Математическая викторина «Час весёлой математики» (5-6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Математическая викторина «Час весёлой математики», 5-6 кл.
Учитель математики филиала МБОУТСОШ №1 в с.Полетаево Зуева Ирина Петровна.
Аннотация: Данная методическая разработка содержит интересные разнообразные материалы по различным разделам курса математики, занимательные задачи на логику, внимание, память, сообразительность. В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Цель мероприятия: закрепление математических знаний у детей, повышение интереса к предмету, развитие навыков работы в коллективе, развитие интуиции, эрудиции, воспитание культуры общения
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1460794217.ppt (Математическая викторина)
Ход мероприятия: класс делится на две команды, каждая команда выбирает капитана.
Ведущий: учитель или старшеклассник ( он же следит за счетом).
Ведущий: Каждый ученик не владеющий знаниями по математике задает вопрос: «зачем мне математика?»
Слово «математика» означает учиться и приобретать знания. Если мы делаем зарядку на уроке физкультуры для развития тела, то математика- гимнастика для ума. Сейчас мы убедимся в том, что мы действительно любим математику. Я объявляю первый раунд «Представления команд»
Первый раунд начинаем
две команды представляем.
(Максимальный балл - 3)
(2 слайд)Команды на сцену. Ребята, представьте капитанов, название команды, ваш девиз и эмблемы.
Подведение итогов 1 раунда
Ведущий: (3 слайд) Я объявляю начало 2 раунда «Кто кого?» Устный счет.
Второй раунд открываем,
на вопросы отвечаем,
победивших, в нём узнаем.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
1 команда (4 слайд)
1.Сотая часть числа. (%)
2. Чему равна четверть часа. ( 15 мин.)
3. Курица на 1ой ноге весит 1,5 кг- сколько она будет весить стоя на 2х ногах? (1,5 кг)
4.К. Гаусс сказал: Математика – царица всех наук, а арифметика – царица…( математики)
5. Наименьшее натуральное число? (1)
2 команда: (5 слайд)
1.Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа. ( равны)
2. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности? (радиус)
3. 1/24 часть суток? (час)
4. Прибор для измерения углов? (транспортир)
5.Абсолютная величина числа. ( модуль)
Подведение итогов 2 раунда
Ведущий: (6 слайд) Я объявляю начало 3 раунда «Художники»
Третий раунд открываем
и художников узнаем.
Нарисуйте рисунок из геометрических фигур. Команда, использовавшая наибольшее количество геометрических фигур в рисунке получает 3 балла.
Подведение итогов 3 раунда
Ведущий: (7 слайд) Я объявляю начало 4 раунда «Конкурс капитанов».
Четвертый раунд начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные вопросы,
Пожелаем им удачи!
Приглашаю капитанов. Вам предстоит отгадать кроссворд за 5 минут за угаданное слово 0,5 балла. (Приложение1)
Пока наши капитаны отгадывают кроссворд послушайте историю возникновения математических знаков (Приложение2)
Подведение итогов 4 раунда
Ведущий: (8-12 слайд) Я объявляю начало 5 раунда «Отгадай ребус».
Пятый раунд открываем
ребусы сейчас мы разгадаем,
кто смекалистей, узнаем.
Условие: Кто быстрее отгадает поднимайте руку. За правильно отгаданный ребус 2 балла команде.
Подведение итогов 5 раунда
Ведущий: (13 слайд) Я объявляю начало 6 раунда «Шуточные вопросы»
Шестой тур сейчас начнётся,
Мы немного посмеёмся.
Будут легкими вопросы
И, конечно же, не очень.
Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ- 1 балл.
1. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?.( 3 кг)
2. У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? ( 4)
3. В 12 часов ночи идет дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 48 ч. ( нет)
4. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени понадобится , чтобы сварить 5 яиц. (3).
5.Группа из 5 туристов прошла за 2 часа 7,8 км. Сколько км прошел каждый турист, если они шли с постоянной скоростью. ( 7,8 км)
6.Двое играли в шахматы, 2 часа- сколько играл каждый?(2ч)
7.Что чертит козья ножка?(окружность)
8. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться? ( отец, сын, дед).
Подведение итогов 6 раунда
Ведущий: (14-16 слайд)Я объявляю начало 7 раунда “Волшебные спички”
( Приложение 3)
Седьмой раунд мы начнем,
в нем мы спички уберем и рисуночек найдем
На обсуждение дается 3мин, 5 баллов за правильный ответ.
Подведение итогов 7 раунда
Ведущий: (17 слайд) Я объявляю начало 8 раунда “Конкурс музыкальный”. За 3 минуты спеть куплет из песни, где используется числительное. Чем больше песен вы вспомните, тем больше баллов наберёте. За каждый песню - 1 балл.
Подведение итогов 8 раунда
Ведущий: (18 слайд) Я объявляю начало 9 раунда “ Кто быстрее отгадает загадку ”
Девятый раунд открываем,
Загадку быстро отгадаем,
Хоть загадка и трудна,
Вместе справимся всегда
Первой ответившей команде 5 баллов.
Семью семь стихотворений
Сочинил поэт Арсений:
Восемь написал он в школе
Три- в гостях у дяди Коли
Пять – в театре
Шесть - в трамвае
Два- в подвале
Два- в сарае
Два- в чулане
У соседа дома- ноль
Одно- в беседке
10- по дороге к Зине
Остальные в магазине
Сколько в нем поэт Арсений сочинил стихотворений?
Ведущий: (19 слайд)
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
В викторине отличился?
Подведение итогов викторины
Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1460794697.png (748x546)
Приложение 1 Кроссворд
По горизонтали:
1) Деревянная палочка с грифелем; 3) Часть прямой, ограниченной с двух сторон; 5) Действие, обратное делению; 8) Царица наук; 11) Как называется число, полученное при сложении; 14) Инструмент для измерения величины угла.
По вертикали:
2) Единица масс, равная 1000 кг; 4) Равенство, содержащее неизвестное;
6) Сумма длин всех сторон многоугольника; 7) Инструмент, с помощью которого чертят окружность; 9) Прямоугольник, у которого все стороны равны; 10) Единица с шестью нулями; 12) Результат деления; 13) Наименьшее трехзначное натуральное число.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1460794912.png (672x582)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1460795738.png (726x547)
Приложение 2. История математических знаков .
Задумывались ли вы о том, откуда математические знаки пришли к нам и что они изначально обозначали? Происхождение этих знаков не всегда можно точно установить. Существует мнение, что знаки «+» и «–» возникли в торговой практике. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он продал из бочки. Приливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер он восстановил. Так, якобы, произошли знаки сложения и вычитания в ХV веке. Относительно происхождения знака «+» существует и другое объяснение. Вместо «а + b» писали «а и b», по латыни «а et b». Так как слово «et» («и») приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали сначала одну букву t, которая в конце концов превратилась в знак «+». Название «слагаемое» впервые встречается в работах математиков XIII века, а понятие «сумма» получило современное толкование только в XV веке. До этого времени оно имело более широкий смысл – суммой называли результат любого из четырёх арифметических действий. Для обозначения действия умножения одни из европейских математиков XVI века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначающем увеличение, умножение, – мультипликация (от этого слова произошло название «мультфильм»). В XVII веке некоторые математики стали обозначать умножение косым крестиком «×», а иные употребляли для этого точку. В Европе продолжительное время произведение называли суммой умножения. Название «множитель» упоминается в работах XI века. На протяжении тысячелетий действие деление не обозначали знаками. Арабы ввели для обозначения деления черту «/». Её перенял от арабов в XIIIвеке итальянский математик Фибоначчи. Он же первым употребил термин «частное». Знак двоеточия «:» для обозначения деления вошёл в употребление в конце XVII века. В России названия «делимое», «делитель», «частное» впервые ввёл Л.Ф. Магницкий в начале XVIII века. Знак равенства обозначался в разные времена по-разному: и словами, и различными символами. Знак «=», столь удобный и понятный сейчас, вошёл во всеобщее употребление только в XVIII веке. А предложил этот знак для обозначения равенства двух выражений английский автор учебника алгебры Роберт Рикорд в 1557 году.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1460795854.png (694x695)
Фетисова Елена Николаевна