Мемориальные доски рассказывают...
Оглавление
Введение _________________________________________________с. 1-3
Методы исследования______________________________________ с. 3
Основная часть_____________________________________________с. 3-6.
1. Мемориальная доска в честь участника Великой Отечественной
войны____________________________________________________с. 3-4
2. Мемориальные доски, посвящённые участникам
локальных вооружённых конфликтов__________________________с.4-5
3. Мемориальная доска в память о мичмане-подводнике__________с. 5
Мемориальные доски, установленные в память о героях труда____________________________________________________с.6
Результаты исследования ___________________________________с. 6
Заключение _______________________________________________с. 6-7
Список использованной литературы __________________________с.8
Приложение______________________________________________с. 9-12
Введение
Для современного общества очень важно сохранить исторические и культурные памятники. Мемориальные доски выступают наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти.
Мемориальная доска — это плита, которая является архитектурно-скульптурным произведением, увековечивающая память об исторических событиях и личностях. ( Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)
Через мемориальные доски мы можем проследить определённые исторические события и узнать о людях, внёсших значительный вклад в историю Новоторъяльского района.
Моя исследовательская работа называется «Мемориальные доски рассказывают...» (О мемориальных досках посёлка Новый Торъял)
Перед началом работы я задалась вопросом:
Владеют ли учащиеся знаниями о мемориальных досках , имеющихся в нашем посёлке?
С этой целью провела анкетирование среди школьников и социологический опрос взрослых.
Вопросы анкеты ( отвечали учащиеся 5 класса — 18 чел.)( Приложение 1)
1. Что такое мемориальная доска?
На данный вопрос правильно ответили 6 человека из 18, что свидетельствует о необходимости ознакомительной работы.
2.С какой целью устанавливают мемориальные доски?
Верно ответили 5 учащихся, что свидетельствует о правильности выбранной темы исследования.
3.На каких зданиях вы видели мемориальные доски в нашем посёлке?
Ответы учащихся распределились так, что видели мемориальные доски
1.
всего лишь 6 учащихся. Это говорит о том, что ребята не владеют информацией.
4. Кому посвящена мемориальная доска на фасаде нашей школы- -интерната?
На данный вопрос верно ответили 12 человек.
Итак, на основе анкетирования было выявлено, что большинство учащихся не владеют информацией о мемориальных досках.
Социологический опрос среди населения района.
Вопрос для опроса ( опрошено 15 человек).
1. На каких зданиях в посёлке вы видели мемориальные доски?
Правильный и полный ответ не дал никто.
Социологический опрос населения и анкетирование учащихся выявили проблему, на решение которой направлена моя исследовательская работа.
Проблемные вопросы, направляющие исследовательскую работу.
1. В нашем посёлке много мемориальных досок, но люди так мало знают о них. Почему?
2. Какие мемориальные доски установлены в нашем посёлке?
Актуальность темы исследования.
1. Очень часто люди не обращают достаточного внимания на мемориальные доски, а ведь каждая мемориальная доска несёт в себе частицу истории нашего посёлка, позволяет изучить его жизнь в разное историческое время.
2. Актуальность работы заключается и в необходимости решения вопроса учета и контроля памятных досок, находящихся в посёлке. В настоящее время не опубликовано ни одного издания, касающегося количественного состава и местонахождения мемориальных досок.
3. Моя работа знакомит гостей и жителей посёлка с его культурным пространством, а также способствует формированию патриотических чувств.
Новизна исследования:
– впервые проделана работа - собрать и объединить имеющуюся информацию об архитектурных памятниках, увековеченную в мемориальных досках, и описать её;
– показана уникальность исторических событий и лиц, достойных сохранения в памяти потомков;
– зафиксированы тексты надписей мемориальных досок, позволяющие восстановить их в случае утраты или повреждения.
Цель: привлечь внимание жителей посёлка к достопримечательностям родного посёлка, упорядочить известные и малоизвестные факты по данной теме, воспитать уважения к людям, память о которых нужно хранить и беречь.
2.Задачи:
1. Показать значение мемориальных досок в сохранении исторической и культурной памяти посёлка;
2. Составить аннотированный каталог мемориальных досок и выпустить буклет
3. Разработать сценарий для проведения классного часа и заочной экскурсии на тему: «Мемориальные доски рассказывают…» для учащихся школы.
4. Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности
5. Продолжить дальнейшую исследовательскую работу по данной теме в рамках района.
Объект исследования: мемориальные доски, расположенные в посёлке Новый Торъял.
Предмет исследования: краеведение, история
Методы исследования: изучение архивных материалов, встреча и беседа с родственниками.
В первую очередь я обратилась в краеведческий музей, чтобы узнать, где установлены мемориальные доски в посёлке Новый Торъял. Затем посетила те места, где они расположены, с целью увидеть, прочитать, сфотографировать и Следующий этап работы — собрать и систематизировать весь найденный материал: изучала архивные материалы краеведческого музея, знакомилась с литературой, имеющейся в районной библиотеке, посетила музей Новоторъяльской средней школы, беседовала с родственниками, пользовалась Интернет-ресурсами.
В результате проделанной работы я установила на территории посёлка Новый Торъял 7 мемориальных досок. Это Лебедеву Михаилу Васильевичу, Свинину Валерию Александровичу, Царегородцеву Владимиру Витальевичу, Орлову Денису Геннадьевичу, Иванову Василию Эльмаровичу, Мосуновой Евдокии Петровне, Полякову Николаю Ивановичу.
Основная часть
Высокой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне, которая унесла миллионы жизней. Десятки тысяч семей лишились родных и любимых.
Не вернулся с войны и наш земляк Лебедев Михаил Васильевич (1925-1945), артиллерист, командир взвода, Герой Советского Союза. (Приложение 2)
Он был призван в армию в апреле 1941 году. Великую Отечественную войну встретил в Литве. 26 сентября в составе штурмовой группы форсировал Днепр в районе села Домоткань Днепропетровской области. В бою за плацдарм находился в боевых порядках пехоты, вёл разведку целей, умело корректировал огонь батареи, чем способствовал удержанию плацдарма и переправе подразделений полка. С боями прошёл Бессарабию, Румынию, Польшу. После тяжёлого ранения умер от ран в госпитале. Похоронен на центральной площади города Мелеца в Польше.
Мемориальная доска установлена на фасаде Новоторъяльской школы-интерната, где учился Михаил Васильевич в бывшем педучилище.
Пусть память будет крепче, как гранит,
И в сердце кровь стучать не перестанет.
Пока есть Русь, она в душе хранит
Погибших на войне в Афганистане.
Память о далёкой афганской войне жива до сих пор и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния. Много горя, бед и страданий принесли жестокие сражения в чужом краю нашему народу. В трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, советские воины, ежечасно подвергаясь опасности, а подчас смертельной, сохранили верность военной присяге, патриотическому и интернациональному долгу. Многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле. Среди них и выпускник Новоторъяльской средней школы Свинин Валерий Александрович (1954-1987), капитан ВВС, кавалер ордена Боевого Красного Знамени. (Приложение 3)
Экипаж самолёта АН-26 выполнял боевой вылет. Ночью, при маневре захода на посадку, самолёт был поражён ракетой ПЗР «Singer» и, столкнувшись с землёй, взорвался. Валерий Александрович геройски погиб в Афганистане. Его полёт был прерван в тридцать три года. Остались жена и дочь.
Память о нём живёт в сердцах родных , торъяльцев, увековечивших память о славном сыне своей земли в памятной мемориальной доске.
Мемориальная доска установлена на фасаде Новоторъяльской СОШ, где учился и мечтал о полётах Валерий Свинин.
В память павших своих земляков,
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Всех участников усталые плечи.
Поколенье, не знавших войны,
Как свою вашу боль принимаем.
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем.
Чечня… Где бы ни прозвучало это слово, у многих оно вызывает чувство горечи, боли. И особенно у матерей, чьи сыновья сложили там свои головы. Чеченская война отняла у Розы Степановны Орловой и Людмилы Царегородцевой частичку их сердец, их сыновей - Дениса и Владимира.
Мы склоняем головы в память выпускников Новоторъяльской средней школы, погибших при исполнении служебного воинского долга в Чеченской республике, принимавших участие в разоружении бандформировании. Их имена высечены на мемориальных досках , установленных на фасаде Новоторъяльской средней школы. (Приложение 4)
Какой подвиг совершили наши мужественные земляки?
Царегородцев Владимир Витальевич (1976-2002), старший лейтенант. (Приложение 5)
Вертолёт МИ-26, где в составе экипажа был старший бортовой авиатехник Владимир , был сбит из переносной установки при посадке на аэродроме Ханкала, снаряд оборвал хвостовое оперение. Опытный экипаж боролся до конца, стараясь отвести «железную птицу» от людей и техники. Вертолёт упал в стороне, экипаж пытался вырваться наружу, но загорелось заправленное топливо, раздался взрыв — и всё. Ему было 26 лет. Остались жена и сын. Награждён орденом Мужества посмертно.
Орлов Денис Геннадьевич (1981-2004), рядовой солдат, телеграфист аппаратной специальной связи. (Приложение 5)
Начальник узла связи обнаружил отсутствие связи на линии военной комендатуры. На устранение обрыва был направлен суточный наряд, куда входил и рядовой Орлов. Связь была восстановлена, боевое задание выполнено. Его недолгая жизнь будет служить примером для юношей, которые хотят стать настоящими мужчинами — добрыми и сильными духом.
Награждён орденом Мужества посмертно.
Стекут слезой по золоту имён,
По датам, оборвавшим жизнь в зените.
Печально-тихий колокольный звон
Как будто шепчет: «Мальчики, простите..»
Весть о том, что погиб весь экипаж 118 военных моряков подводного атомного крейсера «Курск» в Баренцевом море в результате катастрофы, привёл семью Ивановых, проживающих в деревне Чуксола, в шоковое состояние. Их сын и брат Василий был одним из членов экипажа и находился в девятом отсеке. В носовом отсеке подводной лодки «Курск» по неустановленной до сих пор причине произошла катастрофа — взорвалась торпеда.
Иванов Василий Эльмарович (1977-2000), мичман-подводник, учился в Новоторъяльской средней школе. (Приложение 6). В памяти одноклассников и педагогов он остался трудолюбивым, справедливым, честным, добрым. Ему можно было доверять любое дело и не контролировать — его выполнение было гарантировано. Василий ушёл из жизни в 23 года.
Мемориальная доска установлена на фасаде любимой школы.
Следующая мемориальная доска установлена на фасаде дома №18 поулице Молодёжная в честь Мосуновой Евдокии Петровны (1919-1997), механизатора, труженицы тыла, Героя Социалистического Труда. В этом доме она проживала свои последние годы. (Приложение 7).
Она села на трактор по призыву первой в СССР женщины-трактористки Паши Ангелиной. Окончила Ардинскую школу механизации в 1935 году. Главной чертой её характера было трудолюбие. Едва забрезжит рассвет её маленький колёсный трактор уже работал на поле. Трудилась она, забывая о сне и отдыхе. Знала, что её труд нужен фронту.
Как девчонкой трудилась до пота,
Руки были хотя не крепки.
«Ох, и можешь ты, Дуся, работать!»-
Говорили в селе старики.
(отрывок из стихотворения «На таких держится Россия» Л.Васинова)
Самое дорогое у человека — жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Вот так прожил свою жизнь Поляков Николай Иванович (1948-2002), умелый руководитель и организатор сельского хозяйства, Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Марий Эл. (Приложение 8).
Крестьянский сын, выходец из марийской деревни прошёл нелёгкий, но славный путь от механика до депутата Государственной думы Российской Федерации. 23 года проработал председателем колхоза «Первое мая». Пользовался огромным уважением и заслуженным авторитетом среди колхозников, жителей района и республики своим профессионализмом, широкой эрудицией. Он любил свою работу, умел общаться с людьми, убеждать их, проявлял человечность и готовность прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях.
Мемориальная доска установлена на улице Полякова 1, где поживал Николай Иванович со своей семьёй.
Результаты работы имеют практическую значимость:
Проведён учет памятных досок и мониторинг их состояния.
● Составлена презентация "Мемориальные доски посёлка Новый Торъял".
● Выпущен буклет «Мемориальные доски рассказывают..» (О мемориальных досках посёлка Новый Торъял)
● Разработан сценарий для проведения классного часа на тему: «Герои земли торъяльской».
● Определён маршрут по посёлку Новый Торъял для проведения экскурсии для учащихся 2-4 классов по теме: «Мемориальные доски рассказывают...»
6.Заключение
В процессе исследовательской деятельности мне удалось сделать следующие выводы:
1. Установить, что на территории посёлка размещено 7 мемориальных досок.
2. Собрать и проанализировать документальный материал о наших земляках, об их жизни и вкладе в развитие района, страны; о службе и совершённых им подвигах.
3. Осуществить фотосъёмку для заочной экскурсии и музейной экспозиции.
Список использованной литературы:
1. Марийская биографическая энциклопедия. Йошкар-Ола,
Мар. Биографический центр, 2007г.-с.486.
2.Статьи из газеты «Сельская новь». 18 декабря 2009г., 18 февраля 2011г.,
6 ноября 2002г., 17 марта 2006г.
3. Они ковали победу. Труженикам тыла Новоторъяльского района посвящается. Йошкар-Ола, Издательство «Стринг»,2010г.-201с.
4. Книга памяти. Вспомним всех поимённо. Йошкар-Ола,
Марийское книжное издательство, 1994г.- 355с.
5. Солдаты необъявленной войны. Новоторъяльский район, ООО «Печатный дом Мерзляковых» 2015г.-280с.
6.«Словарь русского языка» С.И.Ожегов, М. , изд. «Просвещение», 1980г. (Переизданное), с. 796.
8.Приложение1. Анкетирование учащихсяВопросы.
1. Что такое мемориальная доска?
2.С какой целью устанавливают мемориальные доски?
3.На каких зданиях вы видели мемориальные доски в нашем посёлке?
4. Кому посвящена мемориальная доска на здании нашей
школы- интерната?
Анкета учащихся
№ вопросов п/п Опрошено учащихся Ответили верно
1 вопрос 18 6
2 вопрос 18 5
3 вопрос 18 6
4 вопрос 18 12
Приложение 2. Фотография и мемориальная доска М.В.Лебедева