12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хачатрян Ирина Авагимовна19
0

Статья «Метаанализ формирования ценностных ориентаций личности в гендерном и этнокультурном аспектах»

Метаанализ формирования ценностных ориентаций личности в гендерном и этнокультурном аспектах

И.А. Хачатрян

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

кафедра социальной психологии

 

Аннотация

В настоящей статье рассмотрена проблема формирования ценностных ориентаций личности в гендерном и этнокультурном аспектах. В работе был проведен метаанализ ценностей, предпочитаемых женщинами и мужчинами, раскрыты этнокультурные особенности ценностных ориентаций. В ходе метаанализа мы обобщили результаты эмпирических исследований на примере разных этнических групп, свидетельствующие о том, что на ценностную сферу человека оказывают влияние ряд факторов: этнокультурная среда, гендерная принадлежность, социальный статус. В статье рассматривалась динамика ценностных ориентаций в условиях модернизации общества.

Ключевые слова: метаанализ ценностей, ценностные ориентации, гендерные особенности, этнокультурное пространство, модернизация общества

 

Введение

Изучение ценностных ориентаций является важным, поскольку они отражают не только отношение личности к некоторым аспектам социальной системы, но также выполняют регулятивную роль в поведении. Составляющие систему ценностей цели жизнедеятельности и средства их достижения направляют потребности и интересы человека и, главным образом, обусловливают мотивацию его действий и поступков. Каждый стремится выработать в себе такие жизненные ориентиры, которые позволили бы найти ему свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться.

В рамках психологического направления существует множество подходов к определению феномена «ценностных ориентаций». Они выступают и как образования мотивационно-потребностной сферы, и регулятором социального поведения людей. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека [17, 18.], определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют особенности ее поведения [28.]. Или, иначе говоря, ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию социальной действительности и поведения субъекта в социальной среде [7.].

В своей работе мы будем опираться на определение Воронина А.С., который дает следующее толкование данному понятию: «Ценностные ориентации рассматриваются как «важнейшие элементы структуры личности», закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного индивида он незначимого, несущественного [13.]. По мнению В.А. Ядова включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в которой формировалась социальная индивидуальность [60.].

Наибольший интерес у нас вызвало исследование этой темы в гендерном и этнокультурном аспектах.

На протяжении последнего столетия сама жизнь сдвинула прежде привычные представления о мужественности и женственности. Сегодня мужчина и женщина иначе смотрят на вещи: далеко не всегда она остается хранительницей домашнего очага, он защитником и добытчиком. Половое разделение потеряло жесткость, иначе стали рассматриваться взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве. Очень многие социальные роли и занятия разделяются на «мужские» и «женские». Некоторая неопределенность ролевых ожиданий вызывает у многих людей психологический дискомфорт и тревогу. Фактически же происходит ломка традиционной системы половых ролей. То же самое происходит и с ценностями.

Аналогичные изменения в ценностной сфере наблюдаются и на этническом уровне. Общеизвестно, что этнические ценностные ориентации образуют тот фундаментальный уровень, который предопределяет мотивы и отношения какого-либо народа к реалиям внешнего мира и собственного бытия, обусловливает его поведение в социальном мире и в межэтническом взаимодействии. Поэтому они представляют собой чрезвычайную важность, вырабатываемые каждым народом в соответствии с географическими, климатическими, историческими и иными условиями в процессе своего становления и развития [29.]. Ценности адаптируются для данной общности людей столетиями, а может и тысячелетиями, сохраняя при всех обстоятельствах жизни общества некие специфически национальные черты. По мнению Яницкого М.С., анализ индивидуальных ценностей вне социального контекста невозможен: «индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений социокультурного окружения» [61.].

Целью нашего исследования явилось выявление основных факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций личности.

В работе намечалось выполнение следующего спектра задач:

проведение метаанализа ценностей, предпочитаемых женщинами и мужчинами;

рассмотрение этнокультурных особенностей формирования ценностных ориентаций (на примере ценностей разных стран);

обобщение результатов эмпирических исследований на примере разных этнических групп, свидетельствующие о том, что на ценностную сферу личности оказывают влияние ряд факторов: этнокультурная среда, гендерная принадлежность;

выявление динамики ценностных ориентаций личности в условиях модернизации общества.

В соответствии с целью и задачами исследования нами была выдвинута следующая теоретическая гипотеза: гендерная принадлежность и этнокультурное пространство являются одним из основных факторов, определяющих формирование ценностных ориентаций личности, которые динамичны и изменяются в результате модернизации общества.

Предмет исследования: различия в ценностной структуре в группах с разным половым и этническим составом.

