12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1036
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Учительские династии»










«МАТ – НЕ НАШ ФОРМАТ!»

(сценарий классного часа в 5-м классе)





Подготовил: Н.В.Вологин – классный руководитель

5-го класса


t1677484253aa.jpg


























Саратов, 2023 г.

Сценарий классного часа по теме: «Мат – не наш формат!»


I. Проведение игры в классном коллективе для создания атмосферы доверия и непринужденности "Поменяйтесь местами те, кто..."

- Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, никогда не выражался нецензурной бранью, пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом, у кого день рождение зимой, кто хотел бы продолжить учебу не в школе)".

II. Вступительное слово учителя:

- Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались, чтобы объявить войну сквернословию, как одной из самых вредных привычек человека. Скажите, что вы понимаете под этим словом «Сквернословие»?

- Верно, сквернословие, матерщина, нецензурная брань, речь, наполненная непристойными, непечатными выражениями порой захлестывает все вокруг, особенно в молодежной среде. В свое время философ Сократ сказал, что «речь, это показатель ума!» Слово было и остается загадкой. Речь человека отражает его сущность, его уровень развития, характер. Ребята скажите, наше первое впечатление о человеке создается каким образом…? То есть, мы видим, что и как говорит человек – уже создается о нем впечатление. Речь передает настроение и характер носителя языка.

- Учитель: У всех народов есть слова вежливости, которые выражают приветствие, у нас тоже есть такие слова…назовите пожалуйста такие слова.!

- Учитель: Верно, а в чем смысл приветствия, вы задумывались над этим?... Например приветствие «Здравствуйте», о чем оно говорит?

А выражение «С добрым утром» о чем говорит?...А в ответ мы что можем услышать: Какое оно доброе! Утро добрым не бывает! То есть мы уже сразу сами отталкиваем от себя пожелание добра. Поэтому жизнь у нас проходит в мрачных тонах и скучно.

Кто-нибудь задумывался из Вас, откуда у нас произошли эти слова? Например, слово «Спасибо»,. Если заглянуть в словарь Даля, то мы увидем такое написание «Спаси бо», то есть молитва. А что мы слышим в ответ: Пожалуйста…, не за что!


III. Основная часть:

- Учитель: В вашем возрасте довольно часто можно услышать сквернословие, нецензурную лексику, которая становится очень острой. Давайте вместе подумаем, для чего люди применяют непристойные выражения?...

На самом деле, сквернословие выражает скудность лексического запаса, когда у человека нет других слов.

Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.


ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА: «МАТ – ЭТО ЯД (АД)»


Ученик: Профессор, доктор филологических наук А. Олялин считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер.

Ученик: Были проведены исследования группы российских ученых, испробовавшие влияние нецензурной брани на воде, которая, как считает профессор Г. Чеурин, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом, после чего полили её семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаев из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносили молитвы, прорастали в 96 случаях.


Ученик: Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».


Учитель: Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению…

- ПО СЦЕНАРИЮ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ:

Слово представляю ребятам!


Звучат фанфары……………

1-й ученик: Дамы и господа, Юное поколение!

2-й ученик: Смотрите и слушайте 5-го класса выступление!


3-й ученик: Выступить наше время настало,

Ждёте вы с нетерпеньем начала

Девиз наш достоин внимания…

Вместе: «За чистоту своего сознания!»


4-й ученик: Вас приветствует «5-й класс»

НАШ ДЕВИЗ: ЖИЗНЬ БЕЗ МАТА - ЭТО СИЛА!

НУ А С НИМ НЕВЫНОСИМО!

5-й ученик: Если вам от семи до восемнадцати…

Если вы еще не умеете и хотите научиться …

Если вам ставят от двух до пяти …

6-й ученик: Откройте глаза! Откройте уши!

Откройте сердце! Откройте душу!

Не будьте безразличными!


ПЕСНЯ СО ЗЛЫМИ СЛОВАМИ: (участники сцены ведут себя антиобщественно, показывая плакаты:_НЕ…..ЯЙ, ДЕ…ИЛ, СВ…ОЧЬ, ПА….ИТ, …..) Все разрывают и топчат ногами!


7-й ученик: Кто сказал, что надо все попробовать?

Кто сказал, что надо все познать?...

Нужно выбрать верную дорогу,

Чтобы твердо по жизни шагать!


8-й ученик: Я представить буду рад,

Первый лозунг нашей школы.

Мат – совсем не наш формат…

Слово наш наставник верный.

Частушка

1-й ученик:

Пропоем мы вам частушки,

Может и страдания.

Пропоем мы вам «болтушку»

Выразим желания.

2-й ученик: Чтобы матом не ругаться

Стал я музыку включать

Что ж вы думаете, братцы

Пришлось и папе замолчать.

3-й ученик:

Мы в песочнице играли,

Шли ребята – старший класс.

Матом громко заорали,

Развалился замок в раз.


4-й ученик: А придет с работы папа

Да еще навеселе,

С мамой громко выясняют

Матом то, что на селе.

5-й ученик:

В телевизоре услышал

Интересных много слов

А когда во двор я вышел

Позабыл про свой улов.

6-й ученик:

В доме слышен мат с пеленок

Как без матов нам прожить?

Знает маты и ребенок

Решайте вместе, как нам быть!

Ведущий: На Востоке о плохом человеке говорят: "Ему мать не пела колыбельных песен".

7-й ученик: Мы обращаемся к вам, Здоровые и Добрые

8-й ученик: Радостные и Активные, Веселые и Симпатичные

1-й ученик: Творческие и Вежливые, Уважаемые и такие естественные!


Вместе: Всем хотим от души пожелать: «Речь родную не засорять!»

1 ученик

Слова бывают разные

То - дельные, то праздные.

То - честные, правдивые.

То - льстивые, фальшивые.

2 ученик

Есть слова - утешения

Есть слова – удушения

Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные.

3 ученик

Есть - чистые, алмазные,

А есть бесстыдно - грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие - душу вытравить,


4 ученик

Есть речь огнем горящая

Есть тлением смердящая.

Слова - высокой доблести

И самой низкой подлости…

5 ученик

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зернами.


Так сей же не иначе, как

Чистейшими, отборными.

6 ученик

Не злыми, не блудливыми,

А добрыми, правдивыми.

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности!


ВЕДУЩИЙ: Голос за кадром:

Любим в школе переменки, Можно просто отдохнуть,

Тихо постоять у стенки, И на ушко вдруг шепнуть

А ты выучил урок? И конспекты сделал в срок?


СЦЕНКА

Привет!

Хы-хым-хы!

Что ты сказал?

Хы-хым-хы!

Не можешь по-человечески ответить? Привет, говорю

Хы-хым-хы, хы

А , это ты на меня, наверное, за вчерашнее обиделся, за то, что я тебя дураком обозвала. Пожалуйста, могу извиниться

И хы-хым-хым

Ну и ладно, ну и уйду, если тебе так хочется. Подумаешь

Хы-хы

Что-то здесь все-таки не так, загадка какая-то, не может же человек так сразу взять и разучиться разговаривать? Просто сенсация. Может стоит еще разок попробовать. Ну давай, повторяй за мной, медленно : «При - вет». Не стесняйся у тебя обязательно получится

Хы-хым.

Вот же заладил. Может ты язык проглотил?

Тьфу, вот теперь нормально. Сама ты язык проглотила. В пятый раз повторяю, «Подожди…. Мне зуб вырвали. Надо было полчасика ватку за щекой подержать. Поняла? Эх ты –недотепа!».


Юноши: «Мат – не наш формат!».


ВЕДУЩИЙ: Голос за кадром: В разговорах или спорах

С другом иль врагом

Ты воспользуйся умело…

Родным языком!

ВСЕ: Мы школьники - за дружбу, за слова чистоту!

Песенка Леопольда о доброте:



Стихотворение « ДЕВОЧКИ МОИ…..»

До забвенья, до слез

Я люблю село свое

Все мне, все в этом селе нравится

Он и сам небольшой

И народ в нем простой,

Только… девочки матом ругаются.

Я хожу по нему

Мои мысли чисты

И село в них мое отражается,

И по скверам цветы

Ну, такой красоты!

А вот девочки…матом ругаются.

Я бы к ним подошел

Я у них бы спросил

«Что ж вы девочки матом ругаетесь?»

Вдруг с приданным таким-

Боже вас упаси! -

Вы мальчишкам своим разонравитесь?»

Я люблю село свое

До волненья, до слез

Все мне, все мне в селе нравится!

Я к нему всей душою,

Всем сердцем прирос

Жаль - вот девочки матом ругаются!


(песня на мотив «Мы желаем счастья вам»)


1. Пусть струится солнца нежный свет,

За рассветом вновь придет рассвет,

Ничего прекраснее в этом мире нет.

Пусть сияет чистый небосвод,

Все вокруг рычит, свистит, поет,

Пусть прекрасен будет мир миллионы лет.



ПРИПЕВ:

Счастье – это мир в добрых словах

И полеты слов в облаках.

Ты помни, человек,

Этот мир в твоих руках.

Ты вперед иди смелей,

Сохраняя речь на земле.

Родной язык ты спаси

Добротой души своей.


IV. Работа в группе:

- Используя постеры и маркеры, работая в группе, подготовить за 5-7 мин. кластер (ментальную карту) о вреде сквернословии с последующей демонстрацией.

Сквернословие t1677484253ab.gif причины последствия как избежать использования сквернословия

t1677484253ac.gift1677484253ac.gif



Учитель: И в заключении хочется сказать: « Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят. » Екатерина II Великая


« Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. » Аристотель.

Учитель: у некоторых народов есть ритуал сожжения духа злой мысли, плохого настроения, вредной привычки. Я предлагаю Вам поучаствовать в этом ритуале.

V. Заключение: Ритуал сожжения вредной привычки:

Задание для учащихся: На стикерах напишите вашу вредную привычку, обозначьте ваше отношение к ней. Затем разместите стикер на ватмане, на котором нарисован костер.Высота стикера пусть покажет, как вам понравился данный классный час и обсуждаемая тема, насколько она вам была полезна.

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.