Конспект урока по физике в 7 классе на тему «Механическая работа»

2
0
Материал опубликован 28 May 2020 в группе



Всероссийский дистанционный конкурс для учителей физики и информатики на лучшую методическую разработку «Конспект урока»



Предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: механическая работа

Продолжительность урока: 40 мин

УМК: Перышкин А.В.

Тип урока: обяснение нового материала

 Задачи:

Обучающие: Формировать у учащихся умения: сравнивать, анализировать, систематизировать, а также переносить знания в новые ситуации. Учить планировать свою учебную деятельность при построении ответа, выполнении поставленных задач.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания на основе усвоенного учебного материала, формулировать цели урока.

Воспитательные: Создать условия для  мотивации изучения физики, используя разнообразные приемы учебной деятельности; учить работе в группе и с уважением относится к чужой точки зрения.

Планируемые результаты:

личностные:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

предметные:

знать: определение механической работы, условия совершения работы, формулу работы, единицы измерения работы;

уметь: осуществлять перевод единиц измерения механической работы, решать задачи на применение формулы работы.


Организационный этап (1 минута )

Приветствие учащихся, проверка посещаемости.

Мотивационный этап (4 минуты)

Учитель: Начнем наш урок с того, что попрошу всех вас достать лист из файла, который называется, индивидуальная карта ученика (приложение 1). Сегодня будем работать с этим листом, поэтому не забудьте его подписать. В течение урока в нужный момент вы ее будете заполнять, и после окончания урока сдаете на проверку. Все готовы?

Учитель: На каждой парте лежит 2 файла. Возьмите файл под номером 1, и достаньте поговорки и пословицы (учителю предварительно их необходимо разрезать пополам). Теперь нужно объединится в группы по 4 человека, и собрать пословицы/поговорки.

Работа в группах по сбору пословиц и поговорок

Учитель просит каждую группу озвучит по одной поговорке/пословице, остальные проверяют.

Учащиеся (предполагаемые ответы):

-когда работающих много - работа спорится;

-кто рано встает, тому бог падает;

-работать не заставят и есть не посадят;

-бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань.

Учитель: Какое слово, какой общий смысл объединяет все эти пословицы и поговорки?

Ученики (предполагаемый ответ): (труд, работа).

Учитель: А что вы понимаете под словом работа в обыденной жизни?

Учащиеся: Работа в обыденной жизни – это действие человека или устройства.

Учитель: Но это понятие используется не только в обыденной жизни, но и очень часто в физике. Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

Учащиеся: о работе с точки зрения физики.

Учитель: Записываем в вашу карту тему урока: Механическая работа.

Объяснение нового материала (20 минут)

Учитель: Предлагаю вам проверить, как работает ваша интуиция. В ваших картах есть таблица, в ней ряд примеров, вам необходимо предположить совершается ли механическая работа с точки зрения физики в данных примерах. Даю вам 1 минуту.

Задание №1: заполните таблицу.



Если вы считаете, что работа совершается поставьте «+». Если не совершается, то «-»

Гиря, которая весит на нити

Пассажир, который едет в автобусе

Вода давит на стенку сосуда

Ветер, гоняющий по небу облака

Муха, летающая по небу








Учитель: Поднимите руку, кто считает ,что в первом случаи работа совершается? Кто против? Во втором случаи? И т.д.

Хорошо ответы у вас зафиксированы, теперь давайте сформулируем цели урока , что мы должны узнать или сделать, чтобы дать уже правильный ответ на только что выполненное задание. Слова подсказки у вас есть в ваших картах (учащиеся формулируют )

-Мы познакомимся ….

-Мы узнаем о ….

-Мы научимся ….

Учитель: Начнем мы с условий, при которых совершается механическая работа. У вас в 5 пункте (индивидуальная карта ученика) есть ряд словосочетаний, давайте прочитаем и попробуем выделить из них 2 условия.

Учащиеся читают вслух и формулируют условия:

-Движение поезда под действием силы тяги электровоза

-Перемещение пули вдоль ствола под действием расширяющихся газов

-Движение мяча под действием силы ноги футболиста

-Шарик поднимается под действием Архимедовой силы

-Мяч катится с горы под действием силы тяжести

Условия:

-сила

-путь

Учитель: Рассмотрим вопрос о вычислении работы. Ученый Понселе сформулировал правило для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально) (запись формулы A=F*S).

Из формулы можно сформулировать определение механической работы (учащиеся формулируют самостоятельно).

Работа с формулой: Пояснение физических величин (F-сила, A- механическая работа, S-путь).

В формулу входит понятие СИЛЫ, а какие силы могут входить? Какие силы мы изучили? Достаньте из файла №2 листочки (приложение 2). На листе формата А4 есть ячейки – задания на них нужно приклеить карточки. Время выполнения: 2 минуты. Работаем в группах из двух человек (выполнение работы+ проверка)

Каждая физическая величина имеет единицы работы. Переходим к следующему заданию: заполните пропущенные строки. Для заполнения воспользуйтесь таблицей «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц», она имеется в кабинете.




