12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лавлинских Елена Григорьевна361
Россия, Магаданская обл., п. Омсукчан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»

 


 

Рабочая программа

кружка

«Этика: азбука добра»

Направление: общекультурное

для 1- 4 класса

 


 

Педагог: Лавлинских Елена Григорьевна,

учитель начальных классов

(высшая квалификационная категория)



 

2019 г.

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г), Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, с планируемыми результатами начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания кружка. Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как сти

89

мул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (без- нравственных) действий.

 

Возраст детей и сроки реализации. Программа «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан для детей 6,5 – 11 лет на 33 ч в первом классе и 34 ч во 2-4 классах: 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.

Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Формы и методы работы

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

 

 

Учебно-тематическое планирование, 1 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Школьный этикет, 4ч

1

Мы пришли на урок.

1

2

Зачем нужны перемены?

1

3

Мы в школьной столовой.

1

4

Я самостоятельный

1

Правила общения, 8 ч

5

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

1

6

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

7

Дружба каждому нужна

1

8

Мой учитель.

1

9

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

10

Моя семья.

1

11

О тактичном и бестактном поведении

1

12

Путешествие по городу Вежливости

1

О трудолюбии, 5 ч

13

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

14

Как быть прилежным и старательным

1

15

О лени и лентяях

1

16

Как мы трудимся: в школе и дома.

 

1

17

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

1

Культура внешнего вида, 2 ч

18

Основные правила Мойдодыра

1

19

Каждой вещи свое место

1

Внешкольный этикет, 5 ч

20

Правила поведения на улице, в транспорте.

1

21

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

22

Правила поведения в общественных местах

1

23

 

Пожилые люди рядом с нами

1

24

Правила хорошего тона

1

Настроение – не пустяк, 9 ч

25

Мое настроение

1

26

Что меня радует?

1

27

Что меня удивляет?

1

28

Чего я боюсь? Мои страхи.

1

29

Когда я злюсь

1

30

Когда мне стыдно.

1

31

Чем я восхищаюсь?

1

32

Когда я волнуюсь.

1

33

Что я люблю.

1

 

Всего

33 ч

 

Учебно-тематическое планирование, 2 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Школьный этикет, 4ч

1

Дисциплина в школе и классе.

1

2

В библиотеке: люби книгу.

1

3

Книга – твой друг

1

4

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

1

Правила общения, 8 ч

5

Сопереживание, помощь друзьям.

1

6

Дал слово — держи его.

1

7

Диалоги со сверстниками

1

8

О дурных словах и словах-сорняках

1

9

Обман и его последствия

1

10

Дружба каждому нужна

1

11

Умей сказать драке «нет»!

1

12

О жадности и жадинах

1

О трудолюбии, 5 ч

13

Учусь всё делать сам.

1

14

Взаимопомощь дома и в школе.

1

15

Беречь результаты труда.

1

16

Трудности в учебе. Как их преодолеть?

1

17

Конец каждого дела обдумай перед его началом

1

Культура внешнего вида, 2 ч

18

Обрати внимание на свою одежду

1

19

Правила личной гигиены.

1

Внешкольный этикет, 5 ч

20

Правила поведения в общественных местах.

1

21

Бережное отношение к природе.

1

22

Научись вести себя в компании

1

23

Общение по телефону

1

24

Если ты идешь в театр

1

Настроение – не пустяк, 10 ч

25

Время надо беречь.

1

26

Слово лечит, слово ранит.

1

27

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

1

28

О добре и зле

1

29

О зависти

1

30

О хороших и дурных привычках

1

31

Спорить - глупо

1

32

Если ты приглашен на день рождения

1

33

Правила домашнего этикета

1

34

Настроение – не пустяк

1

 

Всего

34 ч

 

Учебно-тематическое планирование, 3 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Школьный этикет, 4ч

1

Дисциплина в школе и классе.

1

2

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

1

3

Права ребенка

1

4

Вокруг света. День летних и осенних именинников.

1

Правила общения, 8 ч

5

Традиции общения в русской семье

1

6

Положительные герои в былинах и сказках

1

7

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

8

Взаимопонимание в классе

1

9

Что такое ответственность

1

10

Я и мои друзья

1

11

Игры на доверие

1

12

Правила этикета: движение при общении

1

13

Правила этикета: знакомство

 

14

Услышать сердце человека

 

15

Справедливость к одноклассникам и к себе

 

О трудолюбии, 2 ч

16

Трудности в учебе. Как их преодолеть?

1

17

Конец каждого дела обдумай перед его началом

1

Культура внешнего вида, 2 ч

18

Изучаем стиль в одежде

1

19

Вырабатывай у себя вкус

1

Внешкольный этикет, 5 ч

20

Правила поведения в общественных местах.

1

21

Что может носовой платок?

1

22

Правила этикета; как дарить подарки

1

23

Экологическая тропа (мир вокруг нас)

1

Настроение – не пустяк, 10 ч

24

Я стараюсь не завидовать

1

25

Я стараюсь не ревновать

1

26

Я стараюсь не обманывать

1

27

Я стараюсь не жадничать

1

28

Я стараюсь не лениться.

1

29

Я стараюсь не хвастаться

1

30

Я стараюсь не брать чужого ( не воровать)

1

31

Я хочу быть умным (много знать)

1

32

Я хочу быть красивым

1

33

Я хочу быть здоровым

1

34

Я хочу быть культурным (вежливым)

34 ч

 

Учебно-тематическое планирование, 4 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Школьный этикет, 4ч

1

Волонтер – душа мероприятия

1

2

Правила поведения в школе

1

3

Твои права и обязанности

1

4

С Днем рождения! День летних и осенних именинников

1

Правила общения, 12 ч

5

Как подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения

1

6

Общение со сверстниками

1

7

О дурных словах и словах сорняках

1

8

Общение по телефону

1

9

Если ты находишься на улице или в общественном транспорте

1

10

Если ты приглашен на день рождения

1

11

Правила поведения за столом

1

12

Как пользоваться столовыми приборами

2

13

Как правильно есть некоторые продукты

1

14

Как правильно сервировать стол

1

15

Если ты принимаешь гостей

1

О трудолюбии, 4 ч

16

Выиграть или заработать

1

17

Кто труд уважает, тот хлеб не бросает

1

18

Я – будущая хозяйка . Я – будущий хозяин.

1

19

О бережливости и хозяйственности

1

Культура внешнего вида, 6 ч

20

Если ты хочешь быть красивым

1

21

Ежедневно соблюдай правила личной гигиены

1

22

Обрати внимание на свою одежду

1

23

Научись вести себя в компании

1

24

Красиво и некрасиво

1

25

Хочу быть модной

1

Настроение – не пустяк, 8 ч

26

Умей быть благодарным

1

27

Поделись улыбкою своей

1

28

Правда и ложь

1

29

Умеем ли мы шутить и веселиться

1

30

Дружба мальчиков и девочек

1

31

О милосердии

1

32

О душе и духовном мире

1

33

Человек среди людей

1

 

 

34 ч

 

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты изучения курса этики.

У учащихся будут сформированы:

знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

первоначальные этические представления (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации).

 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;

сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;

классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе);

сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.

работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

ведению диалога;

признанию возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

выражению своего мнения и аргументация своей точки зрения;

уважительному восприятию других точек зрения.

 

Предметные результаты

В результате изучения краеведения ученик научится:

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

описывать сюжетную картинку (серию);

оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Ученик получит возможность научиться

Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.

использовать доброжелательный тон в общении;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

 

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана-Граф, 2012. – 192

Архипова Н.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе/ И.А. Архипова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 216

Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»)

Видеоуроки . Нравственное воспитание. 1-4 классы. 24 сюжета. Учителям начальных классов, воспитателям и родителям., 2015, ООО «КОМПЭДУ»

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/02/04/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-moy-kray

http://uchkopilka.ru/

http://akunb.altlib.ru/

http://www.myaltai.ru/

 

Оборудование:

АРМ учителя

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.