Медицинская этика
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Проектная работа Ученицы 11 класса МБОУ СОШ с.Сурх-Дигора Цопбоевой Камиллы Анатольевны Руководитель: Авсанова Виктория Артуровна
История медицины и практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывают, что медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный медицинский работник не обладает необходимыми морально-этическими качествами.
Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль, нравственность. Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Наряду с термином «медицинская этика» часто применяется термин «деонтология» (от греч. «deon» - должное, долг и«logos» - учение, слово) - учение о должном поведении медицинских работников. Впервые это понятие было введено в начале XIX в. английским юристом и философом И. Бентамом.
Необходимый вклад в развитие отечественной медицинской этики был внесен такими крупными клиницистами как М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин и др..
Вся деятельность медицинских работников посвящена важнейшей задаче - охране здоровья населения. Здоровье - благо и счастье для каждого человека и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа. В процессе исторического развития отдельные профессиональные группы вырабатывали и старались закрепить моральные нормы, регулирующие отношения ее членов между собой и с обществом, в своеобразных уставах, кодексах, «клятвах».
Первой клятвой на верность своему профессиональному, долгу была клятва Гиппократа, в которой в сжатой и образной форме перечислялись обязанности врача по отношению к больным и их родственникам, к своим учителям, запрещались действия, которые могут причинить физический или моральный вред больному или близким ему людям.
Разработка и принятие Этического кодекса медицинской сестры России - это важный этап реформы сестринского дела в нашей стране. Он составлен с учетом новых направлений развития сестринского дела в России, современных представлений о роли в обществе профессии медицинской сестры, как самой массовой из медицинских профессий.
МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Принцип «не навреди» (модель Гиппократа). 2. Принцип «делай благо» (модель Парацельса) 3. Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель) 4. Принцип уважения прав и достоинства человека.
Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Принцип «не навреди» (модель Гиппократа). В «Клятве Гиппократа» отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать принципу «не навреди»: физическая (правильно лечить, выбирать метод лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическая и правовая (неразглашение врачебной тайны), нравственная(уважение и благодарность своим учителям, коллегам).
Принцип «делай благо» (модель Парацельса) «Модель Парацельса» - это такая форма взаимодействия медицинского работника с пациентом и его родственниками, в которой нравственные отношения между ними являются одним из главных элементов терапии. «Благодеяние», «благотворительность», «милосердие» являются неотъемлемой составляющей взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с принципом «твори добро».
Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель). В основе данной модели лежит принцип соблюдения долга deontos по-гречески означает должное. Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения.
Принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Основной моральный принцип биоэтики.
В связи с большими достижениями в биологической и медицинской науке и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. медицинский работник иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики).
Основные проблемы биомедицинской этики Трансплантация органов Эвтаназия Аборт
Для медицинской сестры, работающей в специализированных учреждениях хирургического профиля, может оказаться немаловажной выработка этической позиции по отношению к такому важнейшему достижению медицинской науки ХХ в., как трансплантология.
Сегодня пересадки затрагивают практически все жизненно важные органы: почки, сердце, печень, поджелудочную железу. Однако трансплантология породила много сложных этических и правовых проблем, связанных с определением прав и обязанностей донора и его родственников, реципиента и медицинских работников, всех нюансов их взаимоотношений. В настоящее время главным правовым документом в этой области в России служит «Закон РФ о трансплантации органов и (или) тканей человека». В нем отражены принципы трансплантации человеческих органов. В то же время данный закон не вполне совершенен и не дает ответа на все этические вопросы
Эвтаназия – намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного по его просьбе, с целью прекращения его страданий.
22 ноября 2011 года в России был принят закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". В нем, в частности, есть отдельная статья, в которой прописан запрет на эвтаназию в РФ. Активная и пассивная эвтаназия считаются преступлением и квалифицируются как умышленное убийство.
Врач, работающий в специализированном учреждении, оказывающем медицинскую помощь женщинам, не может не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации, относящихся к современным формам медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Скажем, представляет ли аборт нарушение основного принципа медицинской этики — «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопросы зависят от профессиональной подготовленности и нравственных принципов врача.
ЭКО - революционное достижение двадцатого века. Неоднозначно встречено духовенством, т.к. с одной стороны, происходит вмешательство в сам процесс зарождения жизни, но с другой стороны - позволяет иметь долгожданного ребенка в бесплодном браке. Проблема ЭКО также связана со статусом эмбриона (в процессе ЭКО уничтожаются «эмбрионы-дублеры») - с какого времени плод считать живым? Современная наука считает, что человек как биологический индивидуум формируется с момента слияния родительских половых клеток.
Одним из принципов профессиональной медицинской этики и деонтологии является врачебная тайна, как учение о поведении медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Врачебная тайна - одна из важных сторон частной жизни человека. С появлением СМИ эта проблема стала ещё более насущной и злободневной.
Медицинская деонтология учит тому, что врач часто оказывается обладателем интимных сведений, получаемых от больных. И если доверительный откровенный разговор больного с врачом станет известным широкому кругу знакомых больного, то такой врач, разгласивший тайну страдающего, навсегда потеряет у него не только авторитет, но и всякое доверие.
Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинской сестры должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.
Похожие публикации