Авторская программа детского лагеря «Добро из рук в руки»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1 городского округа Шуя Ивановской области
Методическая разработка программы лагерной смены
«Добро из рук в руки
Разработала учитель начальных классов
Рымина Анастасия Викторовна
Шуя
2017
Пояснительная записка
В летний период каждый ребенок мечтает на время забыть о школе и просто наслаждаться прекрасными теплыми днями в веселой компании. И, конечно же, в их списке «летних совершений» обязательно будут значиться такие пункты, как найти новых друзей, влюбиться и сделать что-то запоминающееся, чтобы дождливой осенью, сентябрьскими днями, чтобы было что рассказать своим школьным приятелям.
Возникает вопрос: где можно выполнить этот план-максимум? Поехать куда-нибудь на курорт? Но не у всех родителей есть на это достаточно средств, да и весь отдых ребенок будет под чутким родительским контролем – какие уж тут совершения! Тогда уехать на лето к бабушке? Но там, опять же, все уже давно знакомо и вряд ли случится что-нибудь этакое.
И тут на горизонте появляется волшебное слово «лагерь». Каждый ребенок, что хоть раз был в детском загородном центре, прекрасно знает, что веселее и богаче на события места найти сложно. Тут тебе и новые знакомства, и первая любовь, и целый ворох разнообразных мероприятий, которые и делают смену яркой и интересной!
В лагере ребенок чувствует себя почти свободным, взрослым, ведь вожатый отряда это не строгий родитель, это помощник и товарищ, который поймет ребенка, поддержит, предложит много всего интересного и с радостью примет участие в детских забавах.
Но это позиция со стороны ребенка. Вожатым и начальнику смены приходится думать не только о том, чтобы детям было весело и комфортно, но и о том, чтобы смена принесла положительный результат в плане здоровья, физического, духовного и нравственного развития детей.
На данный момент существует много разнообразных тематических смен, посвященных актуальным на данный момент направлениям – это и здоровьесбережение, и приобщение к спорту, и экологическая проблематика, и социальное взаимодействие. Это далеко не все реализуемые направления, ведь каждый лагерь стремится стать особенным, самым запоминающимся.
В данной методической разработке будет освещено морально-нравственное направление, а точнее – развитие таких чувств, как доброта, эмпатия, взаимовыручка, отзывчивость.
В современном мире, к сожалению, все чаще мы воспитываем равнодушных детей. Причин данного явления можно назвать сколько угодно – появление эгоизма из-за чрезмерного потакания со стороны родителей и окружения; отсутствие тяги к чтению детской литературы и замена его на игры на компьютере/телефоне; отсутствие домашних питомцев, нуждающихся в заботе ребенка; содержание современных детских мультфильмов, которые ради зрелищности заполняются чем угодно, кроме морального аспекта, либо он настолько слабо выражен, что дети и не обращают на него внимания. Конечно, это относится не ко всем детям, но, как показали наблюдения во время педагогической деятельности, чувство эмпатии, отзывчивости и взаимовыручки у современных детей, в среднем, находится на очень низком уровне.
Целью данной методической разработки является воспитание у детей потребности в совершении добрых дел.
Программой поставлены следующие задачи:
Приобщение детей к общественно полезной и значимой деятельности.
Создание условий для формирования у детей положительных морально-нравственных качеств, таких как доброта, эмпатия, отзывчивость, взаимовыручка.
Обеспечить включение каждого ребенка в совместную деятельность.
Участниками программы являются отдыхающие загородного детского центра, учащиеся 1-9 классов.
Срок действия программы составляет одну лагерную смену, 21 день.
Ожидаемые результаты:
У детей появится потребность в общественно значимой деятельности.
У воспитанников сформируются требуемые морально-нравственные качества.
Смена запомнится детям и оказанное на них педагогическое воздействие возымеет положительный эффект.
Критериями оценки результатов является желание/нежелание детей принимать участие в общей социально значимой деятельности; активность и инициативность в ходе выполнения данной деятельности; проявление требуемых морально-нравственных качеств в различных сферах жизни.
Программа реализуется в четыре этапа.
Подготовительный этап. На данном этапе ведется подготовительно работа перед приездом детей: приведение в порядок территории лагеря, оформление загородного детского центра в соответствии с тематикой смены; подготовка необходимого для смены реквизита; инструктаж педагогического коллектива.
Организационный этап (1-3 день). На этом этапе происходит заселение детей, распределение их по отрядам, первичное знакомство с тематикой смены. Проводятся мероприятия на знакомство, представление смены и отрядов.
Основной этап (4-18 день). В течении основного тапа реализуются поставленные цель и задачи программы, проводятся различные лагерные мероприятия, ведется внутриотрядная педагогическая деятельность.
Заключительный этап (19-21 день). На данном этапе подводятся итоги смены, презентуется самостоятельный проект детей, выполненный в рамках тематики смены. Происходит отъезд детей из загородного детского центра.
Содержание программы
План-сетка лагерных мероприятий
Условные обозначения: ПУВ – по усмотрению вожатого, ВД – весь день, ВТВ – в то же время.
№ дня |
Название мероприятия |
Время проведения |
|
Общелагерные |
Внутриотрядные |
||
1 |
Организационная встреча «Лагерь встречает гостей!» |
11:00 |
|
Игры на знакомство |
ПУВ |
||
Концертный вечер «Давайте знакомиться!» |
19:00 |
||
2 |
Уборка комнат и лагерной территории |
9:30 |
|
Подготовка к вечернему мероприятию |
ПУВ |
||
Концертный вечер «Мой отряд» |
19:00 |
||
3 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Маршрутная игра «Где, что и как далеко» |
12:00 |
||
Подготовка к отчету |
ПУВ |
||
Первый отчет «Наш отряд в деле» |
19:00 |
||
4 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Экскурсия |
11:30 |
||
Отрядная игра «Бастион» |
16:00 |
||
Фестиваль сказок «Как помочь герою?» |
19:00 |
||
5 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Создание уголков красоты на территории лагеря |
ПУВ |
||
Презентация уголков красоты, созданных отрядами |
19:00 |
||
6 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Спортивное соревнование «Самый!» |
11:30 |
||
7 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Подготовка материала для вечернего отчета |
ПУВ |
||
Второй отчет «Наш отряд в деле» |
19:00 |
||
8 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Организованные встречи «Мы в гости – к нам гости» |
11:30 |
||
Презентация открывающихся кружков |
19:00 |
||
9 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Подготовка к мероприятию, посещение кружков |
ПУВ |
||
Театрализированный вечер посвященный ВОВ «По следам детей-героев» |
19:00 |
||
10 |
Родительский день |
ВД |
|
11 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Подготовка к вечернему мероприятию, посещение кружков |
ПУВ |
||
Конкурсная программа «Мистер лагеря» |
19:00 |
||
12 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Выезд в ближайший город или поселок, чтобы покормить бездомных животных. Подготовка к конкурсу. |
11:30 |
||
1 тур конкурса «Добрая песня» |
19:00 |
||
13 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Посещение кружков, подготовка к мероприятию |
11:30 |
||
Конкурс «Лучший костюм» |
19:00 |
||
14 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Третий отчет «Наш отряд в деле» |
|||
15 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Подготовка в вечернему мероприятию |
ПУВ |
||
Конкурсная программа «Мисс лагеря» |
19:00 |
||
16 |
Общелагерный поход с пикником, вечерним костром и ночевкой в палатках. |
ВД |
|
17 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Посещение кружков, подготовка к конкурсу |
11:30 |
||
2 тур конкурса «Добрая песня» |
19:00 |
||
18 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Посещение кружков |
11:30 |
||
Игра «Интуиция» |
19:00 |
||
19 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Посещение кружков, подготовка к финальному отчету |
ПУВ |
||
Финальный отчет «Наш отряд в деле» |
19:00 |
||
20 |
Уборка комнат и лагерной территории |
ВТВ |
|
Подготовка к прощальному вечеру |
ПУВ |
||
Прощальный вечер «До свидания, лагерь любимый!» |
18:30 |
||
21 |
Отъезд детей из лагеря |
ВД |
Мероприятия
Организационная встреча «Лагерь встречает гостей!»
Дети заходят на территорию лагеря, складывают свои вещи в указанном месте и идут к летней сцене, садятся на скамейки. Когда все рассаживаются, на сцену выходит старший вожатый.
Вожатый: Я так рад видеть вас всех здесь! Давайте знакомиться! Меня зовут (…), и я являюсь старшим вожатым. А сейчас я хочу узнать, как зовут вас! На счет три каждый должен громко крикнуть свое имя!
На «три» каждый громко кричит свое имя. Потом вожатый проверяет, какой ряд кричит громче.
Вожатый: Вы все такие громкие, это хорошо! Значит, вы полны сил и энергии, и наша смена пройдет на «отлично»! Вы со мной согласны?
Дети: Да!
Вожатый: Вот мы все с вами и познакомились, а поближе узнаем друг друга в течении смены. А сейчас я представлю вам тех, кто будет с вами всегда рядом, ваших вожатых!
Идет представление вожатых отрядов и распределение детей по отрядам.
Вожатый: Теперь каждый из вас обрел свою новую семью на период нашей лагерной смены! Я предлагаю вам сейчас вслед за вашими вожатыми пройти в жилой корпус на расселение. Прошу вас соблюдать несколько простых правил: не толкайтесь, помогайте тем, кому нужна помощь с их вещами, и не забывайте улыбаться! Всем прекрасного дня!
Вожатые уводят детей на заселение.
Концертный вечер «Давайте знакомиться!»
На данном вечере каждый из вожатых должен показать какой-либо сольный номер. В перерывах между номерами проводятся игры с отрядами – «Кто громче крикнет свое название», «Чей отряд построит пирамиду выше», «Какой отряд споет куплет веселее», «Пять цветов» и так далее.
В середине вечера ведущий рассказывает об акции «Отряд в деле» и объявляет ее запуск.
Акция «Отряд в деле»
Каждый отряд должен хотя бы раз в день совершить доброе дело: помочь людям на территории лагеря, украсить территорию, помочь с подготовкой к мероприятию младшим отрядам и так далее. Каждое дело заносится в отрядную «Книгу добра».
В конце мероприятия объявляется открытие акции «Мой тайный друг». Суть данной акции заключается в том, что каждому человеку в отряде случайным образом поручают другого человека, которому он должен тайно делать небольшие подарочки каждый день, ни в коем случае не выдавая себя.
Концертный вечер «Мой отряд!»
Перед мероприятием каждый отряд должен подготовить по два номера – один всего отряда, где ребята назовутся, скажет свой девиз и споют отрядную песню, другой по желанию. Коллектив вожатых тоже должен подготовить свое выступление от отряда вожатых.
Ведущие будут по очереди вызывать отряды для выступления. Между выступлениями должны проводиться короткие игры с залом. Все оценивает жюри.
Маршрутная игра «Где, что и как далеко»
Предполагается ознакомительная игра по территории лагеря, цель которой – помочь детям запомнить расположение главных объектов на территории, помочь им в ориентировании по лагерю.
Каждый отряд следует по своему маршрутному листу. Вожатые должны следить за тем, чтобы все участники отряда принимали участие в игре.
Отчет по акции «Наш отряд в деле»
На первом отчете происходит презентация «Книги добра» каждого отряда. Отряды рассказывают о том, как и что записывается в их книгу, показывают ее дизайн и рассказывают о добрых делах, которые они уже успели сделать. Отряд вожатых так же должен представить свою «Книгу добра», чтобы показать пример.
На последующих отчетах ребята в творческой форме (сценки, видео ролики, переделанные песни и т.д.) рассказывают о своих добрых делах, которыми они заполнили «Книгу добра».
В финальном отчете отряд расскажет о трех своих самых запоминающихся свершениях в творческой форме.
Отрядная игра на взаимодействие «Бастион»
Игра проводится внутри отряда. Цель игры – сплотить отряд, научить каждого члена отряда доверять друг другу и работать сообща. Если отряд большой, то целесообразнее разделить его на две группы, но стоит смотреть, чтобы дети, что уже знают друг друга достаточно хорошо, попали в разные группы.
1 испытание – счет. Отряд встает в круг и закрывает глаза. Дети должны сосчитать сначала до 5, затем до 10, а потом до количества детей в круге вслух так, чтобы один человек назвал только одну цифру, цифра произнесенная вместе не считается, испытание начинается сначала. Кроме цифр произноситься ничего не должно. Испытание считается завершенным, когда каждый назовет по одной цифре до конца, не сбившись.
2 испытание – переправа. Отряд встает на одну длинную скамью. Последний должен пройти вперед так, чтобы ноги его не коснулись пола. Для этого ребенок должен плотно прижиматься к товарищам, а те должны его держать. Если человек не удерживается, и его нога касается пола, то испытание начинается сначала. Испытание считается пройденным, когда первый изначально вновь окажется первым.
3 испытание – сколько ног. Вожатый называет количество ног, на которых должен стоять отряд, постепенно уменьшая это значение. Отряд должен сориентироваться, кому стоит встать на одну ногу, а кому и взять кого-то на руки. Испытание завершается тогда, когда отряд быстро и оперативно сможет договориться при показе количества ног.
4 испытание – паутина. Отряд ставят в круг и скрепляют их руки между собой за спинами крест на крест. Задача – выбраться и встать в круг свободно держась за руки, но так, чтобы в процессе не разомкнуть рук. Испытание завершается, когда все встанут в кругу свободно держась за руки.
5 испытание – болото. Отряд встает с одной стороны коридора, перед ними два стула. Задача – перебраться на другую сторону, не касаясь ногой пола. Один ребенок или по очереди берет на себя роль переправщика и встает на один стул. Его задача переправить товарищей на другой берег, передвигая стулья (оба встали на один стул, другой перетащили вперед, перешли на него, и второй стул перетащили вперед и т.д.). Если кто-то коснется ногой земли – испытание начинается заново. Испытание завершается, когда весь отряд переправится на другой берег.
6 испытание – покрывало. Отряд встает на одно покрывало. Их задача – перевернуть под собой покрывало так, чтобы ни один челн отряда не сошел с покрывала во время этого действа. Если кто-то сойдет, то отряд начинает заново. Испытание завершено, когда покрывало под отрядом окажется перевернутым.
7 испытание – попробуй встать. Отряд делится на пары. Пары садятся спиной друг к другу на пол и скрещивают руки в локтях. Их задача – подняться с пола. Испытание завершено, когда все пары смогут подняться.
Фестиваль сказок «Как помочь герою?»
Отряды приходят, рассаживаются. Ведущий здоровается, проводит небольшой блиц-опрос по сказкам, по очереди задавая вопросы каждому отряду, (например: кто разбрасывался обувью на балу? Золушка!), а затем вызывает к себе капитанов команд, и они тянут карточки со сказками для своих отрядов [см. приложение 1]. В каждой сказке герой попал в затруднительное положение, и отряду надо будет придумать, как бы они сами смогли помочь герою решить проблему.
Затем, после совещания и обсуждения, отряды в театрализованной форме показывают свое решение проблемы, которое оценивание жюри.
Событие «Уголок красоты»
За каждым отрядом закрепляется определенный участок прилагерной территории. Отряд должен сделать этот участок красивым и уютным, так, чтобы в нем хотелось отдохнуть другим.
Вечером уголки презентуются, после чего дети могут отдохнуть в понравившемся уголке, или даже устроить там отрядным пикник, прихватив вечерний пай.
Спортивное соревнование «Самый!»
Состязание проходит в несколько этапов, между собой соревнуются близковозрастные отряды.
1 этап – полоса препятствий.
2 этап – пляжный волейбол.
3 этап – футбол.
(2 и 3 этап могут проводиться одновременно для разных возрастных групп, на разных полях).
4 этап – гонка за лидером. От отряда выбираются пять самых быстрых ребят, которые участвуют в эстафете с передачей палочки.
Организованные встречи «Мы в гости – к нам в гости»
Цель мероприятия – укрепление междуотрядной дружбы. Отряды делятся на принимающую сторону и тех, кто идет в гости. Жеребьевкой определяется, кто куда идет.
Принимающий отряд должен подготовить какое-либо развлечение для своих гостей либо в своей игровой комнате, либо где-то на территории лагеря.
Гости должны сделать небольшие подарки хозяевам и подарить их в творческой форме.
Театрализованный вечер, посвященных Великой Отечественной Войне «По следам детей-героев»
Каждый отряд выбирает себе одну историю ребенка-героя, совершившего подвиг во время войны, и рассказывает об этом в любой творческой форме: песня, сценка, стихи, танец и т.д.
