Статья на тему «Профессиональная этика»
Профессиональная этика педагогических работников – совокупность моральных норм, определяющих их отношение к своему профессиональному долгу и ко всем участникам отношений в сфере образования.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит ряд норм, касающихся профессиональной этики:
обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики;
предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальных нормативных актах образовательной организации;
определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации.
Свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности основывается на нравственных критериях и традициях, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности.
Свод общих принципов профессиональной этики служит целям:
содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников образования;
поддержания нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в образовательное учреждение, вправе принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.
Нормы педагогической этики
Обязательства педагогических работников как педагогов:
Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие принципы:
законность;
светскость;
профессионализм;
компетентность;
ответственность;
справедливость;
честность;
гуманность;
демократичность;
объективность;
взаимоуважение;
конфиденциальность.
Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы;
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как образовательного учреждения в целом, так и каждого педагогического работника;
осуществлять деятельность в пределах своих полномочий;
соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных объединений, профессиональных или социальных групп и организаций;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
уведомлять администрацию обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
не терять чувство меры и самообладания;
соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
поддерживать порядок на рабочем месте.
Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:
поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету образовательного учреждения;
пренебрежительных отзывов о деятельности учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;
преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
проявления лицемерия и лжи;
любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены.
При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов образовательного учреждения в целом.
Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию образовательного учреждения по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
Обязательства педагогических работников перед обучающимися:
Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:
признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека и культурными традициями России;
стремятся стать для них положительным примером;
применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и моральных норм.
В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:
навязывания им своих предпочтений;
предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся;
отказа от объяснения не освоенного обучающимися учебного материала, ссылаясь на их личностные и психологические недостатки, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для той и другой стороны);
требовать дополнительную плату (или вознаграждение) за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
употребления алкогольных напитки во время исполнения должностных обязанностей;
курения в помещениях и на территории образовательного учреждения.
Обязательства педагогических работников перед коллегами:
Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального
мнения и убеждений; готовы им предложить совет и помощь;
помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами образовательного учреждения;
поддерживают и продвигают их интересы.
В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
обсуждения их недостатков и личной жизни;
фамильярности в отношениях с коллегами.
Обязательства администрации образовательного учреждения перед педагогическими работниками:
Администрация образовательного учреждения должна быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, призвана формировать в учебном заведении благоприятный для эффективной работы морально-психологический климат.
Администрация образовательного учреждения должна делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.
Представителям администрации следует:
формировать установки на сознательное соблюдение норм;
быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм;
своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объём информации, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;
помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета, не переходить в общении с коллегами на «ты»;
соблюдать субординацию;
пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления подлости, лицемерия в коллективе;
обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются
сомнения в законности действий педагогических работников.
Представитель администрации не имеет морального права:
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
использовать служебное положение в личных интересах;
проявлять формализм, высокомерие, грубость;
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений, религиозной принадлежности;
демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации;
Декларация профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей, принятой на Третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International), состоявшемся 25-29 июля 2001 г. (Джомтьен, Таиланд).
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей", принятой 5 октября 1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей.