердие. 3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что всё-таки мальчик-звезда нашёл маму и стал помогать другим людям, что в его царстве жило добро. 4. Я согласна с писателем в том, что мама – самый важный человек в жизни, которого нужно любить и уважать. 5. "В человеке должно быть всё прекрасно": душа, внешность. Даша Ш. Чудо 1. «Не всё то золото, что блестит». 2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота - это не главное. 3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что злой мальчик стал добрым правителем. 4. Я согласна с писателем в том, что мама – это самый дорогой человек. 5. «В человеке должно быть всё прекрасно: душа, воля, ум. Маша В.) |
VI. Рефлексия. |
- О чём сегодня на мастерской вы задумались? - Что было интересно? - Что было сложно? - За что вы могли бы сказать спасибо своим одноклассникам? - Ваше пожелание себе? Одноклассникам? Учителю? (выполняется на звёздах→вручается соседу по парте, учителю, другу- по желанию.) |
VII. Домашнее задание. |
- Прочитайте предложенные стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Подготовьте их выразительное чтение (можно наизусть). Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, строки в этих стихотворениях. |
Дидактический материал к мастерской
Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось (используйте цитаты из текста).
План Части |
Внешний вид мальчика-звезды |
Поступки мальчика-звезды |
Отношение к мальчику-звезде людей |
Черты характера мальчика-звезды |
1. Появление мальчика – звезды. |
«Становился всё красивее и красивее»; «лицо было белое и нежное»; «золотые кудри»; «губы- как лепестки алой розы»; «глаза – как фиалки»; «был строен». |
«На всех смотрел сверху вниз»; «помыкал детьми»; «швырял камни в нищих»; «слепых высмеивал»; «себя любил»; «проткнул глаза кроту»; «прогнал мать». |
«Бранили его»; «слушались его»; «повиновались». |
Себялюбивый, гордый, жестокий; не был сострадателен к бедным. |
2. Поиски матери. |
«Стал похож на жабу»; «тело покрылось чешуёй». |
«Три года бродил по свету»; «спас зайчонка»; «сжалился над нищим». |
«Ни одна душа не сжалилась над ним»; «как ты поступил со мной, так и я поступлю». |
Терпеливый, покорный, милосердный, сострадательный. |
3. Обретение семьи. |
«Красота вернулась к нему»; «в глазах заметил что-то новое». |
Просит прощения; «стал править городом»; отблагодарил приёмных родителей; «учил добру». |
Преклоняются перед ним. |
Совестливый, справедливый, милосердный. |
2. Афоризмы и пословицы о красоте.
Не всё то золото, что блестит.
Молодец красив, да на душу крив.
Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Красота до вечера, а доброта навек.
«Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес)
«При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства». (И. Шевелев)
«Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительны». (Л. Н, Толстой)
«Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп)
3. «Пишем вместе!»
?
1.
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота - ...
3. Для меня главным чудом в сказке стало …
4. Я согласен (согласна) с писателем в том, что мама - …
5. «В человеке должно быть всё красиво: …
Литература:
Булгакова Е. Урок- размышление. «А что есть красота?» (по сказке О. Уайльда «Мальчик – звезда»), 5 класс // http://festival.1september.ru.
Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод пособие. – СПб.: «Паритете», 2003.
Ерёмина Т. Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерские как часть системы изучения литературы в 10-11 классах. – СПб.: Корифей, 2000.
Ковальчук О. Высший суд – суд совести. Урок по сказке О. Уайльда «Мальчик- звезда».// http:// lit.1september.ru.
Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно - практической конференции 30 ноября – 1 декабря 2001 года. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
Уайльд О. Сказки и рассказы: Пер с англ. – М.: Худож. лит., 1993.