Рабочая программа кружка «Этика: азбука добра»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»
Рабочая программа
кружка
«Этика: азбука добра»
Направление: общекультурное
для 1- 4 класса
Педагог: Лавлинских Елена Григорьевна,
учитель начальных классов
(высшая квалификационная категория)
2019 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с планируемыми результатами начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания кружка. Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как сти
89
мул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (без- нравственных) действий.
Возраст детей и сроки реализации. Программа «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан для детей 6,5 – 11 лет на 33 ч в первом классе и 34 ч во 2-4 классах: 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Формы и методы работы
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
— личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; — развивающие нравственное сознание;
— активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Учебно-тематическое планирование, 1 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Школьный этикет, 4ч |
||
1 |
Мы пришли на урок. |
1 |
2 |
Зачем нужны перемены? |
1 |
3 |
Мы в школьной столовой. |
1 |
4 |
Я самостоятельный |
1 |
Правила общения, 8 ч |
||
5 |
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? |
1 |
6 |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
1 |
7 |
Дружба каждому нужна |
1 |
8 |
Мой учитель. |
1 |
9 |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
1 |
10 |
Моя семья. |
1 |
11 |
О тактичном и бестактном поведении |
1 |
12 |
Путешествие по городу Вежливости |
1 |
О трудолюбии, 5 ч |
||
13 |
Что помогает учиться лучше (старательность)? |
1 |
14 |
Как быть прилежным и старательным |
1 |
15 |
О лени и лентяях |
1 |
16 |
Как мы трудимся: в школе и дома.
|
1 |
17 |
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). |
1 |
Культура внешнего вида, 2 ч |
||
18 |
Основные правила Мойдодыра |
1 |
19 |
Каждой вещи свое место |
1 |
Внешкольный этикет, 5 ч |
||
20 |
Правила поведения на улице, в транспорте. |
1 |
21 |
«Спасибо» и «пожалуйста». |
1 |
22 |
Правила поведения в общественных местах |
1 |
23
|
Пожилые люди рядом с нами |
1 |
24 |
Правила хорошего тона |
1 |
Настроение – не пустяк, 9 ч |
||
25 |
Мое настроение |
1 |
26 |
Что меня радует? |
1 |
27 |
Что меня удивляет? |
1 |
28 |
Чего я боюсь? Мои страхи. |
1 |
29 |
Когда я злюсь |
1 |
30 |
Когда мне стыдно. |
1 |
31 |
Чем я восхищаюсь? |
1 |
32 |
Когда я волнуюсь. |
1 |
33 |
Что я люблю. |
1 |
|
Всего |
33 ч |
Учебно-тематическое планирование, 2 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Школьный этикет, 4ч |
||
1 |
Дисциплина в школе и классе. |
1 |
2 |
В библиотеке: люби книгу. |
1 |
3 |
Книга – твой друг |
1 |
4 |
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
1 |
Правила общения, 8 ч |
||
5 |
Сопереживание, помощь друзьям. |
1 |
6 |
Дал слово — держи его. |
1 |
7 |
Диалоги со сверстниками |
1 |
8 |
О дурных словах и словах-сорняках |
1 |
9 |
Обман и его последствия |
1 |
10 |
Дружба каждому нужна |
1 |
11 |
Умей сказать драке «нет»! |
1 |
12 |
О жадности и жадинах |
1 |
О трудолюбии, 5 ч |
||
13 |
Учусь всё делать сам. |
1 |
14 |
Взаимопомощь дома и в школе. |
1 |
15 |
Беречь результаты труда. |
1 |
16 |
Трудности в учебе. Как их преодолеть? |
1 |
17 |
Конец каждого дела обдумай перед его началом |
1 |
Культура внешнего вида, 2 ч |
||
18 |
Обрати внимание на свою одежду |
1 |
19 |
Правила личной гигиены. |
1 |
Внешкольный этикет, 5 ч |
||
20 |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
21 |
Бережное отношение к природе. |
1 |
22 |
Научись вести себя в компании |
1 |
23 |
Общение по телефону |
1 |
24 |
Если ты идешь в театр |
1 |
Настроение – не пустяк, 10 ч |
||
25 |
Время надо беречь. |
1 |
26 |
Слово лечит, слово ранит. |
1 |
27 |
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). |
1 |
28 |
О добре и зле |
1 |
29 |
О зависти |
1 |
30 |
О хороших и дурных привычках |
1 |
31 |
Спорить - глупо |
1 |
32 |
Если ты приглашен на день рождения |
1 |
33 |
Правила домашнего этикета |
1 |
34 |
Настроение – не пустяк |
1 |
|
Всего |
34 ч |
Учебно-тематическое планирование, 3 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
|
Школьный этикет, 4ч |
|||
1 |
Дисциплина в школе и классе. |
1 |
|
2 |
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
1 |
|
3 |
Права ребенка |
1 |
|
4 |
