12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Любовь Васильевна29
0

Проэкт «Типы склонений. Алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА ПРОЕКТА:

«Типы склонений. Алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах»

Выполнила:

учитель начальных классов

Белова Л.В.

МОБУ «СОШ №65» города Оренбурга

Научный руководитель:

к.п.н, доцент кафедры

общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания

ИПК и ППРО ОГПУ

Полькина С.Н.

Оглавление


 

 Введение

«Единственный путь, ведущий

к знанию

–это деятельность»

Б. Шоу

Актуальность исследования. Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Новые социальные запросы, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «умение учиться». На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Л.С. Выготский говорил: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Парадигмой современного образования становится системно – деятельностный подход к обучению. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом обучения.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки обучающихся начальной школы. От современной начальной школы требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО1), направленных, прежде всего, на достижение планируемых результатов образования, не только предметных, но и личностных, и метапредметных: развитие личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий (УУД2), потребностей в самообразовании на основе организации образовательной деятельности.

Новое понимание современных подходов к обучению требует от современного учителя проектирования совершенно иной педагогической деятельности, включающей новые технологии. Но в то же время образовательная практика показывает затруднения в выборе технологий и их использованию в образовательной деятельности.

Данное противоречие обуславливает актуальность нашего проекта.

Цель работы: разработать технологическую карту для проведения урока в МОБУ СОШ№65 г. Оренбурга с конкретной педагогической проблемой, решение которой будет демонстрироваться с помощью деятельностного метода.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме проекта.

2. Определить педагогические условия эффективности применения деятельностного метода на уроках русского языка.

3. Выявить специфические особенности данного метода.

4. Изучить деятельностный метод обучения и разработать технологическую карту урока.


 

  1. Теоретическое обоснование проекта  1.1 Подходы к определению «деятельностный метод обучения».

Деятельностный метод обучения – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Что же такое деятельность? Это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

В своей теории деятельности А.Н. Леонтьев выделяет в структуре деятельности:

 - потребность – стремление к усвоению знаний;

 - учебную задачу – овладение общим способом решения всех задач данного вида (вводится в проблемных ситуациях);

 - мотивы (в мотивах конкретизируется потребность УУД);

 - учебные действия и операции (учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций).

Деятельность можно разделить на этапы:

процесс вовлечения в деятельность;

процесс целеполагания;

процесс проектирования действий;

процесс осуществления действий;

процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Только в деятельности происходит развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Какие методы и приемы использую на своих уроках?

Данный метод предполагает собственную деятельность ребенка. Это невозможно без опоры на его личный опыт. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме.

Чтобы привлечь ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

Принципиально значимым является воздействие на эмоциональную сферу. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

«Великая цель образования –

это не знания, а действия!»

Г.Спенсер

«Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи3. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

учёт интересов учащихся;

учение через обучение мысли и действию;

познание и знание-следствие преодоления трудностей;

свободная творческая работа и сотрудничество.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
 

По мнению А. Дистервега4, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

  Выводы

Итак, проведённый нами теоретический анализ проблемы проекта показал, что «деятельностный метод обучения» это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Апробация деятельностного метода обучения на протяжении 20 лет показала, что такая технология предоставляет реальную основу для эффективного обучения базовым навыкам предметов и для своевременного комплексного формирования и усовершенствования многогранной личности нового века.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
2. Практическая часть проекта


 

Технологическая карта урока


 

Предмет, класс

Русский язык, 4 А класс

УМС, автор программы

«Школа России», Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова

Учитель

Белова Любовь Васильевна, учитель начальных классов МОБУ «СОШ № 65» г. Оренбурга

Тема урока,

урока в рабочей программе

54: «Типы склонений. Алгоритм определения склонений имён существительных в косвенных падежах»

Цель урока

Формировать умение определять тип склонения имён существительных в косвенных падежах по составленному алгоритму.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Создать условия для «открытия» учащимися алгоритма для определения склонения имён существительных в косвенных падежах.

Развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах;

Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

 

Актуализация знаний в определение рода имён существительных,

Развитие умения применять алгоритм при определении склонения имён существительных в косвенных падежах::

Развитие умения определять падеж имён существительных;

Личностные УУД: - желание приобретать новые знания, умения в определении склонения имён существительных в косвенных падежах: совершенствовать имеющиеся знания.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; контролировать результаты своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: - осознавать важность умения определять склонение имён существительных в косвенных падежах; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода - это урок открытия нового знания .

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение (таблица «Три склонения существительных», карточки с пословицами, карточки с заданиями, разноуровневые карточки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, тетрадь, карточки-помощницы, наглядный материал для проведения рефлексии, листы самооценки)

Вид используемых на уроке средств ИКТ (презентация для интерактивной доски, документ камера)

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный проектор. компьютер, программные средства)

 

Учебник – с. 100

     

Этапы урока

Время

(мин)

Организационная структура урока

Деятельность
учителя

Деятельность

учащихся

Содержание учебного материала

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


2. Актуализация и пробное учебное действие.


 

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


 

V. Динамическая пауза.


 


 



 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

VI.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

IX.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 


 


 


IX Домашнее задание.

1

5

3

1


2


2

7

7

5

4

5

2

1

Прослушивание грамзаписи «Песня о дружбе».

-Почему мы слушали песню о дружбе?

- На уроках мы много работаем коллективно, в парах, группах.

- Сегодня нам предстоит большое исследование. Работать нужно

быстро, дружно. Только так можно достигнуть хороших результатов.

- А оценить свои результаты вам поможет карта исследований.

Вам нужно поставить галочку в строке с исследованием под выбранной

картинкой:

чемодан - важный момент, который вы вынесли из

исследования, готовы забрать багаж и применять на уроках.
мясорубка - что оказалось интересным, но пока не готовым

к употреблению в своей работе, что нужно ещё "докрутить" –

додумать, доработать.

- что оказалось ненужным, бесполезным, что можно

отправить в "корзину".


 

1. Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.

Работают на индивидуальных картах (см. приложение 1)


 

1) Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?

2) Конь – это имя существительное какого склонения?

3) К какому склонению относятся существительные ж.р. с окончаниями –а, -я? м. р. с окончаниями –а, -я.

4) К какому склонению относятся существительные ж.р. с мягким знаком на конце?

5) Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

6) Определите тип склонения имени существительное пальто,

- Сделайте отметку в карте исследований.


 


 

1. Поиск решения проблемной ситуации.

Работа в группах.

- Возьмите белую карточку. (см приложение 2)

- Что в ней записано?

- Исследуйте пословицу и определите тип склонение имён существительных.

 

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

 

 

- В чём испытали трудность?


 


 

- Как же можно легко и быстро определить тип склонения имён существительных в косвенной форме?

- Нужен план, алгоритм определения типа склонения имён существительных в косвенной форме.


 

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

-Тема нашего урока: «Склонение имён существительных. Алгоритм определения склонения имён существительных в косвенной форме».


 


 


 


 

1. Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этом уроке?

- Научиться определять тип склонения имён существительных в косвенной форме по алгоритму.


 


 

-Что мы должны знать в конце урока?


 


 


 

- Ребята, а зачем надо знать склонение имён существительных?


 

- Как же нам справиться с этой проблемой?

- Составим алгоритм определения склонений имён существительных в косвенной форме.

2. Составление алгоритма. (см. приложение 3) Работа в парах.

- Поработайте в парах, постройте алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. Розовая карточка – это ваша помощница, запишите в ней алгоритм.(1 уч-ся работает с документ-камерой)

Коллективная проверка.

-Кто уже готов поделиться с нами итогом своей работы?

 

Алгоритм определения склонения имён существительныхых в косвенных падежах.

1. Поставить сущ.________________________________________
2. Определить___________________

3. Выделить_____________________
4. Определить

 

 


 


 


- А теперь обратимся к авторам учебника. Исследуем страницу 100, сравним алгоритм, составленный нами с алгоритмом учебника.


 


 


 

2. Работа с правилом учебника на с. 100.

(чтение алгоритма)

Что скажете, кто уже проанализировал алгоритмы и сравнил?

-Вы молодцы, ребята! Наше с вами предположение оказалось верным. Алгоритм составлен правильно!

- Сделайте отметку в карте исследований.


