Авторские материалы к творческому отчёту «Дарить добро средь суеты»
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 г. Тынды Амурской области
Цель:
- показать нравственные истоки в преподавании русского языка и литературы.
Задачи:
Обучающие:
- формировать коммуникативные умения учащихся, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
- совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
воспитывающие:
- прививать чувство любви к родному языку, к Родине, чувство гордости за русский народ;
- мотивировать интерес у учащихся к литературе, музыке , искусству;
- формировать бережное отношение и любовь к русскому языку и литературе.
Цель для учителя:
- организовать обобщение материала по теме творческого отчета, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;
- создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу во время проведения мероприятия.
Цель для ученика:
- формировать навыки монологической речи.
Методы обучения: логические, словесные.
Наглядность:
- выставка творческих работ учащихся, выставка творческих работ учителя, видеоматериалы.
Эпиграф:
Поглажу детские косички,
Куплю нарядные цветы,
Спешу, как все, как вы спешите,
Дарить добро средь суеты…
1 ведущий:
Сейчас много говорят о творческой индивидуальности учащихся, о воспитании личности Человека, Творца. А с чего начинается Человек? Не с первого ли беспомощно рассказанного стишка, сочинения-миниатюры, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к произведению художественной литературы? Утверждают, и не без оснований, наверное, что каждый ребенок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит, суждено ли развиться этому таланту, стремлению постичь сложную науку выражать свои мысли на письме и устно? Конечно же, учителю-словеснику.
2 ведущий:
Учителю-словеснику трудно работать в обстановке сознательного разрушения духовных ценностей. Даже зрелому человеку нелегко сейчас разобраться, где суета, а где истина. А как быть молодому сердцу, которое легко обмануть, ввести в заблуждение? Федяева Татьяна Геннадьевна основной задачей в своей работе ставит воспитание ученика-гражданина, человека, патриота своей страны. Высокий эмоциональный накал уроков достигается чтением стихов наизусть учащимися, использованием музыки и живописи.
(Стихотворение Екатерины Шевелевой «Воспитатели»).
Немало на меня потратили
Мечты, таланта и ума
Мои седые воспитатели –
На полке книжные тома.
Они планеты нашей летопись,
В них мысли взлет, как взмах крыла,
Я с ними обо всем советуюсь,
Включая личные дела.
Они – как в будущее лестница,
Коснешься синевы рукой –
И эта синева засветится
Твоей учительской рукой.
Иль пушкинской строфою стройною,
И, подходя к шеренгам книг,
Хочу я жизнь прожить достойную
Учителей, стремлений их.
Неверье отвергаю начисто,
За оптимизм веду бои,
…Благодарю за эти качества
ВАС, воспитатели мои.
1 ведущий:
Каждый по опыту знает, как нелегко нам даются сочинения по наблюдениям, особенно публицистического стиля. Нужно правильно выбрать тип речевого высказывания для передачи содержания. Публицистичность усиливается такими приемами как яркий, запоминающийся эпиграф, риторические вопросы, восклицания, повторы. Нужно оживить красками наиболее важные места. Ритм повествования может быть и нервным, и спокойным, и замедленным. Ваша цель – вызвать яркие эмоции и представления. Не стремитесь к наукоподобию, к внешней красивости! Пишите раскованно и естественно! Послушаем, как это получилось у наших лицеистов.
(Репортаж на тему: «Остаться в живых»).
2 ведущий:
Огромное влияние на развитие духовности подростков оказывает душевный взлет, радость открытия. Если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложно преодолеть поэтическую глухоту. Так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности, почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту русской природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением прогресса.
(Выразительное чтение наизусть стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Море»).
1 ведущий:
Сегодня, как никогда, необходима целенаправленная работа по воспитанию и обучению личности. Художественное слово вдохновляет людей, оказывает на них нравственное воздействие. А быть самостоятельным – это характерное свойство растущего человека, особенно в старших классах, когда появляются новые черты личности, выше становится способность лицеистов к анализу, синтезу и обобщениям.
(Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Радость»).
2 ведущий:
Работать творчески, искать пути и средства воздействия на своих учеников, углублять их представления о жизни – это каждодневная работа учителя. Отношение к учителю зависит от многих составляющих. Главная составляющая – это нравственный облик , а самые простые составляющие этого образа: аккуратность, правдивость, терпение – словом всё, что в давние времена называлось прописями. Элементы современного идеала учителя русского языка и литературы: доброжелательный характер, здоровый внешний вид, ум, хорошая осанка и пластика движений, стройная спортивная фигура, ухоженные волосы, индивидуальная манера одеваться и говорить, приятный голос, интересные черты лица. «Благодаря Татьяне Геннадьевне мы научились быть добрее»,- написал в сочинении Кляшторный Виталий. Говоря о личности учителя, хочется вспомнить слова И.С.Тургенева: «Жалок тот, кто живет без идеала».
1 ведущий:
Для учителя и ученика ясно одно, что постижение искусства – это совместный процесс творчества. О чем бы ни был урок литературы, всегда есть возможность вдохнуть поэзию в юное сердце, приподнимая его из суеты будней к поэтичности. Очень важно не только то, что ученик знает, а что он чувствует! На таких уроках зарождается образность памяти, мышление, именно через чувство подростку легче всего овладеть глубиной философского видения мира. И в этом так помогает преображающая сила поэзии.
(Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»)
2 ведущий:
Своей первой задачей на уроке литературы учитель считает создание определенного переживания, эмоциональное воздействие стихотворения помогает понять искусство слова, учит глубоко осваивать образы и идеи, которые хотел донести до нас поэт, помогает овладеть гражданственным пафосом и воспитывает чувство патриотизма, особенно в исполнении хорошего чтеца.
(Евгений Евтушенко «Баллада о штрафном батальоне»).
1 ведущий:
Замечательные уроки рождаются из гармоничного слияния литературы со всеми видами искусства. Без музыки нет фантазии и окрылённости. Она живет в сердце и движет поэзию, незримо присутствует во всех глубоких и интимных чувствах человека. Она обостряет мысли и чувства ,освобождает лицеистов из плена грубости, чёрствости и косноязычия. Ведь каждый слушает не один, а вместе со всеми, и время словно замирает, останавливается, а мы думаем о себе, о мире вокруг нас и становимся лучше.
2 ведущий:
Без литературы жизнь бедна и тускла, а музыка обостряет мысли и чувства, поэтому ее нужно вдохнуть в каждое сердце, чтобы откликнулось оно на красоту и доброту, было трепетно и благородно, ведь человек – часть природы, он связан с небом и землей крепкой связью. Музыка на уроке русского языка и литературы… Здесь все зависит от задачи учителя, от его знаний, культуры и эрудиции, а чем значительнее они, тем богаче и влияние педагога на своих учеников.
( Танец)
Учитель:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Это слова К.Г.Паустовского, их нужно помнить. Ведь самые яркие впечатления человек выносит из детства, именно в детстве что-то западает в душу на всю жизнь.
( Исполнение заключительной песни).
Обращение от лица учащихся (Оригинальные требования личностного подхода):
Учителя!
Прошу считать меня Человеком!
Прошу верить в меня!
Прошу надеяться на меня!
Прошу понимать меня!
Прошу быть великодушными ко мне!
Прошу терпеть меня!
Прошу не бояться за меня, ведь я не маленький!
Пять глаголов личностного подхода:
Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!
5