12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сайфутдинова Евгения Ивановна143
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
Материал размещён в группе «Занимательная математика»

Математический турнир.

Внеклассное мероприятие по математике.

Учитель математики Сайфутдинова Лариса Григорьевна.

        Для учащихся 9-10 класса.

Цель: 1. Фронтальное повторение учебного материала по математике. 2. Повышение познавательной активности у учащихся. 3. Развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.

    В игре принимают две команды из 9-10 класса по 8 человек.

                             Ход турнира.

  1. Вступление. Девиз.
  2. Представление команд, жюри, хранителя времени.
  3.  Первый тур. Разминка.(Брейн-ринг).
  4. Второй тур. Блиц.(Счастливый случай).
  5. Третий тур. Исторический.(Клуб знатоков).
  6. Четвертый тур. Формулы..(Звездный час).
  7. Пятый тур. Конкурс капитанов.(Бизнесмен).
  8.  Математические шарады.
  9. Итоги.

1.Внимание! Сегодня ребята, мы проводим «Математический турнир». На этом турнире принимают участие две команды, которые будут состязаться в знании вопросов по алгебре, геометрии, экономике. Девиз нашей встречи: «Математика – без границ». Я надеюсь, что во время турнира члены команд и болельщики узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Как известно, в любом конкурсе участвуют жюри, которые оценивают работу его участников. Сейчас я представлю членов жюри (назвать их). Время, предоставленное участникам конкурса для ответов на вопросы, будет ограничено. Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на …. Прежде чем начать турнир, представлю тех, кто будет принимать в нем участие. Справа от меня команда «Круг», слева от меня, команда «Квадрат».

2.Представление команд.

Итак, церемония представления участников турнира окончена. Начинаем нашу игру.

     Запись на доске: «Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением. Все, кто любит тайны, загадки, приключения. Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

3.Первый тур. «Разминка».(Брейн-ринг).

    1. Как переводятся с латинского языка слова градус, минута, секунда.

    2. Дайте определение степени с дробным показателем.

    3. В какой книге в каком году впервые встречается слово «тригонометрия», что оно означает в переводе с греческого.

    4. Что вы знаете о Карле Гауссе.

    5. Где впервые встречается понятие «функция» и как оно  переводится с латинского языка.

    6. Кто такой Диофант.

    7. Что такое терцина.

    8. Сформулируйте определение геометрической прогрессии.

    9. Как читается теорема косинусов.

   10. Перечислите основные тригонометрические тождества.

   11. Как читается формула для решения тригонометрического уравнения

   12. Дайте определение функции, убывающей в промежутке.

4. Второй тур. «Блиц». (Счастливый случай).

Команда 1.

1. 1   от 1000 рублей. (10 руб.)

2. Единица измерения скорости на море. (узел)

3. Третья буква греческого алфавита. (гамма).

4. Чему равна сумма чисел от -200 до 200. (нулю).

5. Кто автор первого учебника арифметики. (Магницкий).

6. Чему равен 1 пуд. (16 кг).

7. Назовите наибольшее отрицательное целое число.(-1)

8. Площадь квадрата 49 см  . Чему равен его периметр.(28 см).

9. Как найти неизвестное вычитаемое. (из уменьш. Вычесть разность).

10. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости. (планиметрия).

11. Как называется первая координата точки.(абсцисса).

12. Что больше 7 или  50.

13. Разделите 100 на половину. (200)

14. Как называется функция у=кх+ в. (линейная)

15. Вычислите  -64. (-4)

16. Чему равно число п. (  3,14)

17. Как называется функция, графиком которой является парабола. (квадратичная)

18. Что означает в переводе с французского языка слово кило. (тысяча)

19. Что не имеет длины, ширины, высоты, а можно измерить. (время, температура).

20.Одна 24 часть суток. (час)

21. Сумма длин сторон многоугольника. (периметр)

Команда 2.

  1. Как называется сотая часть числа. (процент)
  2. Как найти неизвестное делимое. (частное умножить на делитель)
  3. Назовите единицу массы драгоценных камней. (карат)
  4. Чему равно произведение чисел -100 до 100. (нулю)
  5. Первая женщина-математик. (С.В.Ковалевская)
  6. Наименьшее натуральное число. (единица)
  7. Три в квадрате – 9, четыре в квадрате – 16. А чему равен угол в квадрате. ( 90 )
  8. Наука, изучающая свойства фигур в пространстве. (стереометрия)
  9. Как называется вторая координата точки. (ордината)
  10. Периметр равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром. (16 см)
  11. Как называется знак корня. (радикал)
  12. Найдите корень уравнения  х =-8. (корней нет)
  13. Как называется функция у=ах +вх+с. (квадратичная)
  14. Вычислите  289. ( 17 )
  15. Одна четвертая суток. ( 6 часов )
  16. Длина окружности. ( С=2пr)
  17. Выражение в – 4ас называется… (дискриминант)
  18. Равенство, содержащее неизвестную.  (уравнение)
  19. Рационально или иррационально число п. (иррационально)
  20. График обратной пропорциональности. (гипербола)
  21. Площадь квадрата. ( S=a  )/

 

5. Третий тур. «Исторический».(Звездный час).

    Перед вами  имена шести великих математиков. (сигнальные карточки). На доске:

№1.           №2.         №3.                      №4.             №5                №6

Архимед   К.Гаусс  Лобачевский      Евклид      Ф,Виет          Эратосфен

Вопрос 1. Уважаемые участники игры! Многие знаменитые математики мира на протяжении двадцати веков старались решить величайшую проблему: «Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку. Кто разрешил эту проблему. ( Лобачевский).

Вопрос 2. Кто впервые систематизировал геометрические сведения. (Евклид)

Вопрос 3. Кто придумал метод, с помощью которого можно находить простые числа в их естественном порядке. (Эратосфен).

Вопрос 4. Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры и я переверну землю». (Архимед).

Вопрос 5. Кому принадлежат слова «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». (К,Гаусс).

Вопрос 6. Кто открыл формулу Герона для вычисления площади треугольника. (Архимед).

Вопрос 7. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своем городе он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную задачу. Кто из математиков был на волоске от пламени на костре. (Ф,Виет).

6. Четвертый тур. «Формулы». (Клуб знатоков).

Ведущий показывает формулы на карточках. Команда должна назвать формулу и прочитать ее.

Команда 1.

1.( х+у)  = х + 2ху +у .

2.    =ав.

3. в  =в    .

4.

5.

Команда 2.

 1.х – у  =(х-у)(х+у).

 

2. 

 

3.

4. в – 4ас.

5.

7. Пятый тур. «Конкурс капитанов.(Бизнесмен).

1. Что нужно иметь, чтобы получить дивидент.(акции).

2. Как называется дело, приносящее доход.(бизнес, предпринимательство, коммерция).

3. Что помогает увеличить продажу товаров.(реклама).

4. Как называются деньги иностранного государства.(валюта).

5. Плата за кредит.(процент).

6. Какими понятиями обозначается экономическая помощь.(субсидия, субвенция, заем, кредит).

7. Уменьшение покупательской способности денег.(инфляция).

8. Посредник между покупателем и продавцом на бирже.(брокер).

9. Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкнота, чек, акция.(ценные бумаги).

10. А-В = С, если С- это прибыль, то что такое А и В.(А-доход, В-затраты или себестоимость).

11. Как вы понимаете, Карабас-Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр.(собственность).

8.Математические шарады.

Команда 1.

Из числа вы мой первый слог возьмите

Второй из слова голубцы,

А третьим лошадей вы поганите,

Мой пятый слог такой же, как и первый.

Четвертым будет блеянье овцы,

Последней буквой в алфавите является шестой.

А если отгадаешь ты все верно,

То в математике раздел получишь ты такой.(тригонометрия).

Команда 2.

Что кружится, что ложится,

И на землю и на крыши,

И о чем поэт зимою

По ночам поэмы пишет.

Это первое словечко, а второе просто «на»

Ну, а третье, угадайте,

Что бежит по проводам.

Напиши, что получилось,

И прочти наоборот.

Не запутайся, читая,

Слово задом наперед.(снег-на-ток-котангенс).

Вопросы болельщикам.

  1. Как называется сторона треугольника, противолежащая прямому углу.(гипотенуза)
  2. Как называется одна 360 часть круга. (градус)
  3. Как называются две прямые, которые не пересекаются. (параллельные)
  4. Как называется хорда, проходящая через центр окружности. (диаметр)
  5. Чему равен   144. ( 12 )
  6. Как называются два угла, у которых одна сторона общая. (смежные)
  7. Как называется постоянная величина. (константа)
  8. Как называется уравнение вида ах  + вх + с = 0. (биквадратное)
  9. Как называется график квадратной функции. (парабола)
  10. Что надо искать прежде, чем корни квадратного уравнения. (дискриминант)
  11. Назовите четверть, в которой расположен график функции  у =  х. ( 1)
  12. Вычислите  13 . ( 169 )
  13. Какое число получится при умножении отрицательного числа на положительное.(-)
  14. Как называется результат операции сложения. (сумма)
  15. Древнегреческий математик, живший в 6 веке до н.э. именем которого названа знаменитая теорема. (Пифагор)
  16. Является ли число 3 простым. ( да )
  17. Чему равна сумма углов в квадрате. ( 360 )
  18. Какую часть часа составляет 20 минут. ( 1/3)
  19. Чему равна  1/ 4 часа. (15 мин.)
  20. Переведите на древнегреческий язык словосочетание «натянутая тетива». (гипотенуза)
  21. Чему равен 1 фунт. (400 гр.)
  22. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности. (хорда)
  23. Чему равен объем 1 кг воды. ( 1 л )
  24. Что такое астролябия. (прибор для измерения углов на местности)
  25. Чему равна площадь круга. ( S=pr )
  26. Как найти неизвестный множитель. (надо произ. разделить на извест.  множит).

9.Подведение итогов.

      Пока жюри подводит итог нашего математического турнира в целом, подведем итоги и мы. Что нам дал этот конкурс. Мы проверили себя на смекалку, сообразительность. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: « Главное – не победить, а участвовать». Надеемся, что это путешествие в историю математики – не последнее.

 

Опубликовано в группе «Занимательная математика»


Комментарии (1)

Боровских Светлана Владимировна, 17.02.18 в 18:51 0Ответить Пожаловаться
Добавила в избранное. Очень интересная работа. Использую при проведении недели математики. Спасибо!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.