 

Исследование ценностных ориентаций в гендерном аспекте

Для осуществления исследовательской цели мы решили воспользоваться данными, полученными в статьях по гендерной тематике, опубликованных в журналах «Социологические исследования», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» за последние тринадцать лет. Тематика статей, представленных в журналах, в целом находится в предметном поле гендерной психологии: опубликованные статьи посвящены психологии гендерных различий, вопросам формирования гендерной идентичности, гендерной социализации личности [1, 5, 15, 27, 35, 37, 44, 45, 50, 53.].

Самой популярной среди проанализированных материалов оказалась тема гендерных особенностей формирования ценностных ориентаций. Преимущественно это результаты эмпирических исследований, выявляющих различия между представителями разного пола по весьма обширному перечню психологических характеристик (что отражается в названиях статей: «Ценностные ориентации работающих женщин и использование рабочего времени», «Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи», «Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы», «Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора», «Ценностные ориентации: социально-психологические и гендерные аспекты» и т.д.

Для достижения высокой результативности нашего анализа в исследовании включались работы, в которых принимали участие респонденты, отличающиеся не только по половому признаку, но и по основному роду занятий (работающие, учащиеся, безработные), по возрастному составу.

Для сбора эмпирических данных о разделяемых мужчинами и женщинами ценностях в рассмотренных нами статьях использовались следующие техники измерения: опросники с готовым списком ценностей; опросники, предполагающие полноту представления всех аспектов какой-либо группы или блока ценностей; опросники для подробного анализа базовых ценностей; опросники, нацеленные на выявление логической связи ценностей и других конструктов испытуемого. Обобщив результаты этих исследований, в своей работе мы решили воспользоваться наиболее популярной методикой изучения ценностных ориентаций личности: М. Рокича. Данная методика была использована в большинстве статьей, что позволило нам сопоставить данные и сделать выводы относительно своей исследовательской цели.

Проведенный нами метаанализ гендерных особенностей формирования ценностных ориентаций позволил сделать следующие выводы: несмотря на общее сходство, полученный профиль приоритетов ценностей у мужчин во многом отличен от ценностных предпочтений женщин. Ранговая последовательность терминальных ценностей мужчин и женщин указывает на наличие достоверных различий в гендерных особенностях формирования ценностных ориентаций.

Рассматривая терминальные ценности мужчин, можно отметить, что в число приоритетных они включают «интересную работу», «здоровье», «любовь», «развитие». Это можно объяснить тем, что мужчины более, чем женщины, ориентированы на достижения, основное значение они придают выбору деятельности, чем построению семьи. Зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом (ценность «жизненная мудрость») также оказалась наиболее яркой чертой мужчин, что может говорить о наличии у них выраженного чувства ответственности за себя и свою семью. В отличие от женщин, мужчины отдают меньшее предпочтение ценности «материально обеспеченная жизнь», считая, что наличие у них таких ценностей, как «уверенность в себе», «творчество» и «свобода» позволят им достаточно легко добиться материального благополучия. Менее выражены у мужчин такие ценности, как «познание» и «продуктивная жизнь». Мы можем предположить, что возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие не приоритетны для мужчины, так как большинство из них предпочитают конкретную предметную деятельность, чем максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей в интеллектуальном плане. Типично «мужской» ценностью является «развлечения». Это вполне обоснованно, так как мужчины часто жалуются на отсутствие у них личного пространства, ограничение их свободы со стороны женщин.

Для женщин в число приоритетных входят такие ценности, как «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь» и «любовь». Выбор женщинами в число важных ценностей «счастливой семейной жизни» и «любви» не случаен. Их внимание акцентировано на психологической, интимно-личностной стороне взаимоотношений. Женскому пониманию, в отличие от мужского, присуща диалогичность, которая реализуется в категориях Я и Он. Однако, учитывая рост экономической и политической нестабильности, большинство женщин в число приоритетных предпочитают выделять такую ценность, как «материально обеспеченная жизнь». Возрастающая привлекательность материальных ценностей требует от женщины наличия сильных личностных качеств: зрелости в суждениях и здравого смысла, внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий, сомнений. Это доказывает выбор ими ценностей самоутверждения («жизненная мудрость», «уверенность в себе»). Не менее важным женщины считают ценности саморазвития, поэтому останавливают свой выбор на ценностях «познания», «развития» и «продуктивной жизни». Эти ценности актуальны в настоящее время, когда модернизация требует от человечества постоянных затрат интеллектуальных ресурсов, саморазвития и самосовершенствования для достижения высокого положения в общества и материального достатка. Эстетические ценности («красота природы и искусства») и ценности гедонизма («развлечения») не являются приоритетными для женщин.