 

- Вернёмся к пословице.

- Теперь мы можем определить склонение имён существительных?

Определите склонение данных имён существительных, используйте карточку-помощницу.

Коллективная работа.
- Сделайте отметку в карте исследований.



 

Игра «Доскажи словечко»:

если вы произнесёте имя существительное 1 склонения - хлопок в ладоши;

если имя существительное 2 склонения - подпрыгнуть;

если имя существительное 3 склонения - присесть.

Щёлкает орехи мелко.
Сразу мы узнаем …
(белку) хлопок

Ютятся в одном стручке рядком
жильцы, а зовутся они …
(горохом) прыжок

Ты приближайся к нему не спеша,
Вдруг руку уколешь об …
(ежа) прыжок

4. В каменной рубахе
Нелегко бывает
(черепахе) хлопок

5. Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна …
(тетрадь) присесть

- Ребята, кто запомнил слова-отгадки?

- Посмотрите на слайд, запишем данные слова.

- Какие грамматические признаки можем определить?


 


 

- Определим склонение и падеж слов-отгадок. (выставление отметок)


 


 

- Сделайте отметку в карте исследований.


 

- Ребята, как определить склонение имён существительных в косвенной форме?


 


 


 


 


 


 


1. Работа по учебнику, упражнение 177 .

- Итак, у нас новое исследование! Прочитайте задание к упражнению 177.

Упражнение 177.

Прочитайте. Пользуясь таблицей упражнения 176 и памяткой «Как определить склонение имени сущ-го», определите склонение имён сущ-ых в данных сочетаниях слов.

Букет сирени. Иней на ветке ели. Письмо от дедушки. Капля дождя. Варенье из вишни. Русский пейзаж.


 

- Вспомним ещё раз признаки имён существительных каждого склонения. (Таблица, с. 99 учебника)


 


 


 


 


 

2. Словарная работа.

- При выполнении упражнения нам встретилось незнакомое словарное слово… (пейзаж)

- Кто сможет объяснить лексическое значение слова?

- Заглянем в толковый словарь Ожегова (пара учащихся)

- Придумайте предложение со словом «пейзаж».

(запись лучшего на доске и в тетрадь)
сущ гл с гл. пр сущ прил сущ
Художник написал выставил галерее красивый пейзаж.

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, простое, осложненно однородными сказуемыми )

- Сделаем полный синтаксический разбор предложения. (выставл.отметок)

- Сделайте отметку в карте исследований.

 


 

3. Игровое упражнение «Набор слов». (см. приложение 4)
Работа в группах.

- А теперь новое задание. Посмотрите вокруг. В классе на цветных карточках – слова, имена существительные.
1 колонка найдёт и выпишет имена существительные 1 склонения, 2 колонка – 2 склонения и 3 колонка – имена существительные 3 склонения.

К судье, для дочери, на пути, по совести, у поляны, над рекой.


 

Фронтальная проверка (выставление отметок)

 

- Сделайте отметку в карте исследований.


 

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

-Ребята, сейчас вы проверите свои знания и выполните самостоятельную работу. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.

Карточка 1. (сиреневая - приложение 5)

Собери пословицу, спиши, определи у имён существительных склонение. Выдели окончания.

гуляет, в беде кто на пиру, помогает, Не тот друг, а тот, кто.

Карточка 2.(жёлтая - приложение 6)

Спиши, пословицу, у имён существительных определи склонение и падеж. Выдели окончания

За друга жизнь отдай, а недругу руки не подай.

Проверка по эталону – слайд.

-Ребята, кто выбрал жёлтую карточку? А кто выполнил задание сиреневой карточки?

- Жёлтая карточка была с более сложным заданием.

- А теперь проверим, как вы правились с самостоятельной работой.

(выставление отметок)


 

- Сделайте отметку в карте исследований. (приложение7)


 

1. Обобщение и систематизация знаний.


 


 

- Наш урок подошёл к концу.

- Какую тему изучали на уроке?


 


 

- Вспомните цель, которую вы поставили в начале урока? Достигли мы её?



 

- Зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?


 

- Как определить, тип склонения имён существительных в косвенной форме?


 


 


 


 


 


 


 

- А сейчас посмотрите на свою карту исследований и подойдите к той иллюстрации на доске, под которой у вас больше отметок.


 


 

- Ребята, почему выбрали данную группу?


 

- Молодцы, ребята! У нас получился отличный багаж знаний, тяжёлый и полезный (чемодан)

- Нам есть, над чем поработать, есть что додумать, «перекрутить» (мясорубка).

- К сожалению, в нашей корзине есть отметки, но это не страшно, ведь у нас впереди ещё много исследований (корзина)

- Я рада, что корзина оказалась пуста (корзина).

- Завтра на уроке мы продолжим исследовать склонение имён существительных.

Дифференцированное домашнее задание.
- Дома вы выполните упражнение 178 или 179 по выбору на с 100.

 

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой.

Определяет деятельность учащихся на этапе рефлексии.

Читает задания.

Помогает, наблюдает.

Подводит учащихся к формулированию новой темы.

Организует работу в группах.


Задаёт вопросы.

Задаёт вопросы.

Организует работу в парах, осуществляет проверку.

Организует проверку построения алгоритма.

Организует работу по учебнику.

Помогает, наблюдает.

Направляет, помогает в определении склонения.

Помогает, наблюдает.



Организует отдых учащихся.

Формулирует вопросы, побуждая учащихся к диалогу.

Помогает, направляет.

Помогает, наблюдает.


 

Подводит учащихся к выводу.

Организует работу по учебнику.

Слушает, корректирует ответы.


 

Помогает, направляет.

Знакомит с новым словом, организует словарную работу и полный синтаксический разбор предложения.

Помогает, наблюдает.

Организует работу в группах.

Даёт инструкцию. Разъясняет.

Организует фронтальную работу.

Помогает, наблюдает.

Организует самостоятельную работу.

Акцентирует внимание учащихся на результат своей деятельности.

Обращает внимание учащихся на слайд.

Помогает, наблюдает.

Помогает систематизировать и обобщить полученные знания.

Слушает, направляет.


 

Задаёт вопросы.

Судя по созданным группам, подводит итог.

Разъясняет домашнее задание.

Настраиваются на работу.

Рассматривают листы исследований.

Слушают, осмысливают, запоминают.

На приготовленных учителем карточках пишут ответы на вопросы.

1) Имя существительное.

2) 2 склонение

3) 1 склонение

4) 3 склонение

5) Имена существительные ср.р с окончаниями-о-е, м.р с

окончанием

6) 2 склонение

Делают отметку в картах исследований.

- Есть имена существительные в косвенной форме.

- Нужен план.

Формулируют тему и цель урока.

- Составление алгоритма.

- Определение склонения имён существительных

в косвенных падежах.


- Составить алгоритм.

- Научиться определять склонение имён существительных в косвенных падежах.

- Как определить склонение существительных в косвенной форме.

- Чтобы правильно писать существительный в косвенной форме.

- Нам нужен алгоритм.

Осуществляют совместную деятельность по достижению цели.

Зачитывают, рассуждают.

Сравнивают, анализируют,

обобщают.

- Наш алгоритм и алгоритм учебника похожи.

- Мы сделали правильно!

Делают отметку в карте исследований.

Определяют склонение имён существительных в пословице на карточке.

Делают отметку в карте исследований.

Слушают,

выполняют упражнения

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

- Мы можем определить склонение, число, падеж.

Определяют Определим склонение и падеж слов-отгадок.

Делают отметку в карте исследований.

Делают вывод.

- Чтобы определить склонение имён существительных в косвенной форме нужно: поставить имя существительное в начальную форму, определить род, выделить окончание и определить склонение.

Исследуют задание.

К 1 склонению относятся существительные м.р и ж. р. с окончаниями –а,я, ко 2 склонению – м.р. с нулевым окончанием и ср.р. окончаниями –о, -е, -ё, к 3 склонению – существительные ж.р. с шипящим на конце и нулевым окончанием

Выполняют упражнение на доске с комментированием и в тетрадях.

Записывают слово в словарики.

Записывают слово, предложение, делают разбор по членам предложения.

Делают отметку в карте исследований

Работают в группах.

Исследуют классную комнату взглядом, слушают задание.

Представитель групп защищают свои работы.

Делают отметку в карте исследований.

Выполняют работу по карточкам в тетрадях.

Формулируют результат своей деятельности на уроке.

Проверяют выполненную работу.

Делают отметку в карте исследований.

Обобщают, подводят итог урока.

- Алгоритм определение склонения имён существительных в косвенных падежах.

- Мы достигли цели, научились определять склонения имён существительных в косвенных падежах

- Чтобы правильно писать окончания имён существительных.

По алгоритму:

- Чтобы определить склонение имён существительных в косвенной форме нужно: поставить имя существительное в начальную форму, определить род, выделить окончание и определить склонение.

Рассматривают карту исследований, выходят к доске.

Оценивают свою деятельность на уроке: объясняют выбор группы.

Записывают домашнее задание


Приложение 1.

Прямая соединительная линия 5
 

Прямая соединительная линия 2
 

Прямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 3
 

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

риложение 2.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
П

Алгоритм определения склонения имён существительныхых в косвенных падежах.

1. Поставить сущ.________________________________________
2. Определить___________________
3. Выделить_____________________
4. Определить

риложение 3.

Алгоритм определения склонения имён существительныхых в косвенных падежах.

1. Поставить сущ.________________________________________
2. Определить___________________
3. Выделить_____________________
4. Определить

Алгоритм определения склонения имён существительныхых в косвенных падежах.

1. Поставить сущ.________________________________________
2. Определить___________________
3. Выделить_____________________
4. Определить

 

Приложение 4.
(карточки со словами разного цвета)

к судье

для дочери

на пути

по совести

у поляны

над рекой


Приложение 5.
(Сиреневые)

Карточка 1.

Собери пословицу. Спиши. Определи у имён существительных склонение. Выдели окончания.

Гуляет, в беде кто на пиру, помогает, Не тот друг, а тот, кто.


 

Карточка 1.

Собери пословицу. Спиши. Определи у имён существительных склонение. Выдели окончания.

Гуляет, в беде кто на пиру, помогает, Не тот друг, а тот, кто.


 

 

Карточка 1.

Собери пословицу. Спиши. Определи у имён существительных склонение. Выдели окончания.

Гуляет, в беде кто на пиру, помогает, Не тот друг, а тот, кто.

Приложение 6

(жёлтая)

Спиши, пословицу, у имён существительных определи склонение и падеж. Выдели окончания

За друга жизнь отдай, а недругу руки не подай.


 

Спиши, пословицу, у имён существительных определи склонение и падеж. Выдели окончания

За друга жизнь отдай, а недругу руки не подай.


 

Спиши, пословицу, у имён существительных определи склонение и падеж. Выдели окончания

За друга жизнь отдай, а недругу руки не подай.


 

Спиши, пословицу, у имён существительных определи склонение и падеж. Выдели окончания

За друга жизнь отдай, а недругу руки не подай.


 


 

Приложение 7.

Карта исследований
уч-ся 4 А класса___________________


 

 

№ п/п

Испытания

 

Блиц-опрос

     

 

Составление алгоритма

     

 

Работа над пословицами

     

 

Игра «Доскажи словечко»

     

 

Выполнение упражнения учебника

     

 

Словарная работа

     

 

Игровое упражнение

«Набор слов»

     

 

Самостоятельная работа

     
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 

 


 


 

 

  Список использованной литературы


1. Савинков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – 2-е изд. – Самара: Издательство” Учебная литература”, 2006 – 208 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев. П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000…” / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000..”, 2007. 448 с.
4. Гладилина И.П. Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Основы исследовательской деятельности школьников -М.: ООО Центр полиграфических услуг Радуга, 2010. – 44с.
5. Гладилина И.П. Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Проектная деятельность обучающихся как современная образовательная услуга -М.: НС «Интеграция», 2012. -88с.

6. https://multiurok.ru/barashkina-svetlana-1971/files/dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia.html

7. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/14/deyatelnostnyy-podkhod-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 №1576)

2 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.

3 Педагогическая теория Джона Дьюи Источник: http://si- sv.com/publ/16-1-0-288

4 Дидактические взгляды Дистервега. Источник: http://www.studfiles.ru/preview/1723515 /

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.