Статья на тему «Профессиональная этика»

0
0
Материал опубликован 19 March 2020

Профессиональная этика педагогических работников – совокупность моральных норм, определяющих их отношение к своему профессиональному долгу и ко всем участникам отношений в сфере образования.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит ряд норм, касающихся профессиональной этики:

обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики;

предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальных нормативных актах образовательной организации;

определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации.


Свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности основывается на нравственных критериях и традициях, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности.


Свод общих принципов профессиональной этики служит целям:


содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников образования;

поддержания нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;

регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.



Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в образовательное учреждение, вправе принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.


Нормы педагогической этики


Обязательства педагогических работников как педагогов:


Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие принципы:

законность;

светскость;

профессионализм;

компетентность;

ответственность;

справедливость;

честность;

гуманность;

демократичность;

объективность;

взаимоуважение;

конфиденциальность.

Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;

исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как образовательного учреждения в целом, так и каждого педагогического работника;

осуществлять деятельность в пределах своих полномочий;

соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных объединений, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

уведомлять администрацию обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;

проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;

обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;

поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;

не терять чувство меры и самообладания;

соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать

использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;

соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;

поддерживать порядок на рабочем месте.


Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету образовательного учреждения;

пренебрежительных отзывов о деятельности учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;

преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

проявления лицемерия и лжи;

любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;

грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены.

При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов образовательного учреждения в целом.

Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию образовательного учреждения по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.


Обязательства педагогических работников перед обучающимися:


Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:

признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;

сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;

стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;

выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;

при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;

защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;

осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;

прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека и культурными традициями России;

стремятся стать для них положительным примером;

применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и моральных норм.

В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:

навязывания им своих предпочтений;

предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся;

отказа от объяснения не освоенного обучающимися учебного материала, ссылаясь на их личностные и психологические недостатки, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для той и другой стороны);

требовать дополнительную плату (или вознаграждение) за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);

проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;

употребления алкогольных напитки во время исполнения должностных обязанностей;

курения в помещениях и на территории образовательного учреждения.


Обязательства педагогических работников перед коллегами:

Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального

мнения и убеждений; готовы им предложить совет и помощь;

помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами образовательного учреждения;

поддерживают и продвигают их интересы.

В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

обсуждения их недостатков и личной жизни;

фамильярности в отношениях с коллегами.


Обязательства администрации образовательного учреждения перед педагогическими работниками:


Администрация образовательного учреждения должна быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, призвана формировать в учебном заведении благоприятный для эффективной работы морально-психологический климат.

Администрация образовательного учреждения должна делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

Представителям администрации следует:

формировать установки на сознательное соблюдение норм;

быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм;

своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объём информации, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;

помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета, не переходить в общении с коллегами на «ты»;

соблюдать субординацию;

пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления подлости, лицемерия в коллективе;

обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются

сомнения в законности действий педагогических работников.

Представитель администрации не имеет морального права:

перекладывать свою ответственность на подчиненных;

использовать служебное положение в личных интересах;

проявлять формализм, высокомерие, грубость;

создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений, религиозной принадлежности;

демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;

требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;

умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.



Список литературы:


Конституция Российской Федерации;

Декларация профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей, принятой на Третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International), состоявшемся 25-29 июля 2001 г. (Джомтьен, Таиланд).

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей", принятой 5 октября 1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.