Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку (5–6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
5-6 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
1. Сколько глухих согласных звуков произносится в предложении Успею ли я купить билет на этот поезд?
Ответ __________________________________
2. В каком варианте ответа во всех словах ударение падает на последний слог?
1) щемит, баловать, банты
2) звонит, документ, красивее
3) углубит, принять, шарфы
4) инструмент, свекла, феномен
5) поняла, столяр звонят
Ответ ____________________________________
3. В какой строчке нет ошибок в правописании гласной в корне слова?
1) выросли на полянке, посидеть от горя, развевался флаг;
2) покосились от старости, хвостатый зверь, покарять города;
3) разгорелись на время, сложили в кучу, разрядил посевы;
4) настоящее наваждение, плотно утрамбовать, говорить шепотом.
Ответ ____________________________________________________
4. Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Разделите данные слова на группы, назовите основание для такого разделения, добавьте в каждую группу по 2 своих примера: вымокнуть, молодость, выровнять, уравновесить, здоровый, горняцкий, блистательный, усложнить, скакать, прочитать, блестящий, загорелый, озаряемый, расположение, измерять, придираться, промокашка, растительный, избиратели, подскочить, занимать, неразбериха, подростковый, расстилаться, уклоняться, полотняный, отложить.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какое существительное правого столбика сочетается со всеми существительными из левого столбика?
история |
войны |
центр |
города |
улицы |
музыки |
жители |
муравейника |
Ответ ___________________________________________________________
7. Составьте свою задачу, аналогичную предыдущей.
Ответ
8. Найдите грамматические и речевые ошибки и исправьте их.
1. Иван был круглой сиротой.
2. Это образец демонстративный, он не продается.
3. Восемь килограмм апельсинов были куплены на праздник для нашего класса.
4. С берега увидели, что в озере утопает человек.
5. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.
6. Самый талантливейший поэт 19 века, безусловно, А.С.Пушкин.
7. С шестидесятью рублями не разгуляешься.
8. Он довел учителя до белого колена.
Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
1. 10
2. 5
3. 4
4. Собственные имена часто образуются из нарицательных. Имена людей: Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия; клички животных: Шарик, Зорька; названия населенных пунктов: Зима, Горки; печатных изданий: «Правда», «Пионер»; художественных произведений: «Хамелеон», «Богатыри».
Значительно менее регулярно собственные имена могут переходить в нарицательные: ампер, бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген, силуэт, хулиган, шевиот и др.
5. 1) Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями: молодость, здоровый, полотняный; 2) корни, правописание которых зависит от суффикса -а-: блистательный, прочитать, придираться, избиратели, занимать, неразбериха, расстилаться; 3) корни, правописание которых зависит от ударения: горняцкий, озаряемый, измерять, загорелый, уклоняться, усложнить; 4) корни, правописание которых зависит от согласного: скакать, расположение, растительный, подскочить, подростковый, отложить; 5) корни, правописание которых зависит от смысла: вымокнуть, выровнять, уравновесить, промокашка.
6. Города
8. 1. Иван был круглым сиротой.
2. Это образец демонстрационный, он не продается.
3. Восемь килограммов апельсинов было куплены на праздник для нашего класса.
4. С берега увидели, что в озере тонет человек.
5. Содержимое пакета нужно залить кипятком.
6. Самый талантливый поэт 19 века, безусловно, А.С.Пушкин.
7. С шестьюдесятью рублями не разгуляешься.
8. Он довел учителя до белого коления.
Использованная литература
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264.
2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО).
3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18)