Данное мероприятие имеет цель почтить память пионеров-героев, а так же вызвать у детей живой эмоциональный отклик, ведь все герои – их ровесники.
Конкурсная программа «Мистер лагеря»
От каждого отряда выдвигается свой участник. Отряд должен прийти с подготовленной визиткой участника – чем больше других детей из отряда в ней задействованы, тем лучше. Также участник должен будет подготовить номер с каким-либо своим талантом.
1 конкурс – визитка. Представление участников.
2 конкурс – реши проблему! Каждому участнику будет предложена ситуация, в которой кто-то нуждается в помощи. Участники должны будут сориентироваться и рассказать, как помогут нуждающемуся.
3 конкурс – легче легкого! Каждый конкурсант должен выбрать одну девочку из своего отряда. По команде ведущего они берут девочек на руки. Победит тот, кто дольше продержит свою соотрядницу.
4 конкурс – талант! Каждый участник представляет номер со своим талантом.
5 конкурс – поддержка. Пока участники рисуют плакат на тему «Я люблю свой отряд!», ведущий проверяет, какой отряд громче поддерживает своего конкурсанта.
Конкурс «Добрая песня»
Конкурс проводится в два этапа. От отряда могут участвовать не более трех номеров. Тематика песен – добро, добрые дела.
Конкурс «Лучший костюм»
Отрядам предлагается помогать друг другу. За данный конкурс не даются баллы отрядам, только личные грамоты победителям и создателям.
Имеются две номинации – модель и дизайнер. Каждый может выбрать себе модель и создать для нее наряд своими руками. Каждый презентуемый наряд должен сопровождаться небольшим рассказом о его выгодных сторонах.
Конкурс «Мисс лагеря»
От каждого отряда выбирается одна участница, для которой отряд подготавливает визитку. Участница готовит номер с талантом.
1 конкурс – визитка. Представление участниц.
2 конкурс – успокой ребенка. Кто-то из вожатых будет играть роль капризного ребенка, а участницам надо будет успокоить ребенка быстрее других.
3 конкурс – мамина помощница. Участницам по жеребьевке выпадет почистить и нарезать разные овощи и фрукты: картошка, лук, морковь, яблоко, апельсин и т.д.
4 конкурс – талант. Участницы презентуют свои таланты.
5 конкурс – участницы должны будут сочинить признание в любви к своему отряду, а отряд в ответ должен будет сказать, как любит свою конкурсантку.
Общелагерный поход
Позволяет укрепить дружеские внутриотрядные и междуотрядные отношения. Развивает взаимовыручку, чувство ответственности (за счет распределения обязанностей в походе) и создает особую атмосферу доверия.
Игра «Интуиция»
Игра на основе популярной телевизионной игры. Главные герои – вожатые. Каждый из них должен вспомнить какой-нибудь необычный факт о себе. Факты вывешивают на общий стенд. Отряды по очереди должны будут выбирать номинацию(факт) и говорить, кто, по их мнению, сделал ту ли иную вещь.
Прощальный вечер «До свидания, лагерь любимый!»
На прощальном вечере показываются все самые яркие номера смены, торжественно дарятся лагерю «Книги добра» отрядов. Вожатые готовят прощальные номера для своих отрядов.
Приложения
Приложение 1
«Здравствуйте! Меня зовут Красная Шапочка. Кажется, я заблудилась в лесу и не могу найти тропинку к домику моей бабушки. Помогите мне!»
«Привет, я – Буратино! Папа Карло и Мальвина хотят, чтобы я учился, но мне это так скучно! Пожалуйста, вы можеет мне помочь понять, что учеба не является скучным занятием?»
«Добрый вечер, меня все называют Золушкой. Сегодня мачеха и сестры уехали на бал, но меня с собой не взяли. А я так хочу потанцевать хоть раз! Вы можете мне помочь?»
«Здравствуйте, мое имя Аленушка. Родители сказали мне следить за братиком, но я отвлеклась на подружек, и Иванушку унесли гуси-лебеди. Помогите мне, пожалуйста, его спасти!»
«Доброго вам вечера, я падчерица. Послала меня мачеха в лес за подснежниками, а на улице-то декабрь! Вы можете мне помочь?»