Материалы к занятию «Знакомство с программой Bryce. Создание простейшего ландшафта» (элективного курса «Трехмерная компьютерная графика. Corel Bryce»)
Смотря очередной фильм, вы, наверное, часто замечаете, что создатели фильма в большей мере используют компьютерную графику. Очень часто встречаются изображения ландшафтов, сделанные с помощью компьютерной графики. Наверняка и вам хотелось создать нечто подобное.
Сегодня на занятии мы этим и займемся, попробуем спроектировать примитивную местность. Рассмотрим главные, часто используемые функции. Существует много разных программ для моделирования, но мы будем использовать более простую, но несмотря на это, позволяющую создавать очень сложные по композиции изображения – Corel Bryce.
Одно из основных достоинств этой программы — простота в освоении и использовании. Это 3D-редактор, в котором модели можно размещать подобно игрушечным кубикам, конструировать и интерактивно настраивать рельеф местности, с легкостью изображая небо, камни, деревья, озера и выбирая одну из множества текстур для окончательного формирования поверхности земли. Качество поставляемых с ним средств превращает его не просто в 3D-редактор, а в некую библиотеку компонентов, из которых вы можете сложить свой мир, так же, как из деталей детского конструктора. Corel Bryce - это мощный и реалистичный рендеринг, благодаря которому даже новичок может за полчаса построить сцену, по качеству мало отличающуюся от фотографии.
Давайте рассмотрим Bryce поближе и создадим с его помощью первую виртуальную сцену.
Что нам понадобится: конечно, сама программа, ну и, конечно, ваш творческий потенциал.
Система Bryce 5 в целом относится к классу программного обеспечения, известному как генераторы фрактальных ландшафтов, хотя этим её возможности не ограничиваются. (Фрактал имеет больше двух, но меньше трех измерений.)
Bryce 5 позволяет вам создавать не просто фотографически правдоподобные картинки и анимации, но и миры, существующие только в вашем воображении, построенные по придуманным вами законам физики и геометрии, где реальность подчиняется принципам, которых нет больше нигде во Вселенной. Это могут быть сюрреалистические миры, в которых привычные элементы (скалы, деревья, горы, вода и небеса) совершают действия, запрещенные земными законами физики. Bryce 5 – система, которая позволит реализовать ваши уникальные способности и воплотить самые причудливые фантазии.
Установка параметров документа - это первый шаг, с которого начинается работа в среде Bryce 5.
В окне Document Setup устанавливаются все основные параметры создаваемого документа. Наиболее важные из них - выбор разрешающей способности для изображения Document Resolution (Разрешение документа) и соответствующей пропорции для формата Document Aspect Ratio (Формат документа). Разрешающая способность документа позволяет определить, как смоделированный системой Bryce 5 пейзаж будет представлен на экране монитора.
В правой части окна Document Setup расположен список общепринятых размеров с широким набором возможных способов вывода, начиная со стандартного компакт-диска и заканчивая некоторыми размерами кинопленок. Щелчок по элементу списка изменяет разрешающую способность в соответствии с вашими требованиями. Рендеринг с большим разрешением требует значительных затрат времени, но позволяет получить более качественное изображение. В конечном итоге выбор разрешения зависит от того, где вы собираетесь показывать результат своей работы.
Всегда работайте с максимально возможным размером экрана, даже когда конечное изображение составляет 1/2 или 1/4 этого формата. Такой подход позволит вам лучше видеть происходящее на экране и более точно управлять вашими «актерами» (моделями и другими элементами), что особенно важно при работе с очень сложными изображениями.
Далее вы оказываетесь в рабочей области.
Рассмотрим инструменты, которые чаще всего будем использовать при построении изображений.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1458188783.png (250x360)
1. Предварительный просмотр. Редактор предварительного просмотра обычно используется при настройке источников света и общей контрастности изображения.
2. Выбор вида. Щелкая по пиктограмме последовательно, вы увидите все имеющиеся изображения, а двигая мышь с нажатой кнопкой, просмотрите их по порядку.
3. Управление перекрестьем камеры. Инструмент Camera Cross Controls (Элементы управления перекрестьем камеры) представляет собой виртуальный джойстик и может быть использован для точной настройки направления камеры.
4. Крен и масштаб. Слева находится кнопка Bank (Крен), справа -Zoom (Масштаб изображения). Эти элементы управления работают, если водить по ним мышью с нажатой кнопкой (влево или вправо)
5. Трекбол.
Итак, начнем проектировать наше первое трехмерное изображение, а точнее простейший ландшафт.
Для начала мы выберем атмосферу, а точнее небо. Небо можно делать на своё усмотрение, выбирая точные настройки, но мы пока будем использовать уже готовые. Нажмем на треугольник, рядом с кнопкой Sky&Fog, которая расположена на верху вашего экрана.
После того, как вы выбрали вам понравившееся небо, вы должны прикинуть, что будет представлять из себя ваше изображение. Пусть в нашем случае, это будет водная местность с небольшим островком.
Выбираем воду. Для этого, на панели Create (создать) выберем значок с изображением воды. На экране моделирования появится плоскость – это и есть наша вода. Для неё тоже можно выбрать вид поверхности. Для этого, если плоскость не активна, нужно щелкнуть на поверхность левой кнопкой мыши, этим самым сделать воду активной. Чтобы узнать, стал ли предмет активным, после щелчка на него, предмет окрашивается в красный цвет. Что бы увидеть варианты воды, нужно нажать на маленькую кнопочку «М» которая находится возле вашего объекта.
Вам открывается окно, где нужно выбрать раздел Water&Liquids – там и есть виды.
Просмотрим результат проделанной работы:
Теперь сделаем небольшой островок, для этого щелкнем на панели Create изображение горы. У вас появится гора произвольного размера и вида. Можно, сделать гору такой формы, какой мы пожелаем, для этого нужно нажать на маленькую кнопочку «E». Изменение размера и формы объекта осуществляется черненькими «квадратикам-ползунками». Они находятся на концах объекта, а так же «внутри».
Теперь выберем текстуру для нашей горы (островка). («М»)
Теперь установим на нашем островке дерево. Щелкнем на треугольник с надписью Create и выберем пункт Trees , и выберем понравившееся растение. Установим на нужное место нашу пальму.
Вот всё и готово! Ну а для того, чтобы увидеть вашу картинку в нормальном, готовом виде, нажмем один раз на большой круг – Render .
Когда изображение будет готово, сохраним его ( File, Save as…)
Думаю, что процесс вам показался не очень трудным. Поэтому сейчас самостоятельно, используя рассмотренные объекты и команды программы, создайте свой первый трехмерный ландшафт.
(Самостоятельная работа учащихся)
И со временем вы освоите остальные функции программы. А функций у этой программы очень много. Сегодня мы узнали только самое простое и главное в основном управление.
Домашнее задание
Создать на листе бумаги проект дендрария (Дендрарий – ботанический сад (или его часть), в котором выращиваются различные деревья и кустарники). При создании проекта можно выполнять рисунки самостоятельно, используя различные техники рисования, а можно использовать готовые изображения деревьев из журналов, газет, открыток, фотографий и т.п. – создать аппликацию.