Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку (9-10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
9-10 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
Лингвистика для любознательных 9-10 класс
1. Определите неправильную(ые) формулировку(и).
1. В первом предударном слоге после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ш[а]рик, ж[а]кет, ц[а]рица. Есть исключения, в которых следует произносить [ы]: лош[ы]дéй, ж[ы]лéть, к сож[ы]лéнию, двадц[ы]ти.
2.Мягкий знак обозначает мягкость шипящего (мышь, печь).
3. Во всех этих словах ударение падает на второй слог:
хозяева, оптовый, факсимиле, ходатайство, исчерпать, кремень, заплесневеть, ржаветь, граффити.
4. К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], [х]
5. Твердый знак служит для разделения согласных и гласных букв.
Ответ ______________________________________________________________
2.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
шутов, драконов, полуостров, рыболов, фараонов, ковров, голов, вольтов, основ;
степей, волей-неволей, мышей, рыжей, батарей, суховей, шей (от шея), апогей, ушей, взашей.
Ответ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Один лингвист изучал сочетания слов друг с другом и записывал слова в таблицу.
3.1. Что именно изучал лингвист?
3.2. В какой из столбиков следует записать слова объявление, заноза, преступник, пальто, аджика, Москва.
3.3. Дополните каждый из столбиков двумя примерами.
поезд |
облака |
сосулька |
село |
бабушка |
ткань |
мороз |
рукопись |
фотография |
столб |
туман |
доска |
лед |
снег |
тишина |
дом |
помада |
облака |
колонна |
карандаш |
туман |
печать |
причина |
лозунг |
облака |
село |
колокол |
Ответ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подчеркните те слова, которые имеют двойные согласные.
Артил..ерия, гал..ерея, гум..анизм, гостин..ая, дес..ерт, драм..атический, интел..ект, ип..одром, кавал..ерия, кол..ичество, патис..он, пред..верие, пьес..а, апел..яция, рас..четливый, кристал..ьный, цел..юлоза, эм..грация.
5. Замените три выделенных прилагательных одним. Запишите прилагательное в начальной форме.
Они бродили по безлюдной улице и говорили о Мише.
- Он ничтожный человек, всегда говорит неправду! -воскликнул один. Смотрит рассеянными глазами и молчит! -вторил ему другой.
Ответ ___________________________________________________________________
6. Составьте задачу, аналогичную предыдущей.
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем интересно с синтаксической точки зрения предложение:
В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (А.С.Пушкин)
Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите синтаксическую роль фразеологизма в каждом из предложений.
Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен.
Битый час пытаюсь доказать, что играть следует в старом составе.
Я прошу тебя не кричать во всю Ивановскую.
Обещал золотые горы, но скоро забыл о своих обещаниях.
Все эти красоты казались отдыхающим земным раем.
В ответ на замечания он только выразительно хлопал глазами и молчал.
Не видать тебе царской дочери как своих ушей!
Теперь он может возмущаться сколько душе угодно.
9. Расставьте недостающие знаки препинания.
Все немцы партизаны дети англичане смотрели друг на друга с удивлением.
Часы наверху сначала скрипели и наконец пробили они два звонких удара.
Мы так и не узнали ни кто звонил в нашу дверь ни что ему было нужно.
Люди мчались из этого села со всех ног сами не зная куда.
Подумайте что будет когда турнир окончится и когда уедут все гости.
Послушай Федор послушай меня хоть раз право я мудрее чем ты думаешь.
10. Сгруппируйте предложения с точки зрения допущенных в них грамматических ошибок (нужно назвать вид ошибки). Дополните каждую из групп своим примером.
1. Приехав в столицу, мне стало грустно, не хотелось даже выходить на улицу.
2. Как-то раз я услышал от знакомых, что есть одна семья, которая берет к себе и растит волчат.
3. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.
4. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Катаева своего детства, которая находилась вблизи кинотеатра.
5. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.
6. Окончив лицей, у меня появилось желание продолжить образование в университете.
7. Я согласна с автором, что истории Пушкина и Лермонтова являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушия и жестокости людей.
8. Когда мы уже наполнили грибами целые корзины, но кое-кто все-таки не собирался уходить из леса.
9. Навстречу ему выбежала здоровенная собака с торчащими ушами и счастливой мордой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264.
2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО).
3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18)