Выраженные различия в ценностной сфере мужчин и женщин, еще не показатель того, что это абсолютно разные «полюса». В выборе ими некоторых терминальных ценностей наблюдается достаточно большое сходство. Остановимся на них более подробно. Такая ценность, как «активная деятельная жизнь» заняла одинаковое ранговое положение и в группе мужчин, и в группе женщин (3 ранг). Эта ценность входит в одну из приоритетных и является важным фактором для собственного саморазвития и самосовершенствования, уверенности в своих возможностях в обеих группах. Совпадение наблюдается и в выборе таких ценностей, как «наличие хороших и верных друзей» и «общественное призвание». Это не случайно. Ценность общительности человека, то есть его способности к общению, взаимодействию с другими людьми, составляет важнейшую предпосылку, условие возникновения и развития культуры и общества в целом. Именно эти ценности входят в одну из идентичностей человека. Одобрение и уважение друзей, товарищей, коллег помогает формированию адекватной самооценки, повышает эффективность в совместной деятельности. В обеих группах наблюдается тенденция предпочтения ценностей личной организации жизни и свободного времени. Этим и объясняется столь низкая значимость эстетических («красота природы и искусства») и альтруистических ценностей («счастье других»).

С ранговыми позициями терминальных ценностей можно более подробно ознакомиться, изучив таблицу 1.

 

 

 

 

Ценностные ориентации мужчин и женщин

Таблица 1

Список А (терминальные ценности)

 

Список ценностей

Мужчины

Женщины

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

3

3

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

7

6

Здоровье

2

1

Интересная работа

1

9

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

18

17

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

4

5

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

10

2

Наличие хороших и верных друзей

8

7

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9

8

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

14

12

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

15

13

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

5

14

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

16

18

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

12

16

Счастливая семейная жизнь

6

4

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

17

11

Творчество (возможность творческой деятельности)

13

15

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

11

10

 

Анализ полученных эмпирических данных позволил выявить иерархию инструментальных ценностей испытуемых. Для мужской части выборки самой значимой оказалась такая ценность как эффективность в делах. Это объясняется тем, что главной сферой их самореализации является работа, которой они посвящают значительное количество своего времени. Высокая значимость ценности эффективности в делах предполагает развитие таких качеств, как честность и ответственность. Респонденты, останавливая свой выбор на таких ценностях, видимо считали, что обладая такими характеристиками, возможен карьерный рост и продвижение по служебной лестнице. С возрастанием индивидуалистических тенденций поведения образованность, широта взглядов, рационализм для мужчин приобретают весомое значение. Это может свидетельствовать с одной стороны о том, что образованный человек упорный, настойчивый и энергичный, что помогает ему добиваться успехов в работе. С другой, можно предположить, что такому человеку важно быть «над людьми». Для этого ему нужно обладать знаниями, иметь активное мышление, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. Так как основную часть времени большинство мужчин посвящают работе и самореализации, то для них воспитанность и исполнительность – тот арсенал качеств хорошего работника, которые способствуют успешному развитию. Не менее приоритетными личностными качествами для мужчин являются твердая воля и самоконтроль. Мало значимыми ценностями для мужчин являются жизнерадостность и чуткость. Это можно легко объяснить, так как в отношении мужчин действует норма эмоциональной твердости, которая подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым и испытывать мало чувств [6.]. От мужчин редко ждут эмоциональной поддержки, признания и понимания чувств. Подобные реакции могут отсутствовать в поведенческом репертуаре мужчин из-за социализации, которая поощряет соревнование, автономию, достижения и контролирование эмоций среди мужчин. Общество настойчиво рекламирует образ «крутого» мужчины - твердого, эмоционально неэкспрессивного, не имеющего привязанностей, самоуверенного. В результате выражение нежных чувств, чуткости и заботливости субъективно воспринимается мужчиной как нарушение гендерной роли и, следовательно, его стараются избегать. Навязанный образ гендерных ролей может объяснить и группу отвергаемых инструментальных ценностей мужчин, в которую входят такие ценности как непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, аккуратность.

В женской части выборки среди инструментальных ценностей лидируют такие качества как воспитанность, эффективность в делах, исполнительность. Данные результаты выборки во многом совпадают с ценностями мужчин. И это связано с тем, что сферы самореализации и сферы распределения ответственности мужчин и женщин в последнее время стали совпадать. Женщина сейчас активно вовлечена в трудовой процесс, семейные ценности отходят на второй план, и, следовательно, для успешного карьерного роста она должна быть исполнительной, ответственной, образованной. Женщины, традиционно являющиеся носительницами коммуникативного и эмоционального начала, выделяют ценности общения: честность, воспитанность. Женщины, в отличие от мужчин, склонны к сдерживанию и предотвращению действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Поэтому они предпочитают такие качества, как терпимость, самоконтроль. В современную эпоху индустриализации женщине необходимо имеет твердую волю, развивать смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов. Однако данные качества не входят в группу приоритетных ценностей. Совпадения с мужской выборкой наблюдаются и в отвержении ценности непримиримости к недостаткам в себе и других.

Несмотря на разнобой в полученных данных, можно выделить некоторые половые различия в ценностях, встречающиеся в большинстве исследований. Для мужчин главными ценностями являются интересная работа, здоровье, активная деятельная жизнь; для женщин - здоровье, материальная обеспеченность, активная деятельная жизнь. Приоритетными ценностями как для мужчин, так и для женщин, являются здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь, активная деятельная жизнь, эффективность в делах, образованность, ответственность.

С ранговыми позициями терминальных ценностей можно более подробно ознакомиться, изучив таблицу 2.

 

Таблица 2

Список В (инструментальные ценности)

 

Список ценностей

Мужчины

Женщины

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

16

8

Воспитанность (хорошие манеры)

7

1

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

17

18

Жизнерадостность (чувство юмора)

14

9

Исполнительность (дисциплинированность)

9

3

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

13

12

Непримиримость к недостаткам в себе и других

18

17

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

4

5

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

3

4

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

6

13

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

10

6

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

12

15

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

8

10

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

11

14

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

5

11

Честность (правдивость, искренность)

2

7

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

1

2

Чуткость (заботливость)

15

16

 

Дынные были получены и обобщены на основе анализа результатов, полученных в следующих статьях [1, 3, 5, 10, 15, 22, 26, 27, 32, 34, 35, 37, 41, 44, 45, 50, 52, 53.].

 

Исследование ценностных ориентаций в этнокультурном аспекте

Характер влияния этнических ценностей на личность оценивается исследователями однозначно. Высказываются мнения, что сформированность ценностной сферы в этнокультурном пространстве обеспечивает большую возможность взаимодействия с представителями других этнических общностей, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует и развивает этническую осведомленность и навыки межкультурного взаимодействия. При этом подчеркивается, что опыт межэтнического взаимодействия обусловливает интерес и к собственной этничности, что способствует более раннему формированию этнической идентичности в целом [29.].

Интерес к феномену этнических ценностей определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современные этносы стремительно преображают окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи сформированность этнических ценностей оценивается как фактор социального развития. Исследования в этой сфере все чаще доказывают, что именно этнокультурные признаки конкретного общества накладывают отпечаток на социально-историческую динамику.

В данной главе мы проведем метаанализ ценностей в этнокультурном аспекте, рассмотрим взаимосвязь уровня модернизации со структурой ценностей. Для осуществления нашей исследовательской цели мы используем результаты эмпирических данных, полученных в следующих статьях [8, 16, 24, 30, 31, 34, 36, 51, 52, 54, 56, 57, 59.]. Следует отметить, что количество и состав респондентов, участвующих в нашем анализе, позволяет сделать только предварительные выводы о сходстве и различии ценностей. Для более широких обобщений необходимо исследование с использованием выборки, большей по численности и более дифференцированной по социальным группам. Ценностно-мотивационная структура изучалась с помощью Опросника структуры ценностей Шварца [63.]. Анализ данных, полученных в рассматриваемых нами статьях, позволил обобщить результаты кросс-культурных исследований ценностей в разных странах и обнаружить следующие сходства и различия.

Как видим, к числу наиболее значимых ценностей относится доброта (у России и Украины она занимает 3-ю ранговую позицию, у Польши – 2-ю, а США, Англия и Швеция ставят эту ценность на 1-е место). Сходства между странами Украиной, Польшей, Англией и Швецией наблюдаются и в выборе такой ценности, как достижения. Данная ценность является менее приоритетной для перечисленных стран и занимает соответственно 8-е, 7-е, 8-е, 9-е места. Однако, для США эта ценность входит в группу наиболее предпочитаемую и занимает 3-ю ранговую позицию. Не менее важной достижения считают и россияне. По шкале гедонизма наблюдается весьма широкий диапазон мнений. В США эта ценность более предпочтительна (3-й ранг), в Швеции она занимает 4-ю ранговую позицию, в России – 5-ю. Менее предпочтительной ценность гедонизма считается на Украине (9-й ранг) и в Польше (10-й ранг). Ценность самостоятельности входит в группу важных в таких странах, как Россия (1-й ранг) и Швеция (3-й ранг). Относительно единодушными при выборе данной ценности были в США и в Англии (4-й ранг), на Украине и в Польше она занимает 6-е место. Несмотря на различие в ранговых местах проявляется сходство в общей значимости такой ценности, как конформность. В Польше она занимает 4-ю ранговую позицию, в США и на Украине – 5-ю, в России и в Англии – 6-ю, менее значимой конформность является для Швеции (7-й ранг). Безопасность является одной из значимой ценностью на Украине и в Польше (1-е место), в России (2-е место), в Англии (3-е место). Менее предпочтительна эта ценность в США и в Швеции (6-е место). Универсализму отдают предпочтение Украина, Англия и Швеция (2-й ранг), в Польше она занимает 3-ю позицию, менее предпочтительна данная ценность в России и в США – 7-й ранг. К числу наименее значимых (8–10-е места в ранговой структуре) для всех стран относятся такие ценности, как власть и стимуляция. Исключением является Украина, которая отдает власти большое значение (7-й ранг). По шкале традиции также наблюдается достаточно большое сходство практически во всех странах (занимает 4-5-е места), только в России и США данная ценность имеет отрицательную значимость.

Как видим, результаты проведенного исследования показали, что ранговые структуры ценностей в различных странах имеют большое сходство друг с другом. Однако обнаружились и заметные различия в относительной значимости отдельных ценностей.

Кросскультурный анализ ценностей в разных странах представлен в таблице 3.

 

Таблица 3

Кросскультурный анализ ценностей в разных странах

 

 

Ценности

 

Средний ранг значимости

 

Россия

США

Украина

Польша

Англия

Швеция

Доброта

3

1

3

2

1

1

Достижения

4

2

8

7

8

9

Гедонизм

5

3

9

10

7

4

Самостоятельность

1

4

6

6

4

3

Конформность

6

5

5

4

6

7

Безопасность

2

6

1

1

3

6

Универсализм

7

7

2

3

2

2

Стимуляция

8

8

10

9

9

8

Традиции

10

9

4

5

5

5

Власть

9

10

7

8

10

10

 

Исходя из нашей исследовательской гипотезы, что этнокультурное пространство является одним из основных факторов, определяющих формирование ценностных ориентаций личности, которые динамичны и изменяются в результате модернизации общества, нам необходимо остановиться на понятии феномена «модернизация», определить ее влияние на ценностную структуру личности. Для этого, мы обобщили результаты кросс-культурного исследования и на его основе разделили группы в соответствии с уровнем модернизированности на «современный» и «традиционный» тип культур. Обнаружено, что в процессе модернизации социокультурной системы изменяются, прежде всего, ценности. Прежде чем приступить к сравнительному анализу ценностных ориентаций в современных и традиционных этнических группах, обозначим определение модернизации культуры, предложенную Инкелесом и Смитом. Под модернизацией культуры они понимали систему институциональных изменений в культуре, удовлетворяющих ряду критериев [62.]:

В традиционных обществах люди включены в докапиталистические экономические отношения; тип производства ориентирован на ручной труд и природные материалы; преобладают авторитарные и олигархические формы правления; юридические отношения регулируются одним правом; низок уровень грамотности и образования вообще; внутрисемейные социальные связи являются ведущими; социальный статус определяется в соответствии с происхождением человека; преобладает жесткая религиозная система ценностей; личность характеризуется высокой потребностью к аффилиации.

В модернизированных обществах индустриальное развитие приводит к тому, что большинство населения включается в машинное производство, технологии и производство базируются на современном научном знании, демократический политический режим сменяет авторитарный; юридические отношения регулируются универсалистской системой законов; повышается уровень грамотности и формального образования; внесемейные социальные связи приобретают большую значимость, чем внутрисемейные; социальный статус достигается и поддерживается благодаря личным усилиям; наука занимает место религиозной веры; наиболее значимыми личностными характеристиками становятся стремление к достижению успеха и внутренний локус контроля.

