Материалы научно-практической конференции

4
0
Материал опубликован 25 February 2024 в группе

Пояснительная записка к презентации

1 страница

Тема моего опыта «Формирование читательской грамотности дошкольников,

как одна из форм профессионально – личностного развития педагога»


Знания, умения и навыки очень быстро устаревают. Поэтому, в условиях цифровизации современного общества, наиболее востребованы не они, а способность их приобретать, трансформировать и эффективно применять в различных сферах жизнедеятельности. Вот и становится актуальной проблема функциональной грамотности. Читательская грамотность —одна из составляющих частей функциональной грамотности, важнейший результат обучения.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Сказал Элвин Тоффлер Американский философ,

2страница Расположение детского сада


3страница

В результате проведённой работы по формированию читательской грамотности были созданы такие педагогические продукты (на слайде)

В результате деятельности какие изменения произошли видно на слайде.

В процессе работы использовала метод Синквейна, мнемотехнику, работали в сотворчестве с музыкальным руководителем. Использовали музыку для развития воображения и творческих способностей, вхождение в текст, обыгрывание, например, как распускается подснежник или приходит весна. Был создан клуб «Читайка». Были изготовлены интеллект – карты. Лепбуки, маршрутные карты, мнемотаблицы, банк слов. В группе был создан книгообменник, дети с родителями посещали библиотеку, вели читательский дневник.

4 страница

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (говорит о необходимости воспитания функционально грамотного человека, способного легко адаптироваться в обществе.

 

5 страница

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, умения читать, писать, считать. Современность требует от человека быть гораздо грамотнее.

одно определение на слайде.


6 страница

Рассмотрим читательскую грамотность.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный педагог? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём воспитаннике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На мой взгляд, их много (ведь это непросто проблема глобального масштаба:

Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера. Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)

Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости). Современные родители – это «поколение гаджетов и компьютерных технологий»,. У дошкольников основной механизм социализации – подражание, поэтому пример родителей способствуют формированию установки, что чтение книг — это неинтересное и ненужное занятие. Устойчивая литературная традиция, на которую опирались многие поколения в нашей стране, постепенно исчезает.

Как тогда педагогу изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?

7 страница

А заключается оно в смысловом чтение текста, Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Обыгрывание произведения разными способами. Педагоги уверены — развивать способность к осмысленному или смысловому чтению в школе уже поздно. Приучать ребёнка к работе с текстом нужно еще в дошкольном возрасте. 

8страница

Цели и задачи по формированию чит. Грамотности, которые я поставила перед собой вы видите на слайде. Для меня, как педагога ожидаемым результатом было саморазвитие, поиск новых форм работы,


9 страница

В процессе участия в проекте мной была выбрана стратегия профессионального роста, которую можно представить как цепочку взаимосвязанных и последовательно осуществляемых действий. Самоопределение в выборе позиции по отношению к воспитанию у детей основ функциональной грамотности, самоанализ результатов педагогической деятельности и применяемых средств ее осуществления. оценка собственных ресурсов. самоорганизация в реализации стремления к профессионально-личностному саморазвитию».

10 страница.

Исходя из поставленных задач мной были намечены этапы реализации проекта. ,

11, 12, 13 страница фото родители посещали музеи, библиотеки, театры. В результате во многих семьях воспитанников возродились традиции семейного чтения, появились мини – библиотеки. Было налажено сотрудничество с тюменским автором. Григорием Константиновичем Кайгородовым. Это дало определённый опыт и пользу.

14 страница

Мой опыт говорит о том, что нужно продолжать работу по формированию читательской грамотности. Выбирая ориентиры для дальнейшей работы, я исходила из того, что необходимо адаптировать новые формы и методы работы с детьми, интеграцию узких специалистов сада. взаимодействие с социальными партнерами позволяет обеспечить условия для развития интересов и склонностей наших воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Новым для меня стал и опыт разработки и апробации маршрутных карт, интеллект – карт.

