Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «Математический турнир»

16
4
Материал опубликован 10 February 2017 в группе
 

Математический турнир

 

Внеклассное мероприятие по математике

 

(для учащихся 5 класса)

 

Автор: Медведева Татьяна Петровна, учитель математики МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области.

Цель: активизировать и разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.
Задачи:
- создавать положительную мотивацию к выполнению умственной и творческой деятельности;
- развивать мышление, сообразительность, находчивость, математическую речь;
- воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.
Место проведения: кабинет математики.
Оборудование: карточка-сигнал (2 шт.), карточки (приложения № 1 - 3), письменные принадлежности, чистые листы бумаги.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Предварительная подготовка. Для участия в мероприятии учащиеся класса делятся на две команды, выбирают капитанов.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Первой отвечает та команда, которая раньше поднимет карточку-сигнал.
 

Ход мероприятия.

 

Организационный момент.

Учитель:
Здравствуйте, мои друзья!
Собрались мы здесь не зря.
Смекалку и знанья покажите,

Любовь к математике на деле докажите

Сегодня необычное мероприятие – демонстрация смекалки и ума, сообразительности и находчивости, взаимопонимания и соревнования.
Мы начинаем математический турнир. Ваши знания будет оценивать справедливое жюри. (Представление жюри)
Разминка. На обдумывание задания – 0 сек.
- Инструмент для проведения прямой? (Линейка)
- Наивысший балл в школах России? (5)
- Результат сложения. (Сумма)
- Соперник нолика? (Крестик)
- Символы, с помощью которых записывают натуральные числа. (Цифры)
- Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
- Сколько дней в високосном году? (366)
- Треугольный платок? (Косынка)
- Первая буква латинского алфавита? (А)
- Сто квадратных метров?(Ар, сотка)

I тур

Первый тур мы открываем,

Думать сразу начинаем.

Здесь задачки на смекалку,

Балл в «копилку» - за разгадку.

- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (10 : 2  10 = 50 пальцев)

- Ручка дороже резинки, а книга дороже ручки. Какой предмет самый дешёвый? (Резинка)
- Над рекой летели: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц)
- На крыше сидят семь воробьёв. Кошка бросается и ловит одного. Сколько воробьёв осталось на крыше? (Ни одного, остальные улетели)
- Пять стогов и семь стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько получилось стогов? ( Один)
- В 12 часов ночи идет дождь. Можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (Нет, через 72 часа будет 12 часов ночи.)
II тур
Тур второй. Хочу узнать,
Как умеете считать.
Я задачки прочитаю,
Кто внимательней узнаю.
Командам читаются задачки – стихотворения. Участникам рекомендуется быть очень внимательными, т. к. задачка читается один раз.
 

1) Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
Два жука и две пчелы,
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара.
Называть ответ пора.
(12 насекомых)

2) Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько пар лебедей?
(7 пар)

1) К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(15 морковок)

2) Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?
(12 ножек и 6 сапожек)

III тур
Третий тур я объявляю,
Капитанов приглашаю.
Будет трудно, вы не плачьте.
Мы желаем вам удачи.
Задания для капитанов. (Приложение № 1)
- Сколько чисел уменьшится, если прочитать их справа налево:
1991, 2323, 2112, 2222, 3131, 2332, 5252? (2)
- Как разделить 188 на две половины, чтобы в каждой половине получилось 100? ( I88 )
- Как записать число 100 пятью тройками? (33  3 + 3 : 3 = 100)
В это время члены команд выполняют задание на карточках: найти и подчеркнуть числа, спрятанные в пословицах. (Карточки одинаковые для обеих команд, приложение № 2.)
- Пустой колос всегда нос кверху дерёт.

- Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

- Сорока никогда соловьиные песни не поёт.
- Опять - двадцать пять!
- Синичка – воробью сестричка.
- В бане веник господин, в печи – кочерга.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
VI тур
А теперь у нас игра.
Дружно крикнем все «Ура!»
Тур четвёртый впереди,
Всем желаю победить!
а) Закончите фразу, но не ошибитесь! Предложения читаются командам по очереди. Конец фразы игроками произносится хором, но если звучит, хотя бы один ошибочный ответ, балл команде не засчитывается.
- На уроках будешь спать – за ответ получишь… (два)

- Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один)

- Ты на птичку посмотри: лап у птички ровно… (две)
- Варит отлично твоя голова, пять плюс один получается… (шесть)
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (четыре)
- У доски ты говори, что концов у палки… (два)
- Мышь считает дырки в сыре: три плюс два равно… (пять)
- Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (три)
б) (На обдумывание 1 минута, приложение № 3.) Восстановите цепочку слов, конец первого слова является началом второго:
КУЛЬТ(…)ВНЕНИЕ КУЛЬТ(УРА)ВНЕНИЕ
НЕКТ(…)ШИН НЕКТ(АР)ШИН
САНТИ(…)О САНТИ(МЕТР
Подведение итогов.
Подошла к концу игра,
Подвести итог пора:
Кто в турнире отличился,Кто же лучше всех трудился?
Жюри подсчитывает баллы. Награждение команд и лучших игроков.
 

Приложение № 1

- Сколько чисел уменьшится, если прочитать их справа налево:
1991, 2323, 2112, 2222, 3131, 2332, 5252?
- Как разделить 188 на две половины, чтобы в каждой половине получилось 100?
- Как записать число 100 пятью тройками?
Приложение № 2
- Пустой колос всегда нос кверху дерёт.
- Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
- Сорока никогда соловьиные песни не поёт.

- Опять - двадцать пять!

- Синичка – воробью сестричка.

- В бане веник господин, в печи – кочерга.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
Приложение № 3
КУЛЬТ(…)ВНЕНИЕ
НЕКТ(…)ШИН
САНТИ(…)О
Список использованной литературы.
1) Гусев Г. И. Внеклассная работа по математике. 6 – 8 классы. – М.: Просвещение, 1977.
2) Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990.
3) Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Просвещение, 1981.

4) Математика: Учеб. – собеседник для 5 кл. сред. шк. / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн и др. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1994.

5) Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
 

Список использованных Интернет-ресурсов

http://vashabnp./load/32-1-0-368
http://vunderkind.2x2forum.ru/t36-topic
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Петровна! Математический турнир меня заинтересовал! Разработана грамотно, интересно, адаптированно к возрастным особенностям детей. В форме игры, соревнования, она заставляет думать, развивать память, мышление, воображение. Успехов вам. Голос! Зоя.

11 February 2017

Зоя Григорьевна, добрый день.

11 February 2017

Татьяна Петровна, внеклассные занятия по математике как ничто другое очень оживляют детей, будят смекалку, развивают логику мышления. Вы очень талантливо подошли к вопросу планирования занятия и подбору заданий. Они занимательны, интересны. Спасибо за работу.

14 February 2017

Тамара Ивановна, я вам признательна за прекрасный комментарии

14 February 2017