Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонений в предложном падеже/
Пояснительная записка к презентации
Учитель начальных классов
МАОУ «ЦСОШ № 40» г.Чебоксары
Чувашской Республики
Титова Людмила Николаевна
e-mail: titovaljuda-astra@yandex.ru
Конспект урока русского языка
по УМК «Перспективная начальная школа».
3 класс.
Тема «Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1 и 2 склонений в предложном падеже»
Цель:закреплять умения проверять безударные падежные окончания имён существительных 1 и 2 склонения в П.п. способом подстановки.
Планируемые результаты:
предметные: ставить падежные и смысловые вопросы от главного слова к зависимому в словосочетаниях, обосновывать написание безударных окончаний существительных; выделять основу предложения и словосочетания; работать с алгоритмом определения падежного окончания существительного;
личностные: формировать чувство необходимости учения; осознавать свои возможности в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик; формировать познавательные мотивы к учению, стремление к самоизменению (приобретение новых знаний и умений);
метапредметные:
а)познавательные: искать и выделять необходимую информацию, выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;
б)коммуникативные:уметь слушать собеседника, учитывать разные мнения и уметь доказывать своё, строить понятные для слушателей высказывания;
в)регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися о падежных окончаниях существительных 1 и 2 склонения, способах проверки написания безударных падежных окончаний; работать по составленному алгоритму (уметь выполнять последовательность действий); контролировать себя во время проверки написания безударного окончания и результата с планом действий и вносить коррективы; понимать уровень усвоения учебного материала и объективно оценивать себя.
Ресурсы:
1)М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык». 3 класс. Часть 3. М., «Академкнига/учебник», 2014.
2)«Рабочая тетрадь». Часть 2.
3)С.Н.Ожегов «Толковый словарь»
Ход урока
«Лови ошибку!»
(На доске) Рассказ, разгадка, без молотка, ис смородины, без обеда, бес хоккея.
-Вы знаете правило написания приставок, которые оканчиваются на — з, - с. Объясните, в чём ошибка в написании этих слов.
-Укажите склонение и падеж существительных.
Вывод: существительные 1 и 2 склонения в Р.п. ед. ч. имеют окончания — ы, - и; - а, - я.
2.Словарная работа.
(На доске)
(На) обед, (в) винегрет, (об) осина, (в) солома, (в) декабрь, (о)Кремль.
-Запишите существительные в П.п.
3.Актуализация знаний.
-Выделите окончания существительных.
-На какие 2 группы можно разделить существительные с предлогами?
а) 1 скл./ 2 скл.
б) сущ с ударными окончаниями/сущ с безударными окончаниями).
-Чем похожи сущ. с безударными окончаниями?
пишутся с предлогами,
одинаковый способ проверки безударных окончаний сущ. (способ подстановки).
-Вспомните алгоритм проверки безударных окончаний имён сущ.
1шаг. Поставь сущ. в начальную форму (Им. п. ед.ч.)
2шаг. Определи склонение сущ.
3шаг. Выбери слово для подстановки:
1 скл. вода
2 скл. окно
3 скл. степь
-Проверьте безударные окончания словарных слов.
4.Материал для закрепления:
1)упражнение № 33 (стр. 35) по учебнику.
-Прочитайте текст.
-Найди в тексте выделенные существительные.
-Выпишите словосочетания, в которых эти сущ. являются зависимыми словами.
-Можно ли сказать, что имена сущ. стоят в одном и том же падеже?
живу (в чём?) в зверинце (2 скл., м.р., П.п.)
есть (в чём?) в мизинце (2скл., м.р., П.п.)
-Подчеркните безударные гласные.
-Одинаковы ли способы проверки безударных гласных? Почему?
Безударные гласные в корне проверяются родственными словами или формами слова по правилу.
Безударные падежные окончания сущ. проверяются способом подстановки: словом того же склонения с ударными окончаниями.
упражнение № 34 (стр. 35) по учебнику.
- Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
- Какие группы орфограмм можно выделить в этом тексте?
Проверяемые безударные гласные в корне.
Непроверяемые безударные гласные в корне.
Правописание буквосочетаний -чк-.
- Укажите склонение, число и падеж выделенных сущ.
- В каком предложении основа выделена правильно? На доске:
Собака бегала одна
По городскому саду.
Цветочки нюхала она
и пела серенаду
1) в 1 предложении 2) во 2 предложении.
- Разбери первое предложение по членам предложения.
самостоятельная работа по рабочей тетради:
№ 28 стр. 28
Вывод: у сущ. 1 и 2 скл. в ед.ч в П.п. пишется окончание -е.
Рефлексия.
- Что на уроке было главным?
- Чему учились?
- Всё ли у вас получилось?