12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степанова Е.М.19

Обособленное структурное подразделение «Детский технопарк «КВАНТОРИУМ» Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»






Конспект урока ко дню космонавтики

«Большое космическое путешествие»









Разработчик:

педагог дополнительного образования

Степанова Е.М




Липецк 2021

Цели: расширение кругозора учащихся о космосе и истории космонавтики; формирование дружеских отношений, работа в команде.

Задачи:

- воспитывать уважение к достижениям страны;

- сформировать интерес к изучению космоса;

- формирование гражданской позиции, патриотизма;

Оборудование: экран и проектор (или ноутбук), презентация, таблички с названиями команд («Ио», «Каллисто», «Ганимед», «Титан» и «Европа»), бумага(листы а4), цветные карандаши, мешочек с разноцветными жетонами для разбиения на команды (не обязательно), сладкие призы и грамоты для победителей.

Действующие лица: дети, ведущие (2 человека)

Возраст: 10+



Сценарий

Игра «Большое космическое путешествие»


Если есть необходимость в разбиении на команды, при входе каждый ребенок должен вытянуть из мешочка жетон, формируя команды одного цвета. Число команд и человек в каждой команде корректируется. На местах, где будут сидеть дети, заранее установлены таблички с названиями, раскрашенные в цвета жетонов. Минимальное количество команд – 3 («Ио», «Титан» и «Европа» как самые известные спутники).

Желательно, чтобы презентация показывалась на специальном экране или просто на белой стене, но, если детей не очень много, можно показывать на экране ноутбука, задания все равно дублируются вслух.


Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы придумали для вас небольшое приключение. Думаю, все знакомы с фантастическими фильмами и книгами, да? Много знаете о космосе? Хотели бы полетать?

(ответы детей)

Ведущий 2:А знаете ли вы, с чего все началось? Без чьих книг не было бы фильмов Стражей Галактики? Хотите узнать?

(эпическая музыка из «Звездных войн»)

Ведущий 1: Тогда приготовьтесь, мои юные падаваны, вас ждет «Большое космическое путешествие»!


Ведущий 2: Итак, сегодня мы с вами говорим о космосе. И не просто поговорим, а проверим, насколько внимательно вы смотрели фильмы и слушали учителей. Вас еще на входе разбили на команды. Посмотрите на названия своих команд. Знаете ли вы, что они означают?

Ведущий 1: Конечно, все названия связаны с космосом, и, уверены, вы их слышали. Эти космические тела находятся недалеко друг от друга и очень похожи.

(паузу не затягивать, если дети не знают, пояснить)

Ведущий 2: Это самые известные спутники крупнейших планет Солнечной системы. Рея и Титан – спутники Сатурна, у него всего 62 спутника, а Ио, Каллисто, Ганимед и Европа – спутники Юпитера, у него их 79.

Ведущий 1: Вы, конечно, могли этого не знать. Но кое-что знает каждый человек, рожденный в эпоху космических открытий. Когда отмечают День Космонавтики и почему именно в этот день?

(ответы детей)

Ведущий 2: Правильно, День космонавтики отмечают 12 апреля, потому что именно в этот день в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе.

Ведущий 1:С тех пор много воды утекло, а космос изучался все больше и больше. Освоение космоса - очень важная вещь для всего человечества. Изучение Вселенной помогает ученым узнать, как формируются планеты и галактики, а, значит, понять, как сформировалась наша планета и по каким законам она существует. И, конечно, все мы ждем того времени, когда каждый сможет путешествовать на другие планеты.

Ведущий 2: Поэтому сегодня мы хотим проверить ваши знания о космосе. По итогам нашего Путешествия самая космически сообразительная команда получит призы! Мы будем задавать вам вопросы, а вы тяните руки, чтобы ответить. Не стесняйтесь советоваться в команде и выдвигать самые смелые предположения. Смелость города берет!

Ведущий 1: За правильный ответ вам будет засчитываться 1 балл. Спрашивать будем тех, кто поднимет руку, а не будет кричать.

(считать баллы можно посадить ребенка, который совсем не хочет участвовать или специально взять помощника)


История изучения космоса

Ведущий 2: Начнем с самой-самой древности.

Какой древние люди считали Землю? (плоской)

На чем стояла наша плоская Земля? (киты, слоны, черепаха)

Так в древности, а некоторые и сейчас, думали, что Земля плоская, стоит на китах, киты стоят на слонах, а слоны на черепахе, которая плывет по большому космическому океану. Но не все были с этим согласны. Еще в глубокой-глубокой древности философы Пифагор и Аристотель считали, что Земля круглая, потому что наблюдали лунные затмения.

А вы знаете, почему происходят затмения?

Мы можем видеть Лунные и Солнечные затмения. Они происходят тогда, когда Земля Луна и Солнце встают в одну линию так, чтобы тень одного закрывала для нас обзор. При Солнечном – обзор закрывает луна, а при лунном сама земля отбрасывает тень. Поэтому если бы земля была плоской, тень на Луне тоже была бы плоской.

Ведущий 1:

Это первый человек, совершивший кругосветное путешествие и убедившийся на практике, что Земля круглая. (Фернан Магелан )

Этим человеком был Фернан Магеллан, совершивший кругосветку 1519-1522. Далее, когда ученые мира сошлись на том, что наша планета круглая, стали строить модели Солнечной системы. И сначала люди думали, что мы во Вселенной главные, Земля находится в центре системы и все крутится вокруг нас. Такую систему назвали Геоцентрической, от слова «гео» - земля.

Ведущий 2:

Но спустя много лет, в эпоху возрождения ворвался ученый, который считал, что Земля вращается вокруг Солнца. Знаете, кто это? (Коперник)

Это Николай Коперник. Он говорил не только о том, что Земля вращается вокруг Солнца, он так же установил, что земля вращается вокруг себя в периодом в сутки, вокруг Солнца с периодом в год и вычислил расстояние от планет до Солнца и периоды их обращений. Но ему здорово не повезло: его сожгли как еретика в Париже на Площади Роз.

Ведущий 1: Теперь, когда мы определились с тем, как выглядит солнечная система, можно углубиться в ее изучение.

Назовите планеты Солнечной системы по порядку.

Вы наверняка знаете, что Плутон лишили статуса планеты. Давайте рассмотрим историю изучения этой карликовой планеты на задворках Солнечной системы.

Ведущий 2:

Существование Плутона было предсказано еще в 1906 году из-за влияния на орбиту Нептуна, но только в 1930 году объявили о его открытии, когда наконец удалось рассмотреть его на снимках.

Статус планеты этот ледяной объект потерял в 2006 году, когда было уточнено понятие термина “планета”. Планета должна вращаться вокруг солнца, не быть спутником, поддерживать сферическую форму и расчистить район своей орбиты от других объектов. Карликовые планеты могут все, кроме последнего пункта. Но это не мешает им самим иметь спутники. К примеру, у Плутона целых 4 спутника: Никта, Гидра, Кербер и Стикс.

Ведущий 1:

Карликовых планет на самом деле очень много, у многих есть свои спутники. Но многие из них еще не получили названия. На рисунке самые крупные: Макемаке, Эрида, Хаумеа, Квавар, Седна, Оркус, Салация. Практически все карликовые планеты находятся рядом с Плутоном, в Поясе Койпера. Вы можете рассмотреть их орбиты относительно Плутона. И лишь Церера находится в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Фактически, Церера - самый большой астероид в Солнечной системе.

Ведущий 2: А вот этот объект 2007or10 - самое крупное космическое тело в Солнечной системе, у которого до прошлого года не было названия. Недавно в интернете проходило голосование на выбор имени, в котором участвовала и я. Выбрали название Гун-гун, это китайский бог воды.


Подвижная игра «Полетели!»

Каждому раздается листок бумаги а4 и цветные карандаши.

На подготовку самолетиков дается 2-3 минуты, затем вся команда выстраивается в ряд и одновременно запускает свои самолетики. Ведущий отмечает место падения самого дальнего, остальные самолетики забирают дети. Победит команда, чей самолет улетит дальше всех.


Ведущий 1: Гагарин полетел, а сейчас и мы полетаем! Вам раздали листы бумаги. Ваша задача – сконструировать достойный летательный аппарат, самолетик. Поставьте на нем отличительный знак своей команды. До запуска 2 минуты. Победит та команда, чей самолет долетит дальше.

(запуск самолетиков)

Ведущий 2: Отлично, вы все молодцы. Оставьте свои самолетики себе, но, пожалуйста, не устраивайте повторные запуски, это опасно и пока так умеет делать только Илон Маск.


Главные герои космонавтики

Ведущий1:

Мы проследили развитие исследований космоса с древности до настоящего времени. Теперь давайте поговорим про героев космонавтики. В этом туре вы можете отгадывать известных личностей и не только по фото или описанию. Здорово, если вы можете что-то о них рассказать самостоятельно. Можете рассказать, что вы о них знаете, кроме того, что сказали мы, и получить дополнительный балл своей команде.

Основоположник теоретической космонавтики (Константин Циолковский)

Главный конструктор СССР (Сергей Королев)

Первый искусственный спутник Земли (Спутник-1)

Первая собака-космонавт (Лайка)

Первые вернувшиеся из космоса собаки (Белка и Стрелка)

Первый в космосе (Юрий Гагарин)

Второй в космосе, первый длительный полет, самый молодой космонавт в истории (Герман Титов)

Первая женщина, единственная совершила полет в одиночку (Валентина Терешкова)

Первый в открытом космосе (Алексей Леонов)

Первые на Луне (Аполлон-11: Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Базз Олдрин) (+балл за Коллинза и Олдрина)




Ведущий 2:

Космическая гонка началась с запуском советского Спутника-1, но закончилась дружбой: советско-американской программой «Союз-Аполлон» в 1975 году. С этого времени началось международное космическое сотрудничество, позволяющее совершать больше и больше открытий. Наша гонка почти закончена, мы переходим к викторине.


Кино-блиц

Вопросы задаются всем, отвечает тот, кто первый поднял руку. Если дети не могут отгадать, можно дать подсказку в виде сюжета фильма или каких-то запоминающихся деталей: главных актеров, например.

Можно засчитать правильный ответ, если ребенок может пересказать сюжет или называет очень-очень близкое, но не точное, название.

Ведущий 1: На экране вы увидите кадр из фильма или мультфильма, связанного с космосом. Если вы его знаете, поднимайте руку. Если вы задержитесь с ответом, мы можем дать подсказку по сюжету. Готовы?


Звездные войны

Тайна третьей планеты

Валл-и

Рик и Морти

Стражи Галактики

Незнайка на Луне

Люди в Черном

Интерстеллар

Кин-дза-дза

Звездный путь (Star Track)

Марсианин

Время первых

Доктор Кто

Путешествие на Луну (Самый первый художественный фильм, 1902)

Армагеддон

Пятый элемент

Хищник

Вспомнить все

Смешарики пин-код

Прибытие

Валериан и город тысячи планет

Восхождение Юпитер

Космический рубеж (Final Space)

Мстители


(подведение итогов, подсчет баллов, вручение грамот и сладких призов всем участникам)

Ведущий 2: Большое спасибо, ребята, что приняли участие в нашем Космическом путешествии. Мы сегодня прошли большой путь и самых истоков наблюдения за небесными телами до современности, когда полет в космос стал практически обыденностью.

Ведущий 1: Думаю, в скором времени каждый сможет слетать на Луну в качестве туриста. Надеюсь, нам удалось развить в вас интерес к космонавтике и, может быть, именно среди вас сидит тот изобретатель, который поможет нам покорить космические просторы.

Ведущий 2:Только не забудьте позвать ваших старых вожатых, если будет местечко в круизе до Луны, ладно?

Опубликовано


Комментарии (1)

Панов Егор Игоревич, 24.06.21 в 13:18 0Ответить Пожаловаться
Интересное и познавательное мероприятие!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.