15 МДж = ______ Дж

15 000 Дж= ________кДж

2 кДж=_________Дж

18 000 000 = ________МДж



Учитель: Работа в физике может быть «-», «+», и быть равна нулю. На стр. 130 вашего учебника найдите и подчеркните простым карандашом, когда работа будет иметь тот или иной знак. Потренируемся. Мяч вверх ,вниз. Под действием какой силы перемещается мяч? Направление перемещение? Значит знак работы? Итак? (формулируем условия, когда работа «+»/ «-»)

На закрепление этой части темы предлагаю выполнить задание : заполнить таблицу в 7 пункте ваших карт.


Совершается ли работа? Если «да», поставь «+», если «нет», поставь «-»

Знак работы? «+», «-», или работа =0.

Действие силы?

Мяч катится с горы




Со дна кастрюли всплывает пузырек




Скользящие санки останавливаются




Шарик весит на нити






Закрепление материала (8 мин)

Учитель: При решении задач по теме «Механическая работа» (надо учитывать знак). Давайте решим на закрепление темы задачу от Григория Остера ,условие у вас в картах.

* Пока Петины друзья занимались общественно полезным трудом, Петя, масса которого 35 кг, залез на самую высокую верхушку берёзы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя? (4 116 Дж)

- Вот такой работоспособный мальчик теперь сидит на берёзе и кричит, чтоб его кто-нибудь оттуда снял.

4. Рефлексия (7 мин)

Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока, где вы заполняли таблицу и проверим ее ,основываясь на полученных вами знаниях (2 мин)

Давайте подведём итог урока. Информацию, которую вы сегодня услашали прошу внести в таблицу .

Определение


Обозначение


Формула


Единицы измерения


Условия


Знак работы


Учитель: Цели урока выполнили?( Ответ учащихся)

Молодцы! Последнее , что мы на сегодня выполним – тест. Желающие могут сдать его на дополнительную отметку.



Какую работу изучают в физике?
А. труд рабочего;
Б. труд инженера;
В. механическую работу

Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
А. ... на тело действует сила.
Б. ... тело движется.
В. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
Б. Автопогрузчик поднимает груз
В.Кирпич лежит на земле

Как обозначается механическая работа?
А. F
Б. S.
В
. A.

Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
А. силу умножить на путь.
Б. сложить силу и путь
В.
путь поделить на силу.

В каких единицах измеряется механическая работа?
А) Н
Б) Па.
В)
Дж

В каком случае сила совершает положительную работу? 
А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.
Б)
Если направление действия силы противоположно направлению движения тела
В)
Работа всегда имеет положительное значение.

Может ли сила совершать отрицательную работу?
А)
Не может.
Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
В)
Может, если тело не двигается

Может ли механическая работа равняться нулю?
А) Не может
Б)
Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
В)
Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения

Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
А)16 Н.
Б)48 Н
В) 4 Н

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

в

б

в

а

в

а

б

в

б



Проверка теста + записываем домашнее задание, подведение итогов.


тест взят с https://infourok.ru/mehanicheskaya-rabota-po-fizike-klass-1679637.html




























































Приложение 1

Индивидуальная карта ученика

Фамилия, имя, класс:______________________________________________________

Тема урока:_____________________________________________________________

Заполните таблицу:

Если вы считаете, что работа совершается поставьте «+». Если не совершается, то «-»

Гиря, которая весит на нити

Пассажир, который едет в автобусе

Вода давит на стенку сосуда

Ветер, гоняющий по небу облака

Муха, летающая по небу








4. СЛОВА – подсказки:

-Мы познакомимся ….

-Мы узнаем о ….

-Мы научимся ….



5. Условия, когда выполняется работа:

-Движение поезда под действием силы тяги электровоза

-Перемещение пули вдоль ствола под действием расширяющихся газов

-Движение мяча под действием силы ноги футболиста

-Шарик поднимается под действием Архимедовой силы

-Мяч катится с горы под действием силы тяжести



6. Перевод единиц измерения. Заполните таблицу.



15 МДж = ______ Дж

15 000 Дж= ________кДж

2 кДж=_________Дж

18 000 000 = ________МДж



7. Заполни таблицу


Совершается ли работа? Если «да», поставь «+», если «нет», поставь «-»

Знак работы? «+», «-», или работа =0.

Действие силы?

Мяч катится с горы




Со дна кастрюли всплывает пузырек




Скользящие санки останавливаются




Шарик весит на нити






8. ЗАДАЧА: Пока Петины друзья занимались общественно полезным трудом, Петя, масса которого 35 кг, залез на самую высокую верхушку берёзы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя? РЕШАЕМ В ТЕТРАДИ!

9. Тест (отдельный лист, см. конспект урока)



















































Приложение 2



Подготовка материала для учителя: распечатать на каждую парту учащихся таблицу1,на нее дети будут приклеивать карточки - Таблица2 . Все складываем на стол, или в файлик.

Таблица 1

Сила тяжести

Сила Архимеда

Сила трения

Вес

Силы упругости

Найдите определение среди карточек

Найдите определение среди карточек

Найдите определение среди карточек

Найдите определение среди карточек

Найдите определение среди карточек

Найдите формулу среди карточек

Найдите формулу среди карточек

Найдите формулу среди карточек

Найдите формулу среди карточек

Найдите формулу среди карточек





Таблица 2

Сила, с которой Земля притягивает к себе тела

Сила, действующая со стороны жидкости (газа) на погруженное в них тело

сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению.

Сила, с которой тело действует на опору или подвес, в следствии притяжения к Земле

Сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

F=mg

F=ρVg

F=µmg

P=mg

F=kΔl



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.