 

Таблица 4

Ранговая последовательность ценностных ориентаций в различных этнических группах

 

Ценности

Этническая группа

Современного типа

 

Традиционного типа

 

Конформность

9

7

Саморегуляция

1

1

Достижение

5

3

Традиционализм

10

10

Универсализм

3

5

Стимуляция

6

8

Безопасность

4

2

Благожелательность

2

4

Власть

8

9

Гедонизм

7

6

 

Метаанализ этнокультурных ценностей показал, что в этнических группах современного и традиционного типов существуют различия в структурах ценностей. В культурах традиционного типа более выражены ценности традиционализма и конформности. Данные ценности отражают стремление к стабильности за счет добровольного самоограничения. Они способствуют сохранению традиционных культур, а также этнической и культурной идентичности их представителей. Для представителей культур современного типа выше значимость ценностей саморегуляции, универсализма, стимуляции и благожелательности, которые в соответствии с концепцией С. Шварца и В. Билски [54.] входят в два блока – самоопределение-самовозвышение и сохранение-открытость изменениям. Данные авторы предложили следующую типологию противоречий между ценностями:

Ценности сохранения (Безопасность, Конформность, Традиционализм) противостоят ценностям изменения (Стимуляция, Саморегуляция).

Ценности самоопределения – отказа от собственных интересов в пользу других людей (Универсализм, Благожелательность) - противостоят ценностям самовозвышения, акцентирующим собственные интересы (Власть, Достижение, Гедонизм).

Данные, полученные в статьях позволили выявить отрицательную взаимосвязь модернизации со структурой ценностей в культуре современного типа. В традиционных культурах модернизационные процессы будут либо способствовать отказу от этих ценностей, либо вступать с ними в конфликт. Таким образом, модернизированность культуры будет приводить не только к изменениям в структуре ценностей ее представителей, но и отразится на их психологическом благополучии. Эта связь будет носить различный характер в культурах традиционного и современного типов. В условиях модернизационных изменений наиболее комфортно будут чувствовать себя те представители традиционных культур, которые ориентированы на ценность саморегуляции

 

 

Динамика ценностных ориентаций

Социальные и материальные условия жизни общества, его экономическое развитие выступают основой ценностных представлений в общественном сознании. Когда в обществе трансформируются социально-экономические условия, люди изменяют свои приоритеты в ценностных ориентациях, адаптируясь к новой социальной среде. На основе жизненного опыта личности, перестройки ее жизненных планов и взаимоотношений с окружающей социальной действительностью происходит переоценка человеком системы своих ценностей.

Преобладающая система ценностей характеризуется своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период: они различаются иерархией и структурой ценностей, «базовыми» ценностями, которые разделяются, одобряются, поддерживаются большинством живущих в них людей. Как отмечает Б.Ф. Ломов, в субъективных целях личности отражается объективное содержание социальных процессов [33.]. В условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, изменяются социальные представления, отношения, ожидания и идеалы, на которые личность и разные социальные группы начинают ориентироваться, по-другому их оценивают. Чем более динамичными, радикальными являются социально-экономические преобразования в обществе, тем сильнее изменяются ценностные ориентации личности, тем более противоречивым и менее прогнозируемым становится процесс их формирования [20.].

Для оценки динамики ценностных ориентаций в конкретные исторические периоды был использован метод поперечных «срезов», который базировался на тесте М. Рокича «Ценностные ориентации». На основе анализа результатов следующих статей [14, 19, 20, 21, 24, 25, 38, 39, 43, 47, 48, 58.] мы обобщили данные и охарактеризовали три основных среза, на которых отчетливее всего можно проследить динамику ценностных ориентаций. Первый срез был проведен после экономического дефолта, второй срез – в условиях относительной стабильности, третий срез – в период наметившегося экономического роста.

Проведенный нами метаанализ ценностных ориентаций в различные исторические периоды позволил согласиться с авторами работ, что ценностное сознание личности в период радикальных социально-экономических преобразований в обществе характеризовалось значительными изменениями.

Обобщенные результаты нашего исследования показали, что ценностное сознание личности в период радикальных экономических преобразований в обществе характеризовалось значительными изменениями: состоялся переход от ориентации на самоутверждение, личностный рост, достижение положительного социально-психологического самочувствия и альтруистические ценности к более выраженной направленности на ценности личной жизни, достижение делового успеха и высокого материального благосостояния. В новых социально-экономических условиях направленность личности на самоутверждение постепенно перестала входить в структуру более значимых жизненных приоритетов. Все менее значимой для респондентов становилась ценность независимости, которая переместилась с 6-й ранговой позиции на 8-ю (табл. 4). В условиях экономического роста достоверно снизилась в ряду жизненных целей и значимость активной жизни – с 9-го на 11-е место. В результате социально-экономических преобразований ценность жизнерадостности потеряла свою позицию и перешла с 10-го на 11-й ранг. В период социально-экономических изменений наблюдалось смещение общих акцентов в ценностных ориентациях от направленности на личностный рост и альтруистические ценности к направленности на прагматические ценности. Так, значимость мудрости с 10-го ранга спустилась на 9-й, чуткости снизилась с 18-го ранга на 17-й. Прагматические ценности, наоборот, вошли в структуру наиболее приоритетных ценностных ориентаций. Ценность эффективности в делах поднялась с 7-й позиции на 10-ю. Ценность смелости в отстаивании взглядов переместилась с 11-10-й-го ранга на 7-й. Большую значимость для респондентов приобрело достижение высокого уровня материального благосостояния: терминальная ценность богатства переместилась с 13-го на 10-й ранг. Все более значимой для личности оставались ценности здоровья, семьи, любви.

Условия острого экономического кризиса сопровождаются замещением характерной для стабильного общества направленности на этические ценности ориентацией на прагматические. Так, в иерархии инструментальных ценностей опрошенных твердая воля перемещается со 2-го на 3-й ранг, предприимчивость – с 3-го на 5-е место, эффективность в делах с 7-го резко поднимается на 10-е место, рационализм – с 13-го на 16-е место, Возрастание значимости прагматических ценностей и снижение значимости этических ценностей, вероятно, объясняется тем, что необходимость выживания в сложнейших кризисных условиях нередко сопряжена с допущением нарушения этических норм. Но в условиях социально-экономической стабилизации и улучшения экономической ситуации отмечается возвращение к более выраженной ориентации личности на гуманистическое отношение к окружающему миру, другим людям.

Более детальное исследование ранговых позиций ценностных ориентаций в разные периоды социально-экономического развития представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Динамика ценностных ориентаций личности в разные периоды

 

Терминальные

ценности

Эк.

кризис

Эк.

стабильность

Эк.

рост

Инструментальные

ценности

Эк.

кризис

Эк.

стабильность

Эк.

рост

Здоровье

1

1

1

Образованность

1

1

1

Семья

2

2

2

Честность

4

2

2

Любовь

3

3

3

Твердая воля

2

3

3

Работа

5

4

6

Предприимчивость

3

4

5

Материальная

обеспеченность

4

5

5

Ответственность

5

5

4

Друзья

6

6

4

Независимость

 

6

8

8

Свобода

7

8

7

Терпимость

 

8

6

6

Уверенность

в себе

8

7

8

Самоконтроль

9

9

9

Мудрость

10

9

9

Эффективность

в делах

7

7

10

Активная

жизнь

9

10

11

Жизнерадостность

10

11

11

Творчество

11

14

13

Смелость в отстаивании взглядов

11

10

7

Познание

12

12

12

Богатство

12

12

13

Богатство

13

11

10

Воспитанность

14

13

12

Счастье других

15

13

14

Широта взглядов

15

14

14

Красота

14

15

15

Рационализм

13

15

16

Развлечения

16

17

16

Исполнительность

16

16

15

Собственность

17

16

17

Чуткость

17

18

17

Бессмертие

18

18

18

Непримиримость

к недостаткам в себе и других

18

17

18

 

Заключение

Гендерная принадлежность и этнокультурное пространство являются одним из основных факторов, определяющих формирование ценностных ориентаций личности.

Метаанализ гендерных особенностей формирования ценностных ориентаций позволил выделить некоторые половые различия в ценностях, встречающиеся в большинстве исследований. Для мужчин главными ценностями являются интересная работа, здоровье, активная деятельная жизнь; для женщин - здоровье, материальная обеспеченность, активная деятельная жизнь. Приоритетными ценностями как для мужчин, так и для женщин, являются здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь, активная деятельная жизнь, эффективность в делах, образованность, ответственность.

Ценностные ориентации динамичны и изменяются в результате модернизации общества. Обобщенные результаты кросс-культурного исследования ценностей в 6 странах (Россия, Украина, США, Польша, Англия, Швеция) позволили нам условно разделить данные этнические группы в соответствии с уровнем модернизированности на «современный» и «традиционный» тип культур.

Метаанализ этнокультурных ценностей показал, что в этнических группах современного и традиционного типов существуют различия в структурах ценностей. В культурах традиционного типа более выражены ценности традиционализма и конформности. Данные ценности отражают стремление к стабильности за счет добровольного самоограничения. Они способствуют сохранению традиционных культур, а также этнической и культурной идентичности их представителей. Для представителей культур современного типа выше значимость ценностей саморегуляции, универсализма, стимуляции и благожелательности.

Социальные и материальные условия жизни общества, его экономическое развитие выступают основой ценностных представлений в общественном сознании. В период социально-экономических изменений в обществе обнаружена общая динами возрастания значимости для личности прагматических цнностей (эффективности в делах, смелости в отстаивании взглядов), достижения делового успеха (работы, образованности, ответственности), высокого материального благосостояния (богатства) и личной жизни (семьи, любви). Менее значимой в результате экономических преобразований стала направленность на личностный рост (мудрость, самоконтроль), альтруистические ценности (счастье других, чуткость), самоутверждение (независимость, активную жизнь) и достижение положительного социально-психологического самочувствия (жизнерадостность, уверенность в себе).

 

Список литературы

Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.

Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.

Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал. -2008. - Т. 29. - № 6. - С. 48-55.

Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // СОЦИС. - 2004. - № 3. - С. 138-141.

Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // СОЦИС. - 2002. - № 11. - C. 26-35.

Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.

Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // СОЦИС. - 2004. - № 7. - С. 46-52.

Бурдачук Л.Ф., Алексеева М.И., Грац Я. Психологический анализ ценностных ориентаций молодежи // Вопросы психологии. - 1980. - № 3. - С. 171-173.

Василевский Ю.Л. Исследование ценностных ориентаций различных возрастных групп // Журнал прикладной психологии. – 1999. - № 3. – С. 51-70.

Владимирова Е.К. Исследования ценностных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 131-133.

Волочков А.А., Ермоленко Е.Т. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 2. - С. 17-33.

Воронин А.С.Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // СОЦИС. - 2002. - № 1. - С. 96-105.

Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект // СОЦИС. – 1999. - № 5. - С. 130-133.

Данилова А.Г. Возможности исследования ценностных ориентаций в исторических обществах // Вопросы психологии. – 2002. - № 3. – C. 52-67.

Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. – 1974. - № 5. – С. 67-76.

Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. - М., 1976. - С. 254-278.

Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 5. - С. 5-15.

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 35-44.

Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // СОЦИС. - 2012. - Т. 33. - № 1. - С. 30-39.

Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 41-51.

Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 241-255.

Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. – 2008. - № 2. – C.83-93.

Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // СОЦИС. - 2012. - № 6. - С. 121-126.

Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование рабочего времени // СОЦИС. - 2003. - № 3. - С. 74-81.

Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. – 2012. - № 1. - С. 83-92.

Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. Сборник науч. трудов. – М., 1983. – С. 254-277.

Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 313 с.

Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // СОЦИС. – 2010. - № 4. – С. 28-36.

Лебедева Н.М., Марковская О.В. Взаимосвязь социальных представлений русских и немцев с психологическими характеристиками культур (на примере ситуации гостеприимства) // Этническая и кросскультурная психология. – 2006. – Т. 27. - № 4. – С. 77-85.

Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // СОЦИС. - 2009. - № 12. - С. 69-77.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 73-80.

Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье // СОЦИС. - 2004. - № 9. - С. 85-90.

Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте //Общественные науки и современность. – 2010. - № 3. – С. 5-22.

Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 68-86.

Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 3. - С. 25-37.

Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // СОЦИС. - 2009. - № 6. - С. 95-99.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 134 с.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ) // СОЦИС. - 2001. - № 8. - С. 70-81.

Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // СОЦИС. - 2008. - № 2. - С. 83-90.

Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смысла // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - C. 103-118.

Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 49-60.

Разумникова О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 76-84.

Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 210.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // СОЦИС. - 2004. - № 8. - С. 88-94.

Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // СОЦИС. - 2001. - № 2. - С. 87-92.

Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // СОЦИС. - 2007. - № 4. - С. 37-43.

Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // СОЦИС. - 2003. - № 11. - С. 73-77.

Смирнов Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. – 2002. - № 1. – С. 166-183.

Снежкова И.А. Этнические аспекты гендерного социального неравенства // СОЦИС. - 2003. - № 1. - С. 67-72.

Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. – 2003. - № 6. – С. 60-69.

Татарко А.Н., Козлова М.А. Сравнительный анализ структуры ценностей и характеристик этнической идентичности в традиционных и современных культурах // Этническая и кросскультурная психология. – 2006. – Т. 27. - № 4. – С. 67-76.

Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты). // Мир психологии. – 1999. - № 3. – С. 80-90.

Фломина М.В. Особенности ценностных ориентаций разных возрастных групп в России и Азербайджане // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 71-81.

Хотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. - № 2. – С. 33-44.

Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 6. - С. 5-11.

Шлёдер Б., Дугина Е. Кросскультурное исследование ценностных индивидуальных и групповых ориентаций (на материале сравнения русских и немецких студентов) // Иностранная психология. – 2001. - № 14. – С. 83-92.

Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.: Наука, 1994. – 136 с.

Яницкий. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.-204 с.

Inkeles S.A., Smith .DH Becoming modern. – Cambridge, M.A.: Harvard University Press, 1974.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 58. - № 5. - P. 550-562.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.