15 страница литература

16 страница

Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни зависит от взрослых


презентацияPPTX / 8.56 Мб

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное автономное учреждение ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» города Тюмени Департамент образования Администрации города Тюмени Гараева Ольга Федоровна, воспитатель МАДОУ детского сада № 58 города Тюмени Научно-практическая педагогическая конференция «Профессионально-личностное развитие педагога: от выбора механизмов мотивации и рефлексии достигнутых результатов к проектированию новых «вершин» «Формирование читательской грамотности дошкольников, как одна из форм профессионально – личностного развития педагога»

Место на карте города МАДОУ д/с 58 Одесская 41 А http://сад58.рф

конспекты занятий РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ создание интеллект карт создание мнемо - таблиц создание лепбуков клуб « Читайка» маршрутные карты дневники читателя конспекты занятий критическое мышление эрудированность расширение словарного запаса саморазвитие умение дискутировать увеличение объёма памяти коммуникативные навыки

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 Высокий уровень функциональной грамотности – высокие социокультурные достижения общества Функциональная грамотность- это прямой показатель благополучия общественного развития. Низкий уровень функциональной грамотности – явный признак возможного социального кризиса

Функциональная грамотность Содействует участию людей в социальной, культурной, политической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно – коммуникативные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. По определению психолога и лингвиста Алексея Леонтьева: «Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Международные образовательные стандарты * Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, ▪ -размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, ▪ расширять свои знания и возможности, ▪ участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность - способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, - высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину ▪Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; ▪ осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; ▪ вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Читательская грамотность. Смысловое чтение. Смысловое чтение предполагает развитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, воспринимать её на слух, обдумывать, анализировать, запоминать, выделять главное в этой информации, отвечать на вопросы по тексту Приучать ребёнка к работе с текстом нужно еще в дошкольном возрасте  Текст должен быть особым: по особенному структурированным, со словами, подобранными по особым принципам, и обязательно в сопровождении наглядности, визуального ряда. «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главная сила» К.Д.Ушинский

ЦЕЛЬ : СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образовательной деятельности собственного профессионально-личностного развития повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми; повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;; расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, а также с социальными институтами. ЗАДАЧИ:

СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ «самоопределение в выборе позиции по отношению к воспитанию у детей основ функциональной грамотности самоанализ результатов педагогической деятельности и применяемых средств ее осуществления; оценка собственных ресурсов на предмет их достаточности для участия в проекте; самоорганизация в реализации стремления к профессионально-личностному саморазвитию».

Дети Родители Социальные институты Час веселого чтения. Игры - драматизации. Викторины по русским народным сказкам. Рисование по произведениям. Музыкальные импровизации. Дневники читателя. Игра-путешествие по творчеству Э.Успенского. Праздник книги. Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»     -Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов. Проект «Читающая семья» «Играем вместе» (с логопедом) Музыкальная гостиная. Выставка « Книжки – малышки» «Совместные чтения» Дневники читателя. Создание клуба « Читайка» Банк слов. Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго» Создание детской домашней библиотеки. Литературная копилка «Я дарю тебе стихи». Спектакль совместно с детьми «Красная шапочка», « Три поросёнка» Посещение библиотеки. Посещение музеев. Встреча с Тюменским автором Г.К.Кайгородовым. Этапы реализации проекта:

повышение уровня профессионального мастерства педагога, саморазвитие; внедрение новых форм сотрудничества с семьей, приобщение родительской общественности к проблеме ранней читательской грамотности, возрождение культуры совместных чтений в семье; формирование компетенций «грамотного» читателя у ребенка-дошкольника для последующего успешного обучения в школе; обновление методов и форм работы с детьми, приумножение традиций; РЕФЛЕКСИЯ ПРИОБРЕТЁННОГО ОПЫТА:

Используемая литература 1.Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016. – 1842 с. 2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 359 с. 3.Гудков, Л.Д. Литература как социальный институт: статьи по социологии литературы / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин. – Москва: Новое литературное обозрение, 2004. – 352 с. 4.Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2004. – 28 с. 5. Интернет – ресурсы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации