Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонений в предложном падеже/

1
0
Материал опубликован 15 October 2020

Пояснительная записка к презентации

Учитель начальных классов

МАОУ «ЦСОШ № 40» г.Чебоксары

Чувашской Республики

Титова Людмила Николаевна

e-mail: titovaljuda-astra@yandex.ru




Конспект урока русского языка

по УМК «Перспективная начальная школа».

3 класс.

Тема «Правописание безударных падежных окончаний

существительных 1 и 2 склонений в предложном падеже»


Цель:закреплять умения проверять безударные падежные окончания имён существительных 1 и 2 склонения в П.п. способом подстановки.


Планируемые результаты:

предметные: ставить падежные и смысловые вопросы от главного слова к зависимому в словосочетаниях, обосновывать написание безударных окончаний существительных; выделять основу предложения и словосочетания; работать с алгоритмом определения падежного окончания существительного;

личностные: формировать чувство необходимости учения; осознавать свои возможности в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик; формировать познавательные мотивы к учению, стремление к самоизменению (приобретение новых знаний и умений);

метапредметные:

а)познавательные: искать и выделять необходимую информацию, выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;

б)коммуникативные:уметь слушать собеседника, учитывать разные мнения и уметь доказывать своё, строить понятные для слушателей высказывания;

в)регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися о падежных окончаниях существительных 1 и 2 склонения, способах проверки написания безударных падежных окончаний; работать по составленному алгоритму (уметь выполнять последовательность действий); контролировать себя во время проверки написания безударного окончания и результата с планом действий и вносить коррективы; понимать уровень усвоения учебного материала и объективно оценивать себя.



Ресурсы:

1)М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык». 3 класс. Часть 3. М., «Академкнига/учебник», 2014.

2)«Рабочая тетрадь». Часть 2.

3)С.Н.Ожегов «Толковый словарь»

Ход урока


«Лови ошибку!»

(На доске) Рассказ, разгадка, без молотка, ис смородины, без обеда, бес хоккея.

-Вы знаете правило написания приставок, которые оканчиваются на — з, - с. Объясните, в чём ошибка в написании этих слов.

-Укажите склонение и падеж существительных.


Вывод: существительные 1 и 2 склонения в Р.п. ед. ч. имеют окончания — ы, - и; - а, - я.


2.Словарная работа.

(На доске)

(На) обед, (в) винегрет, (об) осина, (в) солома, (в) декабрь, (о)Кремль.

-Запишите существительные в П.п.


3.Актуализация знаний.

-Выделите окончания существительных.

-На какие 2 группы можно разделить существительные с предлогами?

а) 1 скл./ 2 скл.

б) сущ с ударными окончаниями/сущ с безударными окончаниями).


-Чем похожи сущ. с безударными окончаниями?

пишутся с предлогами,

одинаковый способ проверки безударных окончаний сущ. (способ подстановки).


-Вспомните алгоритм проверки безударных окончаний имён сущ.

1шаг. Поставь сущ. в начальную форму (Им. п. ед.ч.)

2шаг. Определи склонение сущ.

3шаг. Выбери слово для подстановки:

1t1602771853aa.gif скл. вода

2t1602771853ab.gift1602771853ac.gif скл. окно

3t1602771853ad.gif скл. степь


-Проверьте безударные окончания словарных слов.

4.Материал для закрепления:

1)упражнение № 33 (стр. 35) по учебнику.

-Прочитайте текст.

-Найди в тексте выделенные существительные.

-Выпишите словосочетания, в которых эти сущ. являются зависимыми словами.

-Можно ли сказать, что имена сущ. стоят в одном и том же падеже?

живу (в чём?) в зверинце (2 скл., м.р., П.п.)

есть (в чём?) в мизинце (2скл., м.р., П.п.)

-Подчеркните безударные гласные.

-Одинаковы ли способы проверки безударных гласных? Почему?

Безударные гласные в корне проверяются родственными словами или формами слова по правилу.

Безударные падежные окончания сущ. проверяются способом подстановки: словом того же склонения с ударными окончаниями.


упражнение № 34 (стр. 35) по учебнику.

- Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.

- Какие группы орфограмм можно выделить в этом тексте?

Проверяемые безударные гласные в корне.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Правописание буквосочетаний -чк-.

- Укажите склонение, число и падеж выделенных сущ.

- В каком предложении основа выделена правильно? На доске:

Собака бегала одна

По городскому саду.

Цветочки нюхала она

и пела серенаду


1) в 1 предложении 2) во 2 предложении.

- Разбери первое предложение по членам предложения.

самостоятельная работа по рабочей тетради:

28 стр. 28


Вывод: у сущ. 1 и 2 скл. в ед.ч в П.п. пишется окончание -е.



Рефлексия.

- Что на уроке было главным?

- Чему учились?

- Всё ли у вас получилось?

Предварительный просмотр презентации

Конкурс «Город Чебоксары в математических задачах» Номинация: «История города Чебоксары в математических задачах» Выполнил Михайлов Дмитрий Денисович, ученик 4 «Б» класса. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики. Руководитель: Титова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 40»г.Чебоксары.

Цель: Составить математические задачи на основе исторического материала о городе Чебоксары. Задачи: Изучить литературные источники, справочный материал, раскрывающие историю города Чебоксары. Составить интересные математические задачи. - Представить решения этих задач. - Оформить работу в виде презентации. Практическая значимость работы: - заинтересовать одноклассников историей нашего города, чтобы они бережно относились к историческому прошлому и гордились г.Чебоксары; - помочь ребятам лучше понимать и решать задачи.

Условие задачи № 1 Чтобы узнать, в каком году был основан г. Чебоксары, выполни следующие задания: При умножении или делении числа на некоторое число получается то число, которое умножили или делили. Что это за число? 2) Х * 90 = 360 Известно, что площадь квадрата 36 кв. см. Чему равна сторона квадрата? 4) Какое число «лишнее»: 2,4,8,9,32,256?

Решение задачи №1 1)При умножении или делении числа на число 1 получается то число, которое умножили или делили. 2) х*90=360 х=360:90 х=4 3) У квадрата все стороны равны. Значит, 36 : 6 = 6 (см) 4) «Лишняя» цифра 9, 2х4=8, 4х8=32, 8х32=256. Ответ:1469 году был основан город Чебоксары.

Первая школа для девочек открылась в Чебоксарах в 1869 году. Она называлась женским начальным народным училищем. В год открытия в ней обучались 22 девочки. А в конце XIX- начале XX в. численность выросла в 7 раз. Сколько девочек стало обучаться в школе на границе XIX — XX веков? Условие задачи №2

Решение задачи №2 1) 22 х 7= 154 (д.)- стало обучаться в школе. Ответ : 154 девочек стало обучаться в школе в конце XIX- начале XX в.в.

В связи с необходимостью застройки города Чебоксары после пожара 1773 года быстрое развитие в первой половине XIXв. получила кирпичная промышленность. К началу ХIX века в городе было 3 кирпичных завода. Производили заводы по 20 тысяч кирпичей в год. Продавались же кирпичи по 6 рублей за тысячу. Сколько кирпичей произведут за полгода? И на какую сумму продадут? Условие задачи №3

Решение задачи №3 1) способ. 20 000 х 6 :12=10 000(к)- произвели за полгода. 2) способ. 12:6=в 2 раза меньше кирпичей. 20 000 :2 = 10 000(к.)-произвели за полгода. 6 * 10 000 =60 000 (рублей)- сумма, вырученная от продажи кирпичей за полгода. Ответ: 10 000 кирпичей, 60 000 рублей.

Динамика численности постоянного населения в Чебоксарах в первой половине ХIХ века. Условие задачи №4 Годы Средняя численность мужчин Средняя численность женщин Всего населения 1800-1804 ? 2366 4265 1805-1809 1906 2401 ? 1810-1814 1829 2388 4217 1815-1819 1745 ? 3997 В каком году численность населения была наибольшей? Среди мужчин или среди женщин за все года был выше уровень прироста населения?

Решение задачи №4 1) 1906+2401=4307 (чел.) - всего населения в 1805-1809г.г. и самый большой прирост населения в городе. 1906 +2401 4307 (чел.) 2)4265-2366=1899 (чел.) - средняя численность мужчин в 1800-1804г.г. 3)3997-1745=2252 (чел.) - средняя численность женщин в 1815-1819г.г. 4)1899+1906+1829+1745=7379 (чел.)- мужчин всего. 5)2366+2401+2388+2252=9407 (чел.) - женщин всего. 6)9407-7379 = на 2028 (чел.) - женщин больше за все года. 9407 - 7379 2028 (чел.) Ответ: 4307 (чел.) в 1805-1809г.г. наибольший прирост населения, на 2028 женщин больше за все года.

Первый железобетонный мост (Калининский мост) в Чебоксарах, открыт 22 ноября 1963 года. Он построен над рекой Кайбулка. Длина моста — 113 м, что на 97 м больше ширины. Вычисли периметр и площадь моста. Условие задачи №5

Решение задачи №5 1) 113 — 97 = 16 (м) — ширина моста. 2) (113+16)х2=258 (м)- периметр моста. 3)113х16=1808(кв.м)- площадь моста. 113 * 16 + 678 113 1808 (кв.м) Ответ: 258м, 1808кв.м

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации