Внеклассное мероприятие «Математическая спартакиада» (для 7 класса)
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СПАРТАКИАДА» (для 7 класса)
Автор: Гваладзе Т.С.,
учитель математики I квалификационной категории
КОУ ОО «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»
Р.п.Нововаршавка Омской области
В рамках декады естественно-математических наук в Нововаршавской адаптивной школе-интернат мной было разработано и организовано для учащихся 7-х классов внеклассное мероприятие по математике “Математическая спартакиада”.
Главная цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи мероприятия:
пропаганда здорового образа жизни;
способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету;
повысить уровень математического мышления.
Форма мероприятия: игра.
Место проведения: школьный спортивный зал.
Участники игры: учащиеся двух седьмых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из 5 человек, остальные учащиеся выступали в роли болельщиков. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание. Моими помощниками в организации мероприятия были учащиеся 8 класса. В состав жюри входили два воспитателя и учителя математики и физического воспитания .
Предварительная подготовка мероприятия включала следующее:
организация команд;
организация помощников и
утверждение состава жюри;
подбор материала для конкурсов;
подготовка мультимедийного оборудования;
подготовка спортивного инвентаря.
Для оформления были использованы:
шары (в качестве украшения зала);
плакаты с высказываниями “Кто математикой и спортом занимается, тот силы набирается и цели добивается”, “Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие”;
карточки с заданиями;
жетоны для оценки верных ответов (стоимостью 1 ум);
оценочная таблица жюри.
Структура внеклассного мероприятия:
Организационный момент;
Актуализация. Вступительное слово ведущего;
Представление членов жюри;
Представление и приветствие команд;
Разминка команд;
Конкурс капитанов;
Логический конкурс;
Ребусы;
Экологический конкурс;
Пропавший элемент;
Подведение итогов.
Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно сделать вывод, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
расширить круг знаний учащихся;
раскрыть межпредметную связь математики и физического воспитания;
способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
коррекционно-воспитательные:
воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
воспитание распределительного внимания учащихся;
развитие силы внимания (не замечать посторонних раздражителей);
развитие доброжелательного отношения друг к другу;
развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;
коррекционно-развивающие:
нацелить на сотрудничество и творчество;
повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать.
I. Организационный момент
II. Актуализация. Вступительное слово ведущего.
Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Ведь все спортсмены Российской Федерации идя к заветной цели – быть чемпионом, очень много тренируются. И ведь правда, чтобы быстро бегать, хорошо играть в шахматы, метко стрелять по мишеням -надо много тренироваться. Но и для развития умственных способностей тоже необходимы упражнения – это математические задачи, ведь не случайно саму математику называют гимнастикой ума.
Сегодня, ребята, на “Математической спартакиаде” вы посоревнуетесь не только в ловкости, силе и сноровке, но и в умении решать задачи, применяя смекалку и сообразительность.
Как сказал Блез Паскаль: “Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”.
Немного истории (презентация)
Спартакиада появилась еще в советское время и по сей день ассоциируется с физкультурой и спортом. Действительно, откуда и почему в нашей стране вдруг повсеместно зазвучало это донесшееся из глубины древней фракийской земли слово — Спартак?
Все дело в том, что Спартак – это имя вождя и организатора восстания рабов в древнем Риме. Он прославился потому, что был очень смелым, сильным, смышленым и справедливым. Это тот человек, который не боялся проблем и из-за всех сил шел к своей цели.
Поэтому Спартак является основой спартакиады, своим именем настраивая участников на победу.
Спартакиада – это спортивное состязание. Но сегодня наряду с физической подготовкой, мы покажем еще и свои математические способности.
Итак, все к победе, мы начинаем нашу математическую спартакиаду.
III. Представление членов жюри, помощников. Объявление правил оценки команд.
За каждый правильный ответ даётся жетон стоимостью 1 ум. Победителем считается команда, набравшая большее количество “умов”.
IV. Представление и приветствие команд.
V. Разминка команд
В качестве разминки командам предлагается ответить на вопросы, которые сначала необходимо добыть с противоположной стороны зала.
Все члены команды по одному бегают за заданием, огибают стол и забирают по одному вопросу. Когда все вопросы собраны, команды начинают отвечать. (та команда, которая собрала вопросы быстрее получает дополнительно 1 ум)
Вопросы первой команде |
Вопросы второй команде |
у этой фигуры есть начало, но нет конца (луч) |
у этой фигуры нет начала и нет конца (прямая) |
Какой знак используется для определения суммы? (плюс) |
Какой знак используется для определения разности? (минус) |
Сколько всего цифр? (10) |
Сколько всего букв в алфавите? (33) |
Самое маленькое трехзначное число? (100) |
Самое большое двухзначное число? (99) |
Если угол больше прямого, то он … (тупой) |
Если угол меньше прямого, то он … (острый) |
Сколько килограмм в 1 тонне? (1000) |
Сколько метров в 1 километре? (1000) |
Назовите последующее число для числа 30 (31) |
Назовите предшествующее число для числа 50 (49) |
Промежуток времени длиною в 7 дней (неделя) |
Промежуток времени длиною 24 часа (сутки) |
Чертежный инструмент (линейка, циркуль и т.д) |
Измерительный инструмент (линейка) |
Число больше 15, но меньше 17 (16) |
Число меньше 16, но больше 14 (15) |
VI. Конкурс капитанов
Право первому отвечать достанется капитану той команды, кто из трех попыток попадет в кольцо мячом большее количество раз (или до первого попадания, но тогда команды не зарабатывают дополнительный ум).
Задание на счет в пределах 100 «Волшебные превращения» (презентация), если капитан выбрал верный ответ, то на презентации происходит превращение.
VII. Логический конкурс
Командам предлагается три счетные палочки, их задача изобразить числа:
Первая команда |
Вторая команда |
Из трех палочек получите число 4, затем превратите его одним движением в число 6 |
Из трех палочек получите число11, затем превратите его одним движением в число 9 |
Палочки команды собирают в следующем соревновании: «Паровозик», цепляя каждый раз по одному человеку, когда капитан делает круг.
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ:
Отгадайте загадки:
Отрезки, прямые
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам... (линейка)
* * *
Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно, ... (треугольник)
* * *
Чтобы сумму получить,
Нужно два числа... (сложить)
* * *
Если больше раз так в пять,
Числа будем... (умножать)
* * *
Длинный нос, как клюв у птицы –
Это цифра... («единица»)
* * *
Столько ножек у стола
И углов в квартире,
Догадались, детвора?
Их всегда... (четыре)
* * *
Отметки лучше не сыскать!
«Отлично» — это значит ... («пять»)
* * *
Я с большим старанием
Выполнил... (задание)
* * *
Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь ногой одной.
В центр встал второй ногой,
Чтоб не вышел круг кривой. (Циркуль)
* * *
В нем четыре стороны,
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется... (квадрат)
* * *
Циркуль, наш надежный друг,
Вновь в тетради чертит... (круг)
* * *
Хоть куда ее веди,
Это линия такая,
Без конца и без начала,
Называется... (прямая)
* * *
Он ограничен с двух сторон
И по линейке проведен.
Длину его измерить можно,
И сделать это так несложно! (Отрезок)
* * *
Он состоит из точки и прямой.
Ну, догадайтесь, кто же он такой?
Бывает, в дождик он пробьется из-за туч.
Теперь-то догадались? Это... (луч)
* * *
Мы на математике время изучали,
О минутах и секундах все-все-все узнали.
И можем вам сказать сейчас,
Что 60 минут есть... (час)
* * *
У треугольника их три,
Но их четыре у квадрата.
У всех квадратов меж собой они равны.
О чем я, догадаетесь, ребята? (Стороны)
VIII. Ребусы
Отгадать ребус, который находится в противоположном конце зала. Участник команды подбегает к столу и показывает команде, которая должна его угадать, потом возвращается на место …
Первая команда |
Вторая команда |
7я семья |
и100к исток |
100л стол |
с3ж стриж |
по2л подвал |
Р1а Родина |
40а сорока |
100лб столб |
Ш1а школа |
Ш3х штрих |
IX. Экологический конкурс
Чтоб нам бегалось легко и дышалось хорошо, нужен кислород.
Ваша задача, преодолев змейкой препятствие, взять задачу, вернуться в команду и решить ее.
Первая команда |
Вторая команда |
1 гектар дубового леса вырабатывает в год 830 кг кислорода. Сколько кислорода этот лес произведет за 2 года? (1660кг) |
1 гектар соснового леса вырабатывает в год 540 кг кислорода. Сколько кислорода этот лес произведет за 2 года? (1080кг) |
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Решите ребусы:
пять
вершина
минус
два
число
настой
X. Пропавший элемент
Задача команды вставить в таблицу не достающий элемент.
Первая команда |
Вторая команда |
Найдите недостающую фигуру: |
Найдите недостающую фигуру: |
Задание получают через эстафету «Ведение мяча»
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Продолжите пословицу
Не имей … рублей, А имей … друзей. (сто, сто)
… раз отмерь, … раз отрежь. (семь, один)
За … зайцами погонишься – Ни … не поймаешь. (двумя, одного)
… голова хорошо, а … лучше. (одна, две)
… за всех и все за … (один, одного)
Лучше … раз увидеть, чем … раз услышать. (один, сто)
XI. подведение итогов.
объявляется команда-победитель;
члены команд получают сладкие призы.
Слово ведущего:
Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
http://vuzirossii.ru/publ/zadachi_po_matematike_na_ehkologicheskuju_temu/15-1-0-2615 (задачи на экологическую тему)
https://yandex.ru/images/search?text=логика%20определить%20недостающий%20элемент%20картинки (недостающий элемент)
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/igry-dlja-detei-rebusy.html (ребусы)
http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy-rebusy-s-tsiframi (ребусы)
http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/matematicheskie-zagadki-s-otvetami.html (загадки)
https://yandex.ru/images/search?text=пословицы%20о%20количстве&noreask=1&lr=66 (пословицы)
http://открытыйурок.рф/статьи/580529/
http://lusana.ru/presentation/22923 (презентация «Волшебные превращения»)
http://швсм30.рф/novosti/istoriya-spartakiad.html (история спартакиад)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спартак (Спартак)
https://wiki2.org/ru/Спартак (спартак)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спартакиада (спартакиада)