Вокруг света. День летних и осенних именинников. |
1 |
|
Правила общения, 8 ч |
|||
5 |
Традиции общения в русской семье |
1 |
|
6 |
Положительные герои в былинах и сказках |
1 |
|
7 |
Отрицательные герои в литературных произведениях |
1 |
|
8 |
Взаимопонимание в классе |
1 |
|
9 |
Что такое ответственность |
1 |
|
10 |
Я и мои друзья |
1 |
|
11 |
Игры на доверие |
1 |
|
12 |
Правила этикета: движение при общении |
1 |
|
13 |
Правила этикета: знакомство |
|
|
14 |
Услышать сердце человека |
|
|
15 |
Справедливость к одноклассникам и к себе |
|
|
О трудолюбии, 2 ч |
|||
16 |
Трудности в учебе. Как их преодолеть? |
1 |
|
17 |
Конец каждого дела обдумай перед его началом |
1 |
|
Культура внешнего вида, 2 ч |
|||
18 |
Изучаем стиль в одежде |
1 |
|
19 |
Вырабатывай у себя вкус |
1 |
|
Внешкольный этикет, 5 ч |
|||
20 |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
|
21 |
Что может носовой платок? |
1 |
|
22 |
Правила этикета; как дарить подарки |
1 |
|
23 |
Экологическая тропа (мир вокруг нас) |
1 |
|
Настроение – не пустяк, 10 ч |
|||
24 |
Я стараюсь не завидовать |
1 |
|
25 |
Я стараюсь не ревновать |
1 |
|
26 |
Я стараюсь не обманывать |
1 |
|
27 |
Я стараюсь не жадничать |
1 |
|
28 |
Я стараюсь не лениться. |
1 |
|
29 |
Я стараюсь не хвастаться |
1 |
|
30 |
Я стараюсь не брать чужого ( не воровать) |
1 |
|
31 |
Я хочу быть умным (много знать) |
1 |
|
32 |
Я хочу быть красивым |
1 |
|
33 |
Я хочу быть здоровым |
1 |
|
34 |
Я хочу быть культурным (вежливым) |
34 ч |
Учебно-тематическое планирование, 4 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
|
Школьный этикет, 4ч |
|||
1 |
Волонтер – душа мероприятия |
1 |
|
2 |
Правила поведения в школе |
1 |
|
3 |
Твои права и обязанности |
1 |
|
4 |
С Днем рождения! День летних и осенних именинников |
1 |
|
Правила общения, 12 ч |
|||
5 |
Как подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения |
1 |
|
6 |
Общение со сверстниками |
1 |
|
7 |
О дурных словах и словах сорняках |
1 |
|
8 |
Общение по телефону |
1 |
|
9 |
Если ты находишься на улице или в общественном транспорте |
1 |
|
10 |
Если ты приглашен на день рождения |
1 |
|
11 |
Правила поведения за столом |
1 |
|
12 |
Как пользоваться столовыми приборами |
2 |
|
13 |
Как правильно есть некоторые продукты |
1 |
|
14 |
Как правильно сервировать стол |
1 |
|
15 |
Если ты принимаешь гостей |
1 |
|
О трудолюбии, 4 ч |
|||
16 |
Выиграть или заработать |
1 |
|
17 |
Кто труд уважает, тот хлеб не бросает |
1 |
|
18 |
Я – будущая хозяйка . Я – будущий хозяин. |
1 |
|
19 |
О бережливости и хозяйственности |
1 |
|
Культура внешнего вида, 6 ч |
|||
20 |
Если ты хочешь быть красивым |
1 |
|
21 |
Ежедневно соблюдай правила личной гигиены |
1 |
|
22 |
Обрати внимание на свою одежду |
1 |
|
23 |
Научись вести себя в компании |
1 |
|
24 |
Красиво и некрасиво |
1 |
|
25 |
Хочу быть модной |
1 |
|
Настроение – не пустяк, 8 ч |
|||
26 |
Умей быть благодарным |
1 |
|
27 |
Поделись улыбкою своей |
1 |
|
28 |
Правда и ложь |
1 |
|
29 |
Умеем ли мы шутить и веселиться |
1 |
|
30 |
Дружба мальчиков и девочек |
1 |
|
31 |
О милосердии |
1 |
|
32 |
О душе и духовном мире |
1 |
|
33 |
Человек среди людей |
1 |
|
|
|
34 ч |
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты изучения курса этики.
У учащихся будут сформированы:
знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
первоначальные этические представления (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;
сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;
классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе);
сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
ведению диалога;
признанию возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
выражению своего мнения и аргументация своей точки зрения;
уважительному восприятию других точек зрения.
Предметные результаты
В результате изучения краеведения ученик научится:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Ученик получит возможность научиться
Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана-Граф, 2012. – 192
Архипова Н.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе/ И.А. Архипова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 216
Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»)
Видеоуроки . Нравственное воспитание. 1-4 классы. 24 сюжета. Учителям начальных классов, воспитателям и родителям., 2015, ООО «КОМПЭДУ»
Интернет-ресурсы:
http://uchkopilka.ru/
http://akunb.altlib.ru/
Оборудование:
АРМ учителя