Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» (для профессии СПО)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО: зам.директора по УМР ___________ Н.А. Ряснянская «____» _____________ 20__ г. |
УТВЕРЖДАЮ: зам.директора по УР _____________ И.М. Гайдай «____» _____________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Компьютерная графика
для профессии СПО
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки)»
Разработчик:
Филатова Ю. А., преподаватель
Ф.И.О., должность
Лиски 2016
Пояснительная записка
Элективный курс «Компьютерная графика» входит в образовательную область «информатика». Курс рассчитан на 35 учебных часов (по 1 часу в неделю в течение учебного года).
Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе.
Данный элективный курс “Компьютерная графика” способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Предметом изучения являются принципы и методы цифровой обработки изображений с помощью растровых и векторных графических редакторов.
Целесообразность изучения данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки графической информации. Учащиеся получают навыки цифровой обработки изображений, которые необходимы для их успешной реализации в современном мире.
Цели курса:
- познакомить учащихся с современными принципами и методами цифровой обработки растровых и векторных изображений
- развить творческие и дизайнерские способности учащихся
Задачи курса:
- дать глубокое понимание принци пов построения и хранения изображений;
- изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
- научить учащихся выполнять обмен графическими данными между различными программами.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса — обучение навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию векторных иллюстраций, а также работа с растровыми изображениями (создание анимированных изображений, ретуширование фотографий).
Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется групповая работа, проектный метод обучения.
Метод проектов.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Компьютерный практикум.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум).
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Содержание элективного курса «Компьютерная графика»
В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:
основные принципы создания, редактирования и хранения изображений;
приёмы обработки изображений в растровом графическом редакторе;
приёмы создания иллюстраций в векторном графическом редакторе.
Для редактирования растровых изображений могут использоваться программы Adobe PhotoShop или GIMP. Для создания векторных иллюстраций можно применять программы CorelDRAW, Adobe Illustrator или Inkscape. Кроссплатформенные программы GIMP и Inkscape распространяются бесплатно и относятся к свободному программному обеспечению.
1. Кодирование изображений
1.1. Растровые и векторные изображения. Особенности кодирования графической информации в растровых и векторных форматах. Понятие разрешения растровых изображений.
1.2. Кодирование цвета. Цветовые модели RBG, CMYK, HSB, Lab. Формирование цвета на экране монитора и при печати.
2. Основные этапы обработки изображений
2.1. Знакомство с растровым редактором. Работа с файлами. Определение свойств готового изображения (цветовой режим, размеры, разрешение), регулировка масштаба.
2.2. Получение цифровых изображений. Методы получения цифровых изображений – съемка цифровым фотоаппаратом и сканирование. Выбором режимов съемки (сканирования).
2.3. Общая коррекция изображения. Кадрирование, исправление перспективных искажений, автоматическая коррекция уровней, контраста и цвета. Приемы ручной коррекции изображений.
3. Обработка областей
3.1. Ретушь. Инструменты для ретуши изображений (фильтр «Пыль и царапины», инструменты «Штамп», «Лечащая кисть», «Эффект красных глаз»). Ретушь отсканированных фотографий или изображений с цифрового фотоаппарата.
3.2. Выделение областей. Инструменты для выделения областей: «Прямоугольник», «Эллипс», различные виды лассо, «Волшебная палочка».
3.3. Инструменты рисования. Инструменты рисования («Карандаш», «Кисть», «Ластик», «Заливка», «Градиент»). Создание рисунков.
4. Многослойные документы
4.1. Слои. Понятие слоя документа. Основные приемы работы со многослойными документами.
4.2. Маски и каналы. Маски и каналы. Использование режима «Быстрая маска» для выделения и создания комбинированных изображений.
4.3. Текст. Текстовые надписи, которые хранятся в виде векторных слоев. Эффекты, которые могут применяться к тексту.
4.4. Фильтры и эффекты. Применение фильтров для технической коррекции и художественной обработки изображений.
5. Анимированные изображения
5.1. Анимация по слоям. Общие принципы анимации и методы построения анимированных изображений на основе многослойных документов.
5.2. Ручная настройка анимации. Способы ручной настройки свойств анимированного изображения.
6. Подготовка изображений для Интернета
6.1. Форматы изображений в Интернете. Форматы, используемые в сети Интернет – GIF, JPG и PNG. Особенности, преимущества и недостатки. Принципы выбора формата для различных типов изображений.
6.2. Изображения с прозрачными областями. Методы создания, обработки и сохранения изображений с прозрачными областями.
6.3. Баннеры. Понятие баннера для веб-сайтов. Принципы и технологии проектирования анимированных баннеров.
7. Основы работы с векторными изображениями
7.1. Знакомство с векторным редактором. Рабочая область и панель инструментов редактора. Работа с файлами. Изменение масштаба.
7.3. Векторные объекты. Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников. Выделение объектов.
7.4. Заливка объектов. Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
7.5. Операции с объектами. Перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование.
7.6. Работа с кривыми. Понятие кривых Безье. Важнейшие элементы кривых: узлы и сегменты. Редактирование формы кривой.
7.7. Работа с текстом. Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории.
8. Работа с группами объектов
8.1. Группировка. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов. Группировка объектов.
8.2. Логические операции. Объединение, пересечение, исключение.
8.3. Эффекты. Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений. Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
9. Выполнение проекта
В течение четырёх занятий учащиеся выполняют проект на выбранную тему. Это может быть, например,
рекламная афиша
оформление обложки книги
оформление обложки DVD-диска
Работа может выполняться как в растровом, так и в векторном графическом редакторе. В качестве исходных материалов могут использоваться
снимки, сделанные цифровым фотоаппаратом
отсканированные фотографии
иллюстрации, полученные с помощью сети Интернет
На последних двух занятиях учащиеся обсуждают все выполненные работы на конференции.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел (тема) |
Кол-во часов |
Виды занятий |
Форма подведения итогов |
||
Теория |
Практика |
|||||
1. Кодирование изображений |
||||||
1.1 |
Растровые и векторные изображения |
1 |
1 |
|
||
1.2 |
Кодирование цвета |
1 |
1 |
|
||
2. Основные этапы обработки изображений |
||||||
2.1 |
Знакомство с растровым редактором |
1 |
|
1 |
||
2.2 |
Получение цифровых изображений |
1 |
|
1 |
||
2.3 |
Общая коррекция изображений |
2 |
1 |
1 |
зачет |
|
3. Обработка областей |
||||||
3.1 |
Ретушь |
2 |
1 |
1 |
||
3.2 |
Выделение областей |
1 |
|
1 |
||
3.3 |
Инструменты рисования |
1 |
|
1 |
зачет |
|
4. Многослойные документы |
||||||
4.1 |
Слои |
2 |
1 |
1 |
||
4.2 |
Маски и каналы |
1 |
|
1 |
||
4.3 |
Текст |
1 |
|
1 |
||
4.4 |
Фильтры и эффекты |
1 |
|
1 |
зачет |
|
5. Анимированные изображения |
||||||
5.1 |
Анимация по слоям |
1 |
|
1 |
||
5.2 |
Ручная настройка анимации |
1 |
|
1 |
зачет |
|
6. Подготовка изображений для Интернета |
||||||
6.1 |
Форматы изображений в Интернете |
1 |
|
1 |
||
6.2 |
Изображения с прозрачными областями |
1 |
|
1 |
||
6.3 |
Баннеры |
1 |
|
1 |
зачет |
|
7. Основы работы с векторными изображениями |
||||||
7.1 |
Знакомство с векторным редактором |
1 |
|
1 |
||
7.2 |
Векторные объекты |
2 |
|
2 |
||
7.3 |
Заливка объектов |
1 |
|
1 |
|
|
7.4 |
Операции с объектами |
1 |
|
1 |
зачет |
|
7.5 |
Работа с кривыми |
1 |
|
1 |
||
7.6 |
Работа с текстом |
1 |
|
1 |
зачет |
|
8. Работа с группами объектов |
||||||
8.1 |
Группировка |
2 |
2 |
|||
8.2 |
Логические операции |
1 |
|
1 |
|
|
8.3 |
Эффекты |
1 |
|
1 |
зачет |
|
9. Выполнение и защита проекта |
4 |
|
4 |
конференция |
||
Всего часов: |
35 |
5 |
30 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по программе элективного курса
Учащиеся должны знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике (цветовые модели);
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
методы сжатия графических данных;
проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
обрабатывать изображения в растровом графическом редакторе:
выполнять сканирование и кадрирование изображений;
выполнять коррекцию изображений: исправление перспективы, коррекцию уровней, цветокоррекцию и т.п.;
работать с областями с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка, быстрая маска и др.);
создавать многослойные документы;
раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
ретушировать и реставрировать фотографии;
создавать анимированные изображения;
обрабатывать изображения в векторном графическом редакторе:
создавать рисунки из простых объектов;
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
создавать рисунки из кривых;
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.
Учебно-методическое обеспечение
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Список литературы
Леготина С.Н. Графический редактор Photoshop. Элективный курс по информатике. 9-11 классы. 1 и 2 части. – Корифей, 2005.
Г.Д. Боутон, CorelDRAW X5. Официальное руководство. – СПб.: БХВ, 2012.