Материал к методическому совещанию
Методическое совещание 28.03.2024 БМАОУ СОШ № 2 Савченко Н.А., председатель МС
ЗАДАЧИ организационно-методическое обеспечение на уровне школы: организовать проведение педагогических и методических советов, семинаров-практикумов: анализировать результаты ВПР за последние 3 года обсуждать проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы на уровень ООО обсуждать вопросы применения новых технологий в урочной и внеурочной деятельности
Примерные темы для обсуждения – «ВПР: особенности оценочных процедур, технология, регламент, трудности и пути решения» – «Основные подходы к повышению объективности результатов оценочных процедур» – “Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования” – «Современные подходы к оцениванию образовательных результатов» – «Инновационные формы методической работы учителя-предметника на уровне среднего общего образования” – «Качество образования и уровень инновационного потенциала педагогического коллектива» – «Из опыта организации работы с низкомотивированными обучающимися»
На уровне методических объединений: Организовать проведение заседаний ШМО Цель - установление ЗОНЫ РИСКА (результат выполнения задания ниже значений по РФ, региону, городу) Провести серьезный анализ результатов ВПР по каждому учебному предмету, особое внимание уделить достижению планируемых результатов Выполнить при необходимости корректировку рабочих программ, включив в них задания из ВПР Организовать систематическую индивидуальную работу с обучающимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
В части информационного обеспечения на официальном сайте школы размещение документов, регламентирующие порядок и сроки проведения ВПР, а также образцы и описание проверочных работ родительское собрание - ознакомление с нормативной базой, сроками и порядком проведения ВПР проведение Единого классного часа «Готовимся к ВПР» для ознакомления обучающихся с назначением, особенностями проведения ВПР; формирования положительного отношения к оценочным процедурам как способам проверки и самоанализа уровня подготовки по учебным предметам.
В части аналитического обеспечения мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению и подготовке к проведению ВПР: – в течение года – организация и проведение педагогом-психологом бесед, тренинговых упражнений, групповых дискуссий, коммуникативных игр с обучающимися по темам: «Что я знаю о ВПР?», «Использование вашего времени наилучшим образом», «Как подготовиться к ВПР?» индивидуальные психологические консультации тревожных обучающихся и их родителей, детей с низкой самооценкой, «группы риска» по усвоению приемов запоминания, освоения способов совладения с тревогой, актуализации внутренних ресурсов для всех участников ВПР (обучающиеся, родители, педагоги) разработать памятки, содержащие психолого-педагогические рекомендации;
«Объективность результатов крайне важна во всех оценочных процедурах в системе образования. Это необходимо не для того, чтобы наказать директоров школ и учителей, если учащиеся показали слабые результаты. Это нужно, чтобы оказать таким школам методическую поддержку и повысить качество образования». Министр просвещения РФ Сергея Кравцов
СОВЕТЫ Для подготовки к ВПР мало знать, из каких типов заданий состоит контрольная, надо понимать, какие из них чаще всего вызывают трудности у обучающихся. Чтобы оценить фронт работ, посмотрите образцы проверочных работ прошлых лет и прочитать анализ результатов ВПР по своей школе, муниципалитету за предыдущий год. Можно также сделать тематические подборки таких трудных заданий, чтобы использовать их на уроках.
РЕСУРСЫ при подготовке к Всероссийским проверочным работам 1.Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru/ru/ 2.Сайт национальных исследований качества образования https://www.eduniko.ru/ 3. Сайт Федерального института оценки качества образования (далее – ФИОКО) https://fioco.ru/. На сайте ФИОКО страница ВПР https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/ 4.Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://fipi.ru/ На сайте ФИПИ вкладка, касающаяся вопросов ВПР http://www.fipi.ru/vpr 5.Информационный портал. Всероссийские проверочные работы https://vpr.statgrad.org/ 6. Сайт ВПР. Тесты https://vprtest.ru/ 7. Сайт ВПР. Демоверсии http://vpr-ege.ru/vpr 8. Сайт 4ВПР. Всероссийские проверочные работы https://4vpr.ru/ 9. Сайт ВПР. СтатГрад https://ru-vpr.ru/ 10.Сайт Тесты ВПР. Он-лайн https://onlinetestpad.com/ru/tests/vpr
Отработка смыслового чтения для подготовки к ВПР Работа по смысловому чтению важна для каждого предмета! Во всех ВПР обязательно присутствует текст, который необходимо осмысленно прочитать и извлечь из него информацию. Тексты научного типа содержат термины, для части детей это сложное задание. Сначала читаем небольшие кусочки текста, затем расширяем до объема и сложности ВПР.
Просмотровое чтение — бегло просматриваем текст, чтобы получить общее представление о теме и проблематике. Ознакомительное чтение — пытаемся понять, что хотел донести автор, выделяем главную и второстепенную информацию. Изучающее чтение — скрупулёзно анализируем текст: выявляем идеи, разбираем отдельные элементы сюжета, детали и образы. Рефлексивное чтение — медленно и вдумчиво погружаемся в текст, анализируем образы и поведение персонажей, выдвигаем гипотезы о смысле текста и пытаемся раскрыть авторскую идею, вырабатываем обоснованную позицию.
Методы и приемы формирования смыслового чтения вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации восстановление - заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. (Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов_ упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
«Чтение про себя с пометками» («Инсерт») Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Индивидуальное чтение. Читая, ученик делает пометки в тексте: 1. V – уже знал; 2. + – новое; 3. – – думал иначе; 4. ? – не понял, есть вопросы.
Стоит ли давать ВПР на дом ? С введением электронных журналов возникла возможность давать детям домашние задания отдельными файлами, которые можно составить на основе заданий ВПР. Чтобы не перегрузить детей и все же охватить больше тем, стоит заранее составить сетку домашних заданий, с элементами повторения пройденных тем. Хорошо, если задания будут не только полезными, но и интересными, например, биологическая раскраска или историческая задача.
Перед ВПР важно обсудить с детьми инструкции, касающиеся выполнения заданий. Ученики могут не понять задание и, как следствие, выполнить его неверно, записать одну цифру, а не две, или наоборот. В текстах ВПР довольно много рисунков, графиков, исторических и географических карт, поэтому в программе подготовки стоит предусмотреть похожие упражнения