Статья «Формирование экологических ценностных ориентаций в основной школе»
Формирование экологических ценностных ориентаций в основной школе
Экологическое воспитание является одним из самых важных и актуальных направлений в современном социуме. Это связано с усугублением проблем общемирового характера и недостаточностью знаний в исследуемом вопросе. Для учащихся основной школы особенно важно своевременное погружение в тему экологии и противостояния между человеком и природой, несущее угрозу всей цивилизации.
Упор на развитие экологических ценностных ориентаций отличает прогрессивное общество и закладывает основы будущей общемировой политики в области экологии. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды и применяемых мер изучаются школьниками преимущественно на внеурочных занятиях либо дополнительных курсах, однако этого недостаточно.
Выделение приоритетов в учебном процессе напрямую связано с ситуацией в мире, новой парадигмой и внедрением современных образовательных стандартов. У детей необходимо сформировать не только основные понятия в области экологии, но и достаточно высокий уровень нравственного самосознания. Для школы характерны такие ступени развития ценностных ориентаций:
Низкая: ребёнок в выборе линии поведения опирается преимущественно на мнение старших, не осознаёт последствия своего выбора, необходимости соблюдения норм морали и нравственности.
Средняя: ребёнок способен принимать во внимание принципы других людей, понимает необходимость нравственных качеств для человека, обладает критическим мышлением по отношению к окружающим,
Высокая: ребёнок имеет чёткое представление о нравственных ценностях социума и необходимости их соблюдения, собственные моральные ориентиры, мотивирует, контролирует и просчитывает последствия своих поступков, активно коммуницирует с окружающими.
Развитие ценностного самосознания является одним из важнейших этапов становления личности учащихся и важным шагом к формированию бережного отношения к природе и ответственности за её сохранение и приумножение богатств. На учителя возлагается важная и ответственная задача обеспечения необходимой информацией.
Можно выделить такие методы работы с учащимися:
- проектная деятельность
- дискуссии
- использование ИКТ на уроках и внеурочных занятиях
- политика сотрудничества.
Использование метода проектов позволяет задействовать системно-деятельностный подход, интегрировать различные области науки и ориентировано на достижение конкретного результата. Такая деятельность способствует лучшей проработке и усвоению информации. Ребята могут, например, проводить самостоятельные исследования природных объектов и явлений, делать выводы и участвовать в апробации результатов.
Дискуссии, обсуждения, круглые столы, конференции помогают педагогу формировать ценностное сознание учащихся, вовлекать в работу большое количество детей, научить их проявлять активность. Это один из самых плодотворных способов работы: учащиеся обсуждают проблемы экологии мира, страны, своего края, осваивают понятийный аппарат, готовят выступления и учатся слушать товарищей.
Без компьютера сложно представить современное обучение: подготовка презентации, проведение среза знаний, тестирование и написание сообщений – учащиеся и педагоги используют современные технологии постоянно. Это позволяет вводить разные виды работы, переключать внимание детей, погружаться в экологические вопросы и проблемы.
Совместная работа с детьми, обсуждение вопросов и принятие решений помогают создать на занятиях благоприятную атмосферу взаимного уважения. Дети учатся обращаться к своему жизненному опыту, совместно с учителем формируют систему экологических знаний и получают опыт работы с ней. Признание равных прав за каждым ребёнком делает детей уверенными в себе и раскрывает потенциал.
Кроме того, одним из важных факторов современного образования является личностно-ориентированное обучение. Это означает, что при разработке заданий педагогу необходимо учитывать интересы учащихся, имеющуюся базу знаний, а также уровень развития. При этом полезно проводить мониторинг качества усвоенной информации.
Работа по формированию у детей экологических ориентиров демонстрирует уровень этического самосознания современного человека, степень ответственности за будущее планеты и готовность к активным действиям по её сохранению. Отношение к природе, её ресурсам и богатствам – это отношение и ко всем окружающим людям, и к самому себе.