Сценарий классного часа для учащихся в 11 классе «Жизнь - это школа» в коуч-формате
Сценарий классного часа для учащихся в 11 классе
«Жизнь - это школа»
Класс: 11
Тип урока: классное собрание в коуч-формате
Цели урока:
- помочь сформировать активную жизненную позицию;
- создать конструктивную мотивацию на учебный год;
- познакомить учеников с инструментами коучинга;
- проработать свою учебную цель на ближайшее время.
Ход урока.
I. Организационный момент (создание позитивного эмоционального фона, мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрый день, друзья! Давайте вспомним сегодня восточную мудрость:
«Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить».
- Что обозначает этот афоризм для вас? (обсуждаем различные варианты ответов учащихся)
- Предлагаю взять ситуацию под контроль и начать учиться «ловить рыбу». Для этого у нас с вами сегодня будет несколько инструментов.
II. Проблемное объяснение нового знания, III. Первичное закрепление (теоретический и практический этапы объединены).
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового термина – «колесо развития», проговаривание и практическая работа по «колесу»; работа со шкалированием.
На доске учитель рисует «колесо развития». Объясняет, что это схематичное отображение важнейших сфер нашей жизни в виде колеса.
-У нас с вами целых 40 минут для того, чтобы научиться управлять важными процессами в своей жизни.
- Для начала давайте возьмем чистые листы бумаги и нарисуем «колесо развития» - каждый своё. Предлагаю в центре нарисовать каждому свои портреты или символы, с которыми вы себя ассоциируете на данный момент - сентябрь 2018 года. Затем давайте представим себе, что секторы этого колеса – список самых важных дел для вас на ближайший учебный год. Запишите в каждый сектор приоритетные для каждого цели, сферы на год (словами или картинкой).
- Оцените, насколько вы владеете ситуацией на данный момент (по шкале от 1 до 10). Можно использовать оценочную систему, которая принята у нас в школе, где базовое освоение предмета начинается от 4 баллов, хорошее от 7 и отличное от 9 баллов.
Ученики создают свое «колесо», пользуясь цветными фломастерами.
- Ребята, найдите здесь ваши учебные цели. Закрасьте самый главный сектор - главную учебную цель.
Учитель рисует на доске шкалу достижения результата. Ребятам выдаются индивидуальные листы со шкалой достижений и вопросы к ней. (Приложение)
Учитель использует вопросник к шкале, направляя ход мыслей ребят. Ученики работают со своими целями индивидуально.
1) Подумайте, пожалуйста, что для вас 10 баллов в освоении данной компетенции, цели?
2) Где вы сейчас находитесь? Что уже есть для достижения цели?
3) Если сдвинуться на один бал выше, в чем будет разница?
4) А если еще на один балл?
Ученики оценивают себя и выделяют важные слова фломастерами.
-А теперь, пользуясь вопросами к шкале, определите свои первые шаги.
Ребята выбирают зону ближайшего развития и на шкале подписывают конкретные шаги и сроки выполнения с помощью вопросов: «А что нужно сделать?», «А что ты будешь делать?», «В чем ты выиграешь, если сделаешь это?/ в чем проиграешь?», «Какая поддержка тебе нужна?»
Учитель вместе с ребятами делает упражнение на целеполагание.
- Встаньте прямо, вытянув руки вдоль плеч, потянитесь максимально до упора вправо. Запомните, куда смотрят пальцы вашей правой руки. Затем поставьте себе мысленно цель на порядок дальше вашего максимального результата (рекомендуемо на 20 см). Повторите упражнение еще раз. Кто желает озвучить результат?
- А теперь давайте посмотрим на «прорехи». Чего не хватает для плодотворной учебы в колесе? Какие бы еще цели вы себе записали?
Учитель использует «модель Т» Майлза Дауни, направляя учеников среди множества вариантов к учебным целям.
- К вашим планам мы будим возвращаться в течение учебного года и работать с вашими учебными целями.
IV. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Ребята, давайте найдем общие слова на ваших «колесах развития» (для учеников 11 класса эта важная общая цель - ЕГЭ).
- Какой опыт вы приобрели в результате этого классного часа?
- Что нового узнали о себе? О других?
Обсудим общее для всех нас. Сегодня вы освоили несколько инструментов, которые помогут вам продуктивней работать и готовиться к экзаменам.
- Друзья, как вы думаете, почему тема нашего классного часа – «Жизнь-это школа»?
(Ребята отвечают, что школа - это место, где они учатся, узнают что-то новое, приобретают важный опыт.)
Заканчиваем на осознании класса как команды, у которой есть общие интересы и цели.
Заключение.
Ценностью применения коучингового подхода для классного часа в 11 классе является то, что с сентября ученики осознанно занимаются учебой деятельностью. Самостоятельно ставят свои цели на ближайший и очень важный для них год, когда «некогда терять время». Возможно, эти же методы и приемы будут переняты во время подготовки к ЕГЭ и в дальнейшей жизни. В то же время позитивный подход, вера в силы и возможности каждого ребенка, несомненно, помогут школьникам без стресса идти к аттестату и экзаменам.
Источники.
1).Курс Натальи Гульчевской: «Коучинговый подход для результативного образования».
https://foxford.ru/courses/552
2) Сайт: Коучинг в образовании.
https://coachingineducation.ru/
3). Бьюзен, Т. Супермышление., Минск.,2014.
Приложение
Шкала достижений
Цель:
1). Что для тебя 10 баллов в освоении данной цели?
2). Когда конкретно ты хочешь этого достичь?
3).Где ты сейчас находишься?
4).Что уже есть для достижения цели?
5). Кто или что тебе могут помочь для достижения цели?
3).Если сдвинуться на один бал выше, в чем будет разница?
4).А если еще на один балл?
Шаги:
1). Каков будет твой первый маленький шаг для достижения цели?
2). А еще?