Пояснительная записка к презентации
1 страница
Тема моего опыта «Формирование читательской грамотности дошкольников,
как одна из форм профессионально – личностного развития педагога»
Знания, умения и навыки очень быстро устаревают. Поэтому, в условиях цифровизации современного общества, наиболее востребованы не они, а способность их приобретать, трансформировать и эффективно применять в различных сферах жизнедеятельности. Вот и становится актуальной проблема функциональной грамотности. Читательская грамотность —одна из составляющих частей функциональной грамотности, важнейший результат обучения.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Сказал Элвин Тоффлер Американский философ,
2страница Расположение детского сада
3страница
В результате проведённой работы по формированию читательской грамотности были созданы такие педагогические продукты (на слайде)
В результате деятельности какие изменения произошли видно на слайде.
В процессе работы использовала метод Синквейна, мнемотехнику, работали в сотворчестве с музыкальным руководителем. Использовали музыку для развития воображения и творческих способностей, вхождение в текст, обыгрывание, например, как распускается подснежник или приходит весна. Был создан клуб «Читайка». Были изготовлены интеллект – карты. Лепбуки, маршрутные карты, мнемотаблицы, банк слов. В группе был создан книгообменник, дети с родителями посещали библиотеку, вели читательский дневник.
4 страница
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (говорит о необходимости воспитания функционально грамотного человека, способного легко адаптироваться в обществе.
5 страница
Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, умения читать, писать, считать. Современность требует от человека быть гораздо грамотнее.
одно определение на слайде.
6 страница
Рассмотрим читательскую грамотность.
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный педагог? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём воспитаннике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.
В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На мой взгляд, их много (ведь это непросто проблема глобального масштаба:
Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера. Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)
Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости). Современные родители – это «поколение гаджетов и компьютерных технологий»,. У дошкольников основной механизм социализации – подражание, поэтому пример родителей способствуют формированию установки, что чтение книг — это неинтересное и ненужное занятие. Устойчивая литературная традиция, на которую опирались многие поколения в нашей стране, постепенно исчезает.
Как тогда педагогу изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?
7 страница
А заключается оно в смысловом чтение текста, Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Обыгрывание произведения разными способами. Педагоги уверены — развивать способность к осмысленному или смысловому чтению в школе уже поздно. Приучать ребёнка к работе с текстом нужно еще в дошкольном возрасте.
8страница
Цели и задачи по формированию чит. Грамотности, которые я поставила перед собой вы видите на слайде. Для меня, как педагога ожидаемым результатом было саморазвитие, поиск новых форм работы,
9 страница
В процессе участия в проекте мной была выбрана стратегия профессионального роста, которую можно представить как цепочку взаимосвязанных и последовательно осуществляемых действий. Самоопределение в выборе позиции по отношению к воспитанию у детей основ функциональной грамотности, самоанализ результатов педагогической деятельности и применяемых средств ее осуществления. оценка собственных ресурсов. самоорганизация в реализации стремления к профессионально-личностному саморазвитию».
10 страница.
Исходя из поставленных задач мной были намечены этапы реализации проекта. ,
11, 12, 13 страница фото родители посещали музеи, библиотеки, театры. В результате во многих семьях воспитанников возродились традиции семейного чтения, появились мини – библиотеки. Было налажено сотрудничество с тюменским автором. Григорием Константиновичем Кайгородовым. Это дало определённый опыт и пользу.
14 страница
Мой опыт говорит о том, что нужно продолжать работу по формированию читательской грамотности. Выбирая ориентиры для дальнейшей работы, я исходила из того, что необходимо адаптировать новые формы и методы работы с детьми, интеграцию узких специалистов сада. взаимодействие с социальными партнерами позволяет обеспечить условия для развития интересов и склонностей наших воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Новым для меня стал и опыт разработки и апробации маршрутных карт, интеллект – карт.
15 страница литература
16 страница
Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни зависит от взрослых