Эссе на тему «… дарить добро средь суеты… »

1
2
Материал опубликован 27 November 2016 в группе
Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области


 

- Ира, иди сюда, посмотри, кто идет!

- А кто это?

- Моя любимая учительница.

 Этот диалог я услышала однажды в юности и запомнила его на всю жизнь. И хотя в то время речь шла не обо мне, я, как завороженная,стояла в лучах неяркого сентябрьского солнца, и мое сердце замирало от сладкого предчувствия, что это будет когда-нибудь сказано и обо мне.

Шли годы, я стала учителем. Я полюбила свою сложную профессию и эту любовь прививаю своим ученикам. А с ними с каждым годом становится работать все труднее и труднее.

Наш Мир не стоит на месте, а мы все время «выживаем». Наши продвинутые дети быстро поняли это, стали мобильными и гибкими. Они знают, чего хотят в жизни, их интересует зарабатывание денег,у них высокий уровень притязаний. А я не перестаю задавать себе вопрос: «Как преподавать в школе «высокие науки», когда в обществе полностью поменялись ценностные ориентации?»

К моему сожалению, учитель русского языка и литературы сейчас уже не воспринимается, как кладезь знаний, как человек, который поймет и поддержит в любую минуту. Теперь люди, и дети в том числе, мыслят навязанными стереотипами, которые созданы современными СМИ.

На нас смотрят, как на учителей из сериала «Папины дочки», «Школа» или проекта «Наша Раша». В сознании многих детей учитель русского языка- это старая «грымза», нагружённая тоннами непроверенных тетрадей и извечной проблемой, где взять денег. Но я стараюсь поломать эти стереотипы и учу ребят мыслить, чтобы они смогли в дальнейшем решить любую жизненную проблему.

Еще Н.В. Гоголь постепенно пришел к мысли, что изменения в жизни надо начинать с преображения человеческой личности. Вот и я свое главное назначение вижу в воспитании ученика-гражданина, в становлении личности Человека посредством своих предметов.

А с чего начинается Человек? Не с первого ли беспомощно рассказанного стишка, сочинения-миниатюры, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к произведению художественной литературы? Утверждают, и не без оснований, наверное, что каждый человек рождается неповторимым и талантливым. От кого же зависит, суждено ли развиться этому таланту, стремлению постичь сложную науку выражать свои мысли на письме и устно?

Конечно, учителю. Вы когда-нибудь видели, как рождаются детские стихи, сказки, рассказы? Вы наблюдали за детьми, когда они заняты своим творческим проектом? Задумались над словом, темой? А когда они, пораженные и удивленные, заинтересованные твоим заданием, открыли для себя страну Лингвистику и посмотрели благодарными глазами…

Мне, как и любому учителю-словеснику, в наше время трудно работать в обстановке сознательного разрушения духовных ценностей. Зачастую современная школа пожинает не то, что «посеяла» сама, а то, чему «учат» современное ТВ и Интернет.  Даже зрелому человеку нелегко сейчас разобраться, где суета, а где истина. А как быть молодому сердцу, которое легко обмануть, ввести в заблуждение? Поэтому результатом работы я хочу видеть хорошие семьи своих выпускников, их достойную зарплату, счастливые и благодарные лица.

Я внушаю им мысли о том, что литература научит жизни и человеческому общению, если ее внимательно и вдумчиво читать. Я учу образному видению и логическому осмыслению увиденного и прочитанного, учу стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей.

По сочинениям и другим творческим работам я изучаю своих учеников, проникаю в их духовный мир. Любая работа скажет о своем авторе многое. Каждый ученик в ней создает свой образ и индивидуальное видение мира, ведь наука оперирует логическими понятиями, а искусство - образами. Я пробуждаю у ребят вкус к творчеству, интерес к исследованию, вовлекаю их в свой предмет и делаю это азартно, стараясь всех удивлять.

Я убеждена, что если нет интереса и удивления, то нет и успеха. Работая творчески, я ищу пути и средства воздействия на своих учеников, расширяя их представления о жизни, открывая в ней родник становления личности Человека. А если вдруг в какой-то момент появилась пессимистическая нотка, так ведь это только от усталости. Срабатывает защитная реакция, чтобы не «сгореть», как сказочная птица феникс: ведь, к сожалению, среди нас нет волшебников, способных возрождаться из пепла.

Многолетняя работа в школе не лишила меня постоянной ответственности за обучение и воспитание молодого поколения. Это тяжелый труд – научить ребенка внедриться в современную жизнь. Но это мой крест, и я его буду нести до конца.

Для меня ясно одно, что для учителя и ученика постижение основ жизни посредством искусства- это совместный процесс творчества. Чтобы достичь успехов в работе с ребятами, нужно идти вглубь себя. В одном из писем Б. Пастернака есть такие слова: «…забирайте глубже земляным буравом, мой друг, и в себя! В себя! И только в себя! И если там не найдете народа, земли и неба, то и нечего больше искать…»

О чем бы ни был урок литературы, всегда есть возможность вдохнуть поэзию в юное сердце, приподнимая его из суеты будней к поэтичности. А для меня важно не только то, что ученик знает стихотворение, но и как он его чувствует! На таких уроках и зарождается образность памяти, ассоциативность мышления, любовь к тому, что иногда нелегко полюбить. Именно через чувство ребенку, на мой взгляд, легче всего овладеть глубиной философского видения мира. И в этом так помогает преображающая сила поэзии.

А иногда можно помолчать и послушать музыку. Ведь музыка обостряет мысли и чувства, освобождает детей из плена грубости, черствости, косноязычия. Важно, что каждый слушает не один, а вместе со всеми, и время вокруг словно замирает и останавливается на миг. Уверена, что каждый из нас в эти минуты становится лучше, думает о себе, о мире вокруг нас.

У грузинского народа есть замечательная пословица: «Это плохой человек – над ним не пела мать». Если бы мы чаще вдумывались в мудрые слова народа, наверное,среди нас хамства и невежества было бы меньше. Спросите у детей: «Кому из вас в детстве пели колыбельные песни и читали сказки перед сном?» В ответ мы увидим только удивленные и растерянные глаза детей.

А ведь самые яркие впечатления человек выносит из детства. Известно, что М.Ю. Лермонтов, рано потерявший мать, хотел вспомнить песню, которую она ему напевала. Мотива этого он так и не вспомнил, но, возможно, подсознательно мелодия пробудила в нем «песенный дар» и «созвучье слов живых». Вспоминая голос матери, он обрел и свой голос поэта.

Для меня в работе важно, чтобы под влиянием русского слова, музыки и живописи дети переживали душевный взлет, радость открытия, и в дальнейшем от них можно было ждать больше чуткости, добра к людям, меньше ожесточения и замкнутости.

Я стараюсь работать так, чтобы ребенок понял, что «Литература - это для меня! Это про меня! А попробуйте научить в современной школе ребенка читать книги, если классическую литературу в СМИ предлагают изучать в сокращенном варианте. А научить исследовать? Не все способны к такому сложному и кропотливому труду. А вот в Интернете- пожалуйста! Сотни вариантов. Но я убеждена, что в каждом ученике заложены огромные творческие возможности, но часто они не реализуются вообще или раскрываются не полностью. А виноваты в этом мы, педагоги и родители.

Правда одними призывами к поискам духовности и человечности на своих уроках я не обхожусь. Я целенаправленно прививаю это ученикам всем своим педагогическим мастерством и личными качествами. Я учу их общаться и обустраивать свою жизнь, так как считаю, что без настоящего человеческого общения и продвижения вперед наша жизнь была бы тусклой и бедной. Я не стесняюсь рассказывать ребятам о себе, о своей жизни, стараюсь вдохнуть доброту и красоту искусства слова, чтобы детское сердце откликнулось на мою искренность и затрепетало благородством.

Стараясь понять и улыбнуться маленькому человеку, я даю ему возможность идти по жизни уверенно и с любовью в сердце. Теперь я часто слышу слова:

- Женя, ты что остановился?

- Мама, я увидел свою любимую учительницу.

- Кого? Кого?

- Татьяну Геннадьевну…

Комментарии

Искренне и душевно! Спасибо!

28 April 2017

Спасибо за добрые слова.